КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестирование функционального состоянияЗдоровье, функциональное состояние и тренированность можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90 % от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы. Свою физическую работоспособность можно узнать, используя известный тест Купера. Знание уровня своей работоспособности необходимо для того, чтобы правильно определять величину тренировочной нагрузки, которую вы в состоянии выполнить без ущерба и с максимальной пользой своему здоровью. При самостоятельных занятиях у людей возникает также естественное желание узнать, чего они достигли в результате тренировок, на правильном ли пути находятся. К.Купер разделил мужчин и женщин по уровню подготовленности на 5 степеней: “очень плохо”, “плохо”, “удовлетворительно”, “хорошо” и “отлично”. В таблице 1 представлены результаты для определения степени физической подготовленности. Методика проведения тестирования по Куперу следующая.Необходимо определить, какую максимальную дистанцию испытуемый способен пробежать в течение 12-ти минут. Тестирование можно проводить самостоятельно или с посторонней помощью. Вот некоторые рекомендации при проведении теста: - если во время бега вы задыхаетесь, замедлите бег до восстановления дыхания; - при крайней усталости, сильной одышке или тошноте необходимо немедленно прекратить занятие; - не старайтесь повторять тест, пока уровень вашей физической подготовленности не будет урегулирован систематическими упражнениями. Важно проводить тестирование в одинаковых условиях: • величина нагрузки в разминке перед каждым тестированием должна быть по возможности равной; • начинать тестирование нужно при одинаковом пульсе (в диапазоне 80-120 уд/мин); • бежать во время тестирования необходимо по ровной поверхности без подъемов и спусков (по дорожке стадиона, дороге и др.); • степень восстановления после предыдущей тренировки перед каждым тестированием должна быть как можно равной; • погодные условия (скорость и направление ветра и др.) во время тестирования должны быть по возможности одинаковыми. Таблица 1 Определение степени подготовленности человека с помощью 12-минутного теста Купера (в км)
Оценка физической работоспособности производится для определения потенциала механизмов энергообеспечения. Известно, что мышечная работа осуществляется за счет трех источников энергии: аэробного, фосфагенного и лактацидного. При этом основу энергопотенциала организма составляют аэробные механизмы. Возможности аэробного энергообразования характеризуют жизнеспособность живой системы в разнообразных условиях существования. Лица с высоким потенциалом энергообразования обладают хорошей устойчивостью к широкому спектру вредных воздействий внешней среды — от недостатка кислорода и низкой температуры до некоторых болезнетворных возбудителей. Известно также, что эндогенные факторы риска развития ишемической болезни сердца и даже развития злокачественных новообразований формируются лишь при снижении максимальных аэробных возможностей до определенного предела. Это явилось основанием применения в физическом воспитании тестов с физической нагрузкой, предназначенных для оценки емкости и мощности аэробных источников энергообразования. К числу наиболее распространенных тестов можно отнести: пробу Сьёстранда (PWC), пробу Мартине-Кушелевского, пробу Руфье, пробу Руфье-Диксона, Гарвардский степ-тест, степ-тест Керша. В ряду перечисленных тестов особую популярность имеет тест PWC, который уже более 20 лет по рекомендации ВОЗ используется при построении программ и контроле за состоянием занимающихся. В физическом воспитании целесообразно использовать модифицированный тест (PWCaf), учитывающий возрастные изменения сердечно-сосудистой системы. Величина индикаторного пульса (af) рассчитывается по формуле: (220 – возраст) *0,87. Полученный результат сравнивается со значениями, приведенными в таблице 2. Таблица 2 Оценка PWCaf у здоровых лиц
Тест PWC, как известно, проводится на велоэргометре, однако требуемая мощность и интенсивность нагрузки может быть достигнута и с использованием различных циклических упражнений: бега, плавания, ходьбы на лыжах и др. Возможности энергетического потенциала организма также характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Способность организма усваивать и утилизировать кислород напрямую связана с уровнем развития этих систем. Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой системы являются частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и артериальное давление (АД). В таблице 3 приведены данные АД и ЧСС, соответствующие различному уровню физического состояния. Таблица 3 Оценка уровня физического состояния по ЧСС (по Н.М. Амосову) и артериальному давлению (по К. Куперу)
Интегральным показателем функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем является уровень максимального потребления кислорода (МПК). Уровень МПК у здоровых лиц, не занимающихся спортом, может быть оценен по таблице 4. Таблица 4 Оценка МПК у здоровых лиц
Оценивание эффективности занятий может осуществляться по техническому результату в физических упражнениях. Результат двигательной деятельности зависит от функционального состояния органов и систем организма, способности к их мобилизации и эффективному использованию резервов. Следует также отметить популярность состязаний и связанных с ними мер оценок физических возможностей человека. Вместе с тем необходимо отметить, что спортивный результат, так же, как и высокий потенциал аэробного энергообразования у спортсменов, тренирующих выносливость, не позволяет в полной мере судить об уровне физического здоровья человека. Это состояние часто достигается в ущерб другим жизнеобеспечивающим системам, например, иммунной. Педагогический контроль - это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях. Содержание педагогического контроля: • контроль за посещаемостью занятий; • контроль за тренировочными нагрузками; • контроль за состоянием занимающихся; • контроль за техникой упражнений; • учет спортивных (контрольных) результатов; • контроль за поведением во время соревнований. Виды педагогического контроля. Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию и за тренировкой в спорте являются: 1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии; 2) определение физической нагрузки во время занятия; 3) контрольные испытания; 4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом. Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности. Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся. При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100 %. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50 %.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |