Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Лексика современного русского языка




Языковые классы слов.

Денотативные группы слов (тематические группы). Именно с них началось изучение парадигматических отношений в лексике. В денотативные (тематические) группы объединяются слова одной части речи, которые обозначают один элемент какой-либо ситуации, одну часть общего целого. Основа их общности – внеязыковая, что обусловливает сходство на уровне денотативно-сигнификативных категориально-лексических сем. Эти признаки заданы «сверху», идут от действительности, а не от анализа лексического значения слов. Примером тематических групп могут быть термины родства, слова со значением цвета, субстантивы, обозначающие виды транспорта, и др.

Тематические группы объединяет слова по принципу «часть / целое», поэтому они не взаимозаменимы в одном контексте, например, «В комнате стоит стул» не равнозначно «В комнате стоит мебель» (мебель – обобщающее понятие по отношению к стулу).

Тематическим группам близки лексико-семантические поля. ЛСП – это совокупность лексических единиц (слов и фразеологизмов), обозначающих средствами языка одну из областей (ситуаций) деятельности. Например, ЛСП является поле восприятия, которое включает в себя субъекта (животное или человек) и объект восприятия, глаголы со значением восприятия (видеть, слышать, наблюдать, осязать, унюхать и т.п.) и под.

Лексико-семантические классы слов – это слова одной части речи, значения которых объединены общими категориально-лексическими семами. К ним относятся: синонимические (СР), антонимические ряды (АР) и лексико-семантические группы (ЛСГ). Они отличаются степенью близости семного состава, который максимален у СР (общие КЛС и большинство ДС), минимален у АР (общие КЛС и ДС, по которой антонимы противопоставлены).

ЛСГ выделяются на основе общей КЛС и соотносительных ДС, которые характеризуют ее разные аспекты. Э. В. Кузнецова предложила категорию «типичных идентификаторов» как основу для выделения ЛСГ глаголов. Идентификаторы – это слова с наиболее общим семантически непроизводным значением, выполняющие функцию выразителей отдельных сем слова. Например, ЛСГ глаголов «приобщения объекта» выделяется по идентификаторам брать / взять, с помощью которых толкуются значения входящих в эту ЛСГ глаголов. Эта КЛС конкретизируется с помощью ДС: 1) количество объекта (набрать, накупить, взять, купить: много или один объект; 2) качество объекта (черпать – «брать воду», удитьрыбу, вдыхать – «вбирать воздух»); 3) местоположение извлекаемого объекта (вынуть, достать, извлечь объект снизу, изнутри); 4) компенсация как способ приобщения объекта (купить – за деньги).

ЛСГ имеет ядро и периферию: к ядру относятся те слова, которые заменяют большинство других членов ЛСГ и минимально отличаются от слов-идентификаторов группы; периферию – слова, которые одновременно входят в 2 и более ЛСГ. Например, ядром ЛСГ глаголов приобщения объекта являются глаголы взять/брать, купить и под., периферией – глагол вдыхать, который входит еще в ЛСГ глаголов физиологического действия.

Синонимические ряды и антонимы изучались в школе и потому здесь рассматриваться не будут.

 

2.2.3. Речевые классы слов. Они выделяются в текстах, являющихся результатом речевой деятельности человека, или в языковой (речевой) способности человека как носителя языка. О последней судят по косвенным данным – ассоциациям, которые свойственны человеку.

Ассоциативные поля – совокупность всех реакций – лексических единиц (любой части речи и сложности), которые связаны в сознании носителя языка с данным словом – стимулом. Например, ассоциативным полем существительного ЗАЧЕТ являются слова разных частей речи, стоящие в начальной и косвенной формах, словосочетания и т.п.: незачет, экзамен; сдан; получить, сдал, сдать, хорошо; автоматом, зачетка, не получить, не сдал, оценка, провал, сессия, труд, трудный; беготня, бессонная ночь, боюсь, быстро, в зачетке, в институте, волнение, дифференцированный, добиться чего-либо, зло, институт, комиссия, конец семестра, кошмар, ма­тематический, мечта, муки совести, наверное, надоел, начет, немедленно, не сдан, нету, по алгебре, по английскому языку, по всему, по истории, по латинскому, по литературе, полный, получил, по немецкому языку, по русскому языку, поставлен, потом расчет, по физике, по ФОП, по чему-либо, провалил, пьянка, сданный, сдать надо, скоро, собака, с оценкой, страх, студент, трудности, удачный, ужас, устный, цель; существительного ПРОФЕССОР – очки; кислых щей, университета; студент, ученый; наук, университет; доктор, доцент, истории, лысый, старый, умный, учитель, физики; академии, академик, борода, ботаник, букварь, дед, дедуш­ка, добрый, дуб, зачет, Иванов, инженер, институт, ин­ститута, интеллектуальный, искусствоведения, Капица, кафедры, китайский, книга, лектор, лекция, лопух, лю­доед, медицины, мудрый, наука, научный муж, о-о-о..., очкарик, очкастый, Персиков, Плейшнер, по филосо­фии, Преображенский, русского языка, сволочь, скоти­на, слушать, солидный, Сорбонны, старик, умный и кап­ризный мужик, умный скучный, филолог, химии, хорошо, человек в очках, экономики, alma mater.

Ассоциации, входящие в ассоциативное поле, характеризуют способ хранения знаний носителя языка в его сознании. Ассоциации могут быть стереотипными и уникальными (в предыдущем абзаце они расположены по мере убывания их частотности), национально и культурно обусловленными. Например, интересные материалы о зависимости ассоциаций от культурно-исторических традиций народа приводит А.А. Залевская. Так, самые частые ассоциации к стимулу хлеб для русских – соль, для узбеков – чай, а для французов – вино.

Московские ученые Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров рассказывают, как в русской школе в инсценировке басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок» никто из ребят не хотел играть роль Волка, а в киргизской школе, наоборот, все захотели быть Волком. Почему? Потому что в киргизском фольклоре (эпос «Манас», сказка «Алтын Куш») волк выглядит совсем не таким, как в русском. Не случайно и ассоциации у киргизов к слову волк (добрый, грозный, сильный, храбрый, красивый, лукавый) совсем не такие, как у русских (по данным Л. Сахарного).

На характере ассоциаций сказывается и особенности географических условий. Так, по данным А. А. Леонтьева, на стимул кисть житель Ярославля ответил: рябины, а житель Душанбе – винограда, что отражает особенности их места жительства.

Ассоциации имеют и профессиональные особенности. По данным
А.А. Леонтьева, на стимул кисть дирижер ответил: плавная и мягкая, медсестра – ампутация, а строитель – волосяная. По нашим наблюдениям, стимул корень вызывает у врача реакцию к. зуба, у лингвиста – морфема, приставка, суффикс, у ботаника – к. дерева, куста, растения и т.п.

Выделяют также гендерные и возрастные особенности ассоциаций. Можно предположить, что разные социальные требования, предъявляемые христианским обществом к мужчинам и женщинам, не могли не сказаться на их взглядах на мир, а следовательно, и на процессах ассоциирования. М. Розенцвейг выделил в отдельную таблицу 17 стимулов, на которые юноши и девушки дали различные первые по частотности реакции. Среди них такие слова, как болезнь (maladie), окно (fenetre), желудок (estomac). На стимул болезнь (maladie) 22 женщины из 184 дали реакцию кpовать (lit), a 17 мужчин из 104 – здоровье (sante). На стимул окно (fenetre)занавеска (rideau, 28) и дверь (porte, 21). Слово желудок (estomac) вызвало у женщин реакцию пищеварение (digestion, 20), а у мужчин живот (ventre,18).

Типы ассоциаций изменяются с возрастом. Это убедительно доказывает эксперимент Вудвортса и Шлосберга, проведенный в 1960 г. на материале английского языка (см. ниже следующую таблицу). Самая частотная реакция взрослых на стимул столстул (парадигматическая реакция), у детей – есть (синтагматическая), на стимул темный у взрослых – светлый, у детей – ночь.

 

Таблица 5. Реакции взрослых и детей на одинаковые стимулы

 

Стимул     Ответ     Частота ответа
1000 детей 1000 взрослых
Стол Есть Стул    
Темный Ночь Светлый    

 

 

Текстовые классы слов. В текстовые классы слов объединяются слова и фразеологизмы, сближающиеся в рамках определенного текста. Вне конкретного текста они относятся к разным, часто далеким, ЛСГ и полям.Например,в современной публицистике выделяются метафорические текстовые поля, которые включают в себя любую идеологически оценочную лексику, характеризующую современный этап развития русского общества, в частности в него входит существительное плен со значением отрицательной оценки («застой», «отсутствие свободы, прогресса, каких-либо изменений к лучшему»: В плену неурядиц. Плен противоречий) и далекие от него, но оценочно близкие субстантивы в переносном значении: паутина, путы, тиски, ловушка, трясина, болото, тупик, лабиринт (на уровне прямых ЛЗ они не близки плену, на уровне речевого употребления передают один семантический компонент: Паутина «тайного братства». В тисках «белой смерти». В трясине ирангейта. Болото коррупции. Тупики «Общего рынка». Лабиринт махинаций.

С ними сближаются также лексемы со значением 1) слова с семой препятствия: подножка, шлагбаум, барьер, ухабы, пороги, тормоза = силы, препятствующие развитию; со значением смерти, конца, «заката» человеческой жизни: смерть, агония, паралич, сумерки, закат, ночь + психоз, гримасы, истерия: Смерть режима, Агония апартеида, Сумерки тирании; 3) метафоры, обозначающие разложение, закат реакционных сил, деградацию их политики; 4) эпидемия, радиация, передающие идею распространения негативных, нежелательных явлений: Радиация ненависти. Радиация насилия. Эпидемия лжи. Эпидемия обаяния; 5) военной тематики: плацдарм, бастион, залп, выстрел – символизирует зло, насилие, агрессию: Залпы клеветы. Бастионы ненависти. Выстрелы лицемерия. Плацдарм провокаций.

Нейтральной доминантой является существительное ПЛЕН, значение которого – стертая метафора.

Для положительно оценочных публицистических метафор используется лексика иного семантического плана: 1) свет, маяк, луч, солнце, рассвет, заря, огонь, являющиеся символом добра, надежности, обновления. Вечный свет музыки. Огонь доброты. Маяки надежд. Заря обновления; 2) крылья, полет, передающие идею стремления к чему-то прекрасному, возвышенному. На крыльях мужества (вдохновения). Добрые крылья детства. Вольный полет мечты; 3) родник, артерия с общей семой «воды». Вода – традиционный символ жизни, обновления, созидания: Артерии созидания. Родники жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.