КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типологизация имиджа личности
В теории вопроса выделяют несколько подходов в типологизации имиджа личности. Один из них базируется на восприятии личности со стороны своего я, со стороны окружающих, с точки зрения определенной ситуации или требований аудитории. Исходя из данного подхода, выделяют следующие типы имиджа личности: самоимидж, воспринимаемый имидж и текущий имидж. Самоимдж – это образ личности, который складывается исходя из восприятия своего я. Воспринимаемый имидж – это образ личности, который складывается из восприятия данной личности окружающими людьми. Естественно, собственная точка зрения по поводу своей личности может не совпадать с мнением окружающих. Требуемый имидж – это образ личности, который складывается исходя из определенных требований ситуации, профессии, целевой аудитории и т.п. К примеру, профессия врача требует определенный стиль одежды, который отличается от профессии судьи, или банкира.
Следующий подход в типологизации имиджа личности основывается на мотивационных составляющих, лежащих в основе деятельности по созданию имиджа. Е.Б.Перелыгина. Психология имиджа: Учебное пособие/Е.Б. Перелыгина - М.: Аспект Пресс, 2002.- 105 стр. В данном случае выделяют два типа мотивации: - психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки; - прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для социального продвижения с целью достижения внешних целей (победы на выборах, повышения зарплаты и т.п.). В зависимости от преобладающего типа мотивации выделяют имидж, ориентированный на самоощущение, и имидж, ориентированный на восприятие. Имидж, ориентированный на самоощущение, направлен на повышение самооценки и создание психологического комфорта в общении.
Имидж, ориентированный на восприятие, прежде всего, должен учитывать требования, предъявляемые к нему разными группами общественности. Специализированными институтами Юнеско были выявлены качества, которые выделяет и выбирает общественное мнение по отношению к отдельным личностям, наиболее успешно действующих в общественной жизни, политике. (Е.Б.Перелыгина. Психология имиджа:Учебное пособие/Е.Б. Перелыгина - М.: Аспект Пресс, 2002.- 150 стр.). Эксперты Юнеско утверждают, что список качеств сформировался в период 1990-1992 гг. и может видоизмениться только через 90 лет. Вот перечень этих качеств: 1. Действия по решению проблем экологии личности; 2. Создание экологии взаимоотношений; 3. Ориентация на здоровый образ жизни; 4. Ориентация на институт семьи; 5. Ориентация на позитивные нравственные идеалы (доброта); 6. Патриотическое отношение к стране, родному городу, своему делу; 7. Демонстрация элементов духовного опыта, осмысление мира и т.п. Основываясь на данных подходах к типологизации имиджа, в целом, выделяют внутренний и внешний имидж личности. Внутренний имидж как осознаваемое или неосознаваемое представление о себе определяет состояние человека. Внутреннее состояние влияет на внешность персоны, едва уловимым образом предопределяя его мимические и поведенческие реакции. Внешний имидж не должен противоречить внутреннему имиджу, дабы не вызывать ощущение дисгармонии и вести, соответственно, к напряжению окружающих, дискомфорту, недоверию, неудовольствию, критике и даже агрессии. Внешний имидж, помимо всего прочего, должен отвечать интересам общества и формировать готовность к восприятию определенной информации.
Имидж личности складывается из разных компонентов, которые определяют единый образ данной личности.
Отечественный психолог Александр Панасюк выделяет следующие компоненты имиджа личности: габитарный компонент имиджа, т.е. внешность, включающая в себя статические (конституция тела), среднединамические (одежда, прическа, аксессуары, запах) характеристики; - вербальный компонент имиджа — это то, что и как человек говорит, что и как пишет; - невербальный компонент имиджа — характерные типичные движения (экспрессия мягкая, жесткая, вязкая), экспрессивные компоненты (мимика, жесты, взгляды, походка, позы) или положение в пространстве частей тела персоны; - овеществленный компонент имиджа — предметы и вещи, созданные персоной (визитка, деловое письмо, статья, книга, выступления в средствах массовой информации); - средовой компонент имиджа - это среда обитания: вещественная и социальная, включающая жилище, кабинет, автомобиль, а также ближайшее окружение (семью, коллег, друзей), основные каналы социальных контактов (членство в клубах, профессиональных сообществах, место проведения встреч, излюбленные места отдыха). Имидж — это единица общения с массовым социальным сознанием. Массовое сознание подлежит эмоциональной коммуникации, на него мало действует рациональное. Эмоции лучше запоминаются, лучше воспринимаются — именно их и нужно использовать для воздействия на массовую аудиторию. Составляющие имиджа — улыбка, интонации, взгляд, самоподача, организация внешнего пространства, направленность внимания внутреннего и внешнего, афористичность, собственный фольклор. Управление имиджем — это отражение события под углом улучшения имиджа, интенсивное владение информацией с прогнозируемой реакцией на нее. Чтобы привлечь внимание к образу, нужно показать его с новой, никогда не виданной стороны, убедить аудиторию, удержать внимание публики. При этом из всех характеристик выбираются те, которые лучше всего будут воздействовать на аудиторию. Реальные характеристики выдвигаются на более значимые позиции, образ обогащается теми качествами, которые важны для аудитории и которые присутствуют в зачаточном состоянии. Предлагаются следующие этапы формирования имиджа личности: 1) выделение индивидуально-психологических особенностей личности; 3) определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной); 4) индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов; 5) внедрение имиджа в реальных условиях
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |