Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы туристического производства




Факторы производства — это определенные ресурсы (природ­ные, трудовые, капитал...), наличие которых позволяет организо­вать процесс производства и создать все необходимые для него условия. Отсутствие либо наличие не в должном объеме или каче­стве одного из факторов производства ставит под угрозу как сам процесс производства, так и его коммерческую целесообразность. Стоит отметить, что если отсутствие факторов производства и сви­детельствует о полной невозможности производственного процес­са, то их присутствие еще не гарантия процветающей и прибыль­ной производственной деятельности.

Производство туристического продукта возможно только при наличии трех основных факторов — туристических ресурсов, ка­питала и трудовых ресурсов.

К туристическим ресурсам можно отнести практически любой объект, комплекс объектов, образ или идею, способные вызывать туристический интерес, то есть осознанное стремление индивида к непосредственному ознакомлению (посмотреть, потрогать, по­чувствовать, попробовать и т. д.), ради которого последний готов пожертвовать определенным количеством материальных благ (обычно, деньгами) и собственным свободным временем. Основ­ная классификация туристических ресурсов основана на способе их возникновения, в зависимости от которого выделяют природ­ные (рекреационные и бальнеологические), антропогенные (создан­ные человеком или обществом) и смешанные (природно-антропогенные) туристические ресурсы.

Природные туристические ресурсы имеют естественную исто­рию своего происхождения. Ими наделяются нации и сообщества в силу особенностей (географических, климатических, ландшафтных, геологических и т. д.) своего проживания. Природные туристичес­кие объекты разделяют на рекреационные (способные оказывать положительное воздействие на эмоциональное состояние туристов благодаря собственной уникальности, красоте, предоставлению воз­можностей для отдыха, спорта и досуга), бальнеологические (ока­зывающие благотворное влияние на состояние здоровья туристов) и отдельные природные объекты туристического интереса. Инте­рес к природным ресурсам и в прошлом, и в настоящем был и остается одним из ведущих мотивов международного туризма.

Антропогенные туристические ресурсы созданы при непосред­ственном участии человека или же всего общества. Так, к созда­ваемым человеком ресурсам можно отнести архитектурные, куль­турные, научные, зрелищные, развлекательные объекты туристи­ческого интереса, к создаваемым же обществом — социальные туристические ресурсы (язык, культура, образ жизни, кухня). Антропогенные туристические ресурсы могут иметь (пирамиды Египта или Акрополь в Афинах), а могут и не иметь (центр Жор­жа Помпиду в Париже или научная лаборатория в Лос-Аламосе) исторической ценности.

Наконец, к третьему виду туристических ресурсов относятся так называемые смешанные или природно-антропогенные турис­тические ресурсы, которые стали таковыми благодаря человечес­ким усилиям в отношении естественных процессов или природ­ных объектов (например, национальные парки, зоопарки, дендра­рии и т. д.).

По причине того, что туристические ресурсы в большинстве своем:

■ имеют естественное или историческое происхождение, что сви­детельствует о безвозмездности наделения ими и отсутствии кон­кретных лиц, понесших реальные расходы на их сооружение;

■ практически неспособны к применению к ним ограничиваю­щих доступ мер (не представляется возможным сокрыть от на­селения горы или пляжи, исторические здания или всемирно известные шедевры);

■ являются частью культуры, истории нации или народа, логично заявить, что туристические ресурсы общественны по своей сути, то есть, являются достоянием определенной группы людей, а порой и всего человечества. Поэтому, любые запреты или меры, ограничивающие доступ людей к туристическим ре­сурсам были бы по меньшей мере негуманными, и, следователь­но, недопустимыми.

Превращение туристических ресурсов в фактор производства туристического продукта — процесс, в результате которого отдель­ный представитель общества получает право использования тури­стических ресурсов в собственных коммерческих целях, то есть право на вовлечение туристических ресурсов в производство ту­ристического продукта. С целью сохранения социальной справедливости превращение туристических ресурсов в фактор производ­ства не должно быть безвозмездным, требовать определенной ком­пенсации в пользу всего общества со стороны производителя ту­ристического продукта. И на практике такая компенсация суще­ствует и выражается в двух формах:

■ в виде перенесения части социальной ответственности за состо­яние туристических ресурсов, их поддержание и сохранение на производителя (принятие производителем обязательств за сохранение состояния туристических ресурсов, либо его отчис­ления в экологические, ремонтные и т.д. фонды государства или региона);

■ в форме прямых платежей за коммерческое использование ту­ристических ресурсов (налогообложение производства турис­тического продукта, резервные фонды, экологические и курор­тные сборы и т. д.).

Как фактор производства туристические ресурсы имеют ряд существенных характеристик, определяющих специфику их ис­пользования и географию размещения мировых центров произ­водства туристического продукта:

■ отсутствие мобильности туристических ресурсов и их неспо­собность к перемещению в пространстве;

■ неисчерпаемость туристических ресурсов (производство турис­тического продукта не требует их непосредственного расходо­вания или потребления);

■ ограниченность емкости (пропускной способности) туристичес­ких ресурсов;

■ способность к восстановлению или модификации;

■ регулируемая сообществом либо коммерческим пользователем динамика качества посредством изменения известности или доступности туристических ресурсов, так и состояния их (вне­шний вид, привлекательность) и условий на окружающей тер­ритории (экология, криминальная ситуация).

Капитал определяют как стоимость, приносящую прибавоч­ную стоимость, как ресурс длительного пользования, создава­емый с целью производства большего количества товаров или услуг, как элемент богатства, приносящий его владельцу ре­гулярный доход на протяжении длительного времени. Как фактор производства капитал — это совокупность материальных или нематериальных благ, использование которых в производ­стве позволяет создание большего количества и иного качества материальных или нематериальных благ. То есть капитал пред­ставляет собой некую самовозрастающую стоимость, рост кото­рой возможен только в процессе производства. Отсутствие про­изводства (невовлеченность в производство) превращает капитал в обыкновенную совокупность материальных или нематериаль­ных ценностей.

Капитал как фактор производства туристического продукта аналогично общепринятому для любого типа производства опре­делению, есть материальные или нематериальные ценности, спо­собные к использованию в производстве и созданию в его резуль­тате дохода.

Всякий индивидуальный, равно как и общественный капитал находится в постоянном движении. Это — сфера его жизни.

Из характеристик капитала как фактора производства турис­тического продукта можно выделить:

■ невозможность изъятия из производства без полной остановки производственного процесса;

■ полная остановка производства (например, в силу его нерента­бельности) не всегда свидетельствует о снижении стоимости ранее вовлеченного в него капитала;

■ идентичные по количественному и качественному выраже­нию капиталы, расположенные в различных географических местностях или принадлежащие различным собственникам могут иметь различные возможности для собственного вов­лечения в производственный процесс, а потому и различную стоимость;

■ капитал мобилен по своей сути. По этой причине допустимы миграции капитала из одного производства в другое (напри­мер, более рентабельное). В связи с тем, что в ряде регионов мира туристическое производство является высоко рентабельным, туристическая отрасль такого региона представляется весьма притягательной для собственных и иностранных (по­средством прямых или портфельных инвестиций, покупки дей­ствующих туристических производств или самостоятельного выхода на региональный рынок) капиталов;

■ размер капиталовложений в производство туристического про­дукта можно изменять как в большую, так и в меньшую сторо­ну (посредством самоинвестирования или «откачки» капита­ла) с непосредственным воздействием на состояние и темпы роста процесса производства, а также и на размер производи­мой добавочной стоимости;

■ капитал за счет своего участия в процессе производства и со­здания добавочной стоимости способен сформировать капи­тал, который может быть использован и в другом производ­ственном процессе. Этот процесс можно условно определить как мультиплицирующую диверсификацию капитала, при котором одно капиталовложение со временем формирует но­вый капитал, лежащий в основе других производственных процессов в регионе или за его пределами. В случае такой диверсификации темпы создания добавочной стоимости мно­гократно увеличиваются за счет одновременности нескольких различных производств, отличающихся уровнем рентабель­ности.

Любая ценность, становясь капиталом, должна вовлекаться в производственный процесс. В производстве туристического про­дукта капитал формируется из:

■ денежных средств (собственника производства или привлекае­мые), которые расходуются в стадиях производства туристи­ческого продукта;

■ предметов материального мира, которые непосредственно уча­ствуют в производстве туристического продукта (например, офис и оргтехника — для туристической фирмы, или здание и ме­бель — для отеля);

■ так называемых нематериальных активов, которые не имеют вещного выражения, однако способны непосредственно опре­делять уровень рентабельности туристического бизнеса в реги­оне (например, брэнды, торговые марки, креативные идеи или образы).

Труд — есть целесообразная деятельность человека, с помо­щью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей. Трудовые ресурсы, таким образом, представляют собой население в трудоспособном возрас­те (экономически активное население), которое способно быть вов­лечено в процесс производства.

Производство туристического продукта в силу специфики самого туристического продукта (связанной, прежде всего, с необходимос­тью личностного контакта производителей и потребителей услуг) является трудоемким процессом, то есть требующим вовлечения в него значительного количества трудовых ресурсов определенного качества (обладание умениями и профессионализмом). Следователь­но, роль трудовых ресурсов в туризме трудно переоценить.

Трудовые ресурсы обладают рядом характеристик, таких как мобильность (способность к смене места нахождения и сферы при­ложения), автономность (параллельное сосуществование многочис­ленных региональных рынков рабочей силы, отличающихся друг от друга по своим параметрам), сегментированность (трудовые ресурсы можно классифицировать, например, по таким критери­ям как уровень образования, опыт работы, личные качества ра­ботников и т. д.).

Любой работник, становясь фактором производства, в том чис­ле и туристического продукта, привносит с собой определенную ценность, передаваемую в процессе производства товару. Объем этой ценности напрямую зависит от так называемого человечес­кого капитала, который накапливается человеком в течение всей его жизни. Работник пытается максимизировать свои доходы за весь жизнен­ный цикл, решая вопрос об инвестировании времени и средств в повышение собственных производительных возможностей путем получения образования и накопления опыта. На первом этапе решившийся на такое инвестирование несет двойные потери: пла­тит за обучение и временно теряет доход. Впоследствии эти поте­ри должны компенсироваться повышенным вознаграждением благодаря накопленному «человеческому капиталу».

Человеческий капитал неоднороден по своей сути. Условно его можно разделить на социальный и естественный. Социальный капитал, как следует из названия, характеризует степень пред­назначенности и соответствия конкретного человека конкретно­му типу производства с позиций его образования, опыта, навы­ков, знаний и умений (то есть всего того, что можно приобрести в течение жизни благодаря просвещению, коллективному труду и жизни в обществе). С другой стороны, естественный человечес­кий капитал также определяет степень соответствия человека конкретному типу производства, но уже с позиций врожденных характеристик (склад мышления, темперамент, обаятельность, внешний вид, способы проявления эмоций, сексуальность и т. д.). Естественный капитал нельзя приобрести в результате работы или обучения, а в условиях общественной жизни возможна лишь кор­ректировка отдельных врожденных характеристик (например, формирование особого имиджа или стиля человека под воздей­ствием семьи, школы, социальных групп и т. д.).

Таким образом, чем в большей степени естественный и соци­альный капиталы человека соответствуют требованиям процесса производства, тем большую ценность имеет сам человек как фак­тор этого производства, и наоборот.

Из классификации человеческого капитала на естественную и социальную компоненты следует что:

■ чем доступнее и дешевле профессиональное образование в ре­гионе,

■ чем моложе и новее для региона конкретная сфера производства,

■ чем больше в процессе производства непосредственных кон­тактов с людьми,

тем сильнее влияет на ценность человеческого труда как фак­тор производства естественная составляющая его капитала.

Процесс производства туристического продукта во многом уни­кален благодаря своей индивидуализированности, поскольку толь­ко наличие индивидуального подхода к каждому туристу позво­лит поддерживать максимально высокое качество туристического продукта (в противном случае возникает эффект массовости и поточности туристического обслуживания). Это вместе с необхо­димостью обладания определенными знаниями и профессионализ­мом делает одинаково важными и определяющими ценность тру­да как фактора производства естественный и социальный капита­лы человека. В определенных условиях производства туристичес­кого продукта (например, при полном отсутствии необходимого образования или молодости туристической индустрии в стране или регионе, что, к примеру, наблюдалось в условиях России конца 90-х годов) при выборе работников упор делался в пользу именно естественного человеческого капитала (приятный внешний вид, томный взгляд, запоминающийся голос, молодой возраст и т. д.). С другой стороны, даже в условиях производства туристического продукта, характеризуемых наличием возможностей для получе­ния специального образования в сфере туризма, а также солид­ным возрастом туристической индустрии, естественная компонента человеческого капитала, по причине необходимости личностного контакта как с туристами, так и с коллегами, была и остается весьма учитываемой и приоритетной (поскольку в противном слу­чае труд человека, даже и получившего специальное образование и имеющего длительный опыт работы в туризме, как фактор про­изводства может потерять свою ценность).

Также можно отметить, что существенная роль труда как фак­тора производства туристического продукта объясняется и отсут­ствием возможностей автоматизации туристического производства, в связи с необходимостью сохранения индивидуального подхода к каждому туристу или партнеру, что представляется возможным только при наличии человека как основного звена производства турпродукта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.