Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транснационализация процесса туристического производства как современная тенденция на мировом туристическом рынке




Под транснационализацией туристического бизнеса можно под­разумевать:

■ новые явления, качественные изменения процесса туристичес­кого производства, а именно рост числа и активности туристи­ческих ТНК, прочно связанных с транснациональным финан­совым, банковским сектором;

■ новый этап процесса интернационализации туристической де­ятельности, отличающийся от предыдущих: изменение самого характера вовлечения стран и предприятий в международное разделение труда, что проявляется в интернационализации процесса туристического производства, когда мировой турис­тический рынок практически диктует стандарты качества и экономические показатели продукта, выпускаемого как мате­ринской компанией, так и ее филиалами и дочерними пред­приятиями;

■ форма интернационализации туристического производства, результатом которой является развитие международного про­изводства в рамках туристической ТНК, включающего произ­водство на предприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний тех видов услуг, которые участвуют в международном внутрифирменном кооперировании;

■ новый более высокий уровень интернационализации производ­ства и капитала, когда происходит его переход в новое качество;

■ расширение масштабов деятельности туристических ТНК, свя­занный с их превращением в реальных субъектов мировой эко­номики.

Анализ исторических форм туристического бизнеса позволяет выделить основные условия его транснационализации. Переход на транснациональный уровень хо­зяйствования является своеобразным решением против несовер­шенства рыночных отношений. Туристический рынок, как и лю­бой другой, не может быть совершенным по ряду причин, содер­жание которых, несмотря на трансформацию формы, практичес­ки неизменное на протяжении последних пятидесяти лет.

Прежде всего, развитие международной туристической деятель­ности существенно ограничивается различиями между региональ­ными рынками в частности и между государствами, вовлеченными в туристическое производство, в общем. Туризм, подразумевая пе­ремещение людей, смену ими привычных условий проживания, требует приложения существенных усилий со стороны организато­ров туристических обменов по унификации условий (комфорт, сер­вис, языковая среда, стандарты качества), в которых находятся во время поездки путешественники.

Логично отметить, что унификация потребительских предпоч­тений, равно как и распространение единых культурных ценнос­тей, наступившие только в результате глобализации, способны упростить организацию международного туристического бизнеса.

Еще одним условием транснационализации туристической де­ятельности можно назвать существование барьеров и преград на пути международной торговли туристическими услугами. Экспорт­но-импортные операции в туризме обязательно связаны с переме­щением людей (вывоз туристического впечатления возможен толь­ко самими туристами), а следовательно, требует создания высоко­развитой туристической инфраструктуры в принимающей стра­не. Ни у национальных правительств, ни у производителей при­нимающей страны таких средств нет. Невозможность организации процесса туристического производ­ства в рамках одного национального государства и за счет средств одного национального производителя требует подключения в про­изводственный процесс иностранных корпораций, способных дать недостающие для нормализации производственного процесса фак­торы (капитал, квалифицированная рабочая сила, технологии), а также в дальнейшем обеспечить сбыт туристического продукта у себя на родине.

Международный туризм связан с международным движением валютных средств, следовательно, существующие барьеры на пути свободного перемещения валютных средств между государствами можно также рассматривать как барьеры на пути международ­ных туристических обменов. Транснациональное туристическое предприятие способно обойти существующие ограничения, превратив международные валютные обмены во внутрикорпоратив­ные, а следовательно, существенно повысить эффективность меж­дународного туристического производства.

Различия в налоговом законодательстве стран также создают благоприятную среду для транснационализации туристического бизнеса. ТНК способны осуществлять эффективное налоговое пла­нирование, прибегать к помощи трансфертного ценообразования, и показывать прибыль в территориях, обладающих более льгот­ными налоговыми режимами.

Также к факторам транснационализации туристического биз­неса можно отнести и такое несовершенство международного ту­ристического рынка, как его нестабильность. Туристический бизнес испытывает на себе воздействие большого числа факторов внутренней и внешней среды, относящихся не только к экономической, но и политической, демографической, экологической, культурной, социальной, технологической средам.

Можно отдельно выделить такое условие транснацио­нализации туристического бизнеса, как желание достижения мак­симального эффекта масштаба. Эффект масштаба в туризме суще­ственен ввиду возможностей получения существенных скидок и комиссионного вознаграждения, прежде всего, от поставщиков, в результате реализации рисковых схем сотрудничества компаниями, обладающими гарантированно высоким объемом продаж.

Рост эффекта масштаба требует осуществления стратегии сли­яний и поглощений, в том числе и транснациональных, ставя в прямую зависимость величину и степень транснационализации компании и ее конкурентоспособность.

Таким образом, транснационализация туристического бизнеса была вызвана в середине XX века, прежде всего, несовершенством формирующегося международного туристического рынка. Круп­ные предприятия, ведомые ростом спроса на международные ту­ристические поездки и ужесточающейся конкуренцией на нацио­нальных рынках, выходили на транснациональный уровень хо­зяйствования, с целью нивелирования таких слабых мест рынка, как наличие преград для свободной международной торговли ту­ристическими услугами в виде существенных различий в эконо­мических, социальных, политических, культурных и религиоз­ных условиях жизнедеятельности людей; в режимах налогообло­жения и валютного контроля; в стоимости основных вовлечен­ных в туристическое производство факторов, а также с целью максимизации эффекта масштаба туристического производства как способа достижения дополнительных конкурентных преимуществ.

Можно выделить следующие закономерности транснационали­зации туристического и гостиничного бизнеса:

■ транснационализация туристического бизнеса началась в сере­дине XX века, более чем на 50 лет отставая от отдельных от­раслей промышленного и сельскохозяйственного производства;

■ среди причин отставания процесса туристической транснацио­нализации можно назвать, прежде всего, более позднее, чем становление мирового рынка товаров, превращение междуна­родного туризма в глобальное и массовое явление, а также низ­кую инвестиционную привлекательность объектов иностран­ной материально-технической базы туристической деятельнос­ти из-за высокой стоимости инвестиционных проектов и узкой их специализации на предоставлении туристических услуг;

■ транснационализация международного туризма началась с появ­ления гостиничных цепей и транспортных компаний ввиду нали­чия у предприятий данных отраслей дорогостоящей и способной к дальнейшей перепродаже материально-технической базы;

■ осуществление прямых зарубежных инвестиций в гостинич­ной и транспортной сферах долгое время ограничивалось, во-первых, слабыми возможностями для перепрофилирования при­обретенных объектов материальной базы в случае провала ин­вестиционного проекта, во-вторых, необходимостью одновре­менного развития гостиничного или транспортного бизнеса по нескольким направлениям в целях достижения эффективнос­ти транснациональной туристической деятельности;

■ стимулом транснационализации гостиничного и транспортно­го секторов туристической деятельности стал сам международ­ный туризм, превратившийся к 80-м годам прошлого столетия в массовое явление, а также распространение франчайзинга, существенно сокращавшего входные барьеры на зарубежные туристические рынки и связанные с транснациональной дея­тельностью риски;

■ транснационализация туристического бизнеса, прежде всего, захватывала экономически развитые государства (Европа). Включение развивающихся государств, а также и США в транс­национальные процессы в туристической деятельности произош­ло в 60-е годы, с развитием транспорта и связи, а также благо­даря им — межконтинентального туризма;

■ сектор туроператоров и туристических агентов вошел в фазу транснационализации позже гостиничного и транспортного секторов туризма ввиду того, что основные активы и туроперато­ров и турагентов нематериальны, а интерес к нематериальным активам (например, бренд и технологии) инвесторы начинают проявлять в основном в конце прошлого века;

■ современный этап транснационализации туристического биз­неса отличается возрастающей ролью в нем туроператоров, об­ладающих как собственным запасом финансовой прочности, так и доступом к финансовым ресурсам крупнейших банков, а также укрупнением туристических и гостиничных ТНК в ре­зультате процессов слияний и поглощений. Ведущая роль на мировом туристическом рынке принадлежит американским и европейским туристическим ТНК.

Выход туристического предприятия на транснациональный уровень хозяйствования вне зависимости от применяемых для этого инструментов (прямые или портфельные зарубежные ин­вестиции, покупка иностранного бизнеса, франчайзинг), позво­ляет параллельно решать все проблемы, связанные с условиями и особенностями современного туристического производства, и достижением корпорацией максимальных конкурентных преиму­ществ по всем показателям в виде так называемого синергетического эффекта.

В сфере туристического производства ТНК получает целый набор неоспоримых преимуществ, чаще всего выражающихся в баналь­ном лидерстве в издержках. Однако приоритет именно ценового фактора на туристическом рынке явился мотивом, толкавшим национальных туроператоров к участию в управлении основными поставщиками туристических услуг как в своей собственной, так и зарубежных странах. Создавшая либеральные условия для миг­рации капиталов, колоссальные финансовые рынки глобальных масштабов и общемировые институты защиты прав иностранного инвестора глобализация оказала существенное воздействие и оп­ределила потенциал туроператоров из экономически развитых государств, приближенных к национальным внутренним рынкам сбыта, в сфере осуществления капиталовложений в иностранные предприятия — поставщиков туристических услуг. Непосредствен­ное управление иностранными предприятиями — поставщиками позволяет ТНК:

■ снижать стоимость включаемых в туристический пакет услуг за счет, например, получения не только повышенного комис­сионного вознаграждения (весьма традиционного для туристи­ческого бизнеса), но и возврата части переведенных за обслу­живание туристов средств в виде дивидендов по акциям, вла­дельцем которых выступает ТНК;

■ получать конкурентные Преимущества перед другими туропе­раторами в силу трансфертного ценообразования и дискрими­национной ценовой политики в отношении не-материнских ТНК из различных государств, что позволяет концентрировать ту­ристические потоки, монополизировать рынки сбыта туристи­ческого продукта отдельной дестинации, реструктуризацию сло­жившихся предпочтений туристических агентов и так далее;

■ снижать транзакционные издержки за счет активного примене­ния трансфертного ценообразования и налогового планирования;

■ оптимизировать производственный процесс за счет универса­лизации технологий производства, создания адекватной требо­ваниям рынка организационной структуры ТНК, исключения дублирующих функций;

■ экономить на организации международных финансовых расче­тов, что возможно благодаря превращению межгосударствен­ных переводов средств в переводы валюты между отдельными подразделениями одной транснациональной компании. Отдельно стоит отметить, что транснациональная корпорация в сфере туризма способна существенно сократить зависимость объе­ма производства от фактора сезонности (за счет дифференциации предложения, а также активной работы с потребителями государств с отличным от традиционного сезоном туристической активности, например, с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и т. д.), обес­печив тем самым рост своих показателей эффективности.

ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТУРРЫНКА (4 часа)

1. Глобальные системы бронирования и резервирования.

2. Туристические ресурсы Интернет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.