Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование товарной политики предприятия




Тема 11. Производственная программа и

производственная мощность,

1.Производственная программа и ее показатели.

2.Производственная мощность предприятия и ее показатели.

3.Товарная политика предприятия.

1. Производственная программа определяет планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости определяется содержанием договоров с заказчиками с установлением конкретных сроков выполнения.

Количественные показатели производственной программы характеризуют объем производства в целом и по отдельным видам продукции. К их числу относятся: объем реализуемой продукции, объем товарной продукции, объем валовой продукции и т.д.

Качественные показатели устанавливают соответствие продукции государственным стандартам или техническим условиям заказчика, характеризуют ее производственно-технические (материалоемкость, трудоемкость, точность, мощность и др.) и эксплуатационные (производительность, долговечность, надежность и др.) качества.

В практике планирования производственной программы применяются три метода измерения объема выпускаемой продукции: натуральный, трудовой, стоимостной, которым соответствуют измерители.

Натуральные измерители – это штуки, комплекты, метры, тонны и другие единицы измерения, характерные для данного вида продукции. Они наиболее точно отражают физический объем продукции. Часто не представляется возможным планировать объем производства в натуральном измерении, в таких случаях применяются условно-натуральные измерители. Натуральные (условно-натуральные) измерители используются при планировании производственных программ предприятий и цехов для количественного выражения отдельных видов продукции. Вместе с тем, поскольку данными измерителями можно измерять только однородную продукцию, для сводной характеристики производственной программы они почти не применяются.

Трудовые измерители – часы, минуты рабочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость.

Стоимостные измерители носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке деятельности всех подразделений предприятия. В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, валовый и внутрипроизводственный обороты.

Товарная продукция – это стоимость продукции, полностью изготовленной и предназначенной к отпуску на сторону. Объем товарной продукции (ТП) можно определить по формуле

 

ТП = Тгп + Тпф + Тк + Тф + Ту,

где Тгп – стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону, руб.;

Тпф – стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных к отпуску на сторону, руб.;

Тк – стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, руб.;

Тф – стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственного производства, зачисляемых в основные средства данного предприятия, руб.;

Ту – стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия, руб.

Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием-изготовителем, включаются в объем товарной продукции по полной стоимости, то есть без исключения стоимости сырья и материалов заказчика.

Валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятия независимо от стадии готовности за определенный период времени (месяц, квартал, год). Объем валовой продукции (ВП) определяется по формуле

 

ВП = ТП + (НПк – НПн) + (Ик – Ин),

где ТП – объем товарной продукции, руб.;

НПн, НПк – стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец периода, руб.;

Ин, Ик – стоимость остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец периода, руб.

Реализованная продукция (объем продаж) – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Объем реализованной продукции (РП) рассчитывается по формуле

 

РП = ТП + (Он – Ок) + (ОПн –ОПк),

где ТП – объем товарной продукции, руб.;

Он, Ок – стоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода, руб.;

ОПн, ОПк – стоимость продукции, отгруженной покупателю, но не оплаченной им, соответственно на начало и конец периода.

Валовый оборот предприятия определяется как сумма стоимости валовой продукции, производимой всеми цехами предприятия, независимо от того, будет ли данная продукция использована внутри предприятия для дальнейшей обработки или реализована на сторону.

Валовый оборот больше валовой продукции на сумму внутризаводского оборота.

Внутризаводской оборот – это объем продукции, обращающийся между цехами предприятия (представляет собой продукцию цехов, используемую внутри предприятия).

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей. Потенциальные возможности предприятий, цехов, участков и рабочих мест по выпуску продукции отражает производственная мощность.

2. Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации производства, труда и управления.

Производственная мощность измеряется, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство продукции в натуральном измерении. Производственная мощность предприятия устанавливается по оборудованию, являющемуся основным в технологическом и экономическом отношении.

Основными элементами, определяющими производственную мощность, являются:

- количество установленных машин, механизмов, агрегатов и т.д.;

- производственная площадь предприятия и его цехов;

- режим работы предприятия;

- технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов и др.

Режим работы предприятия определяется на основе календарного, номинального, планового (эффективного) фонда рабочего времени. Номинальный фонд рабочего времени (Тн) рассчитывается по формуле

 

Тн = (Тк – В – П) ∙ С ∙ tсм,

где Тк – календарный фонд времени работы оборудования, дни;

В – количество выходных дней в году;

П – количество праздничных дней в году;

С – количество смен;

tсм – продолжительность смены, ч.

При непрерывном режиме работы предприятия Тн = Тк.

Плановый фонд рабочего времени (Тп) определяется по формуле

 

Тп = [(Тк – В – П) ∙ С ∙ tсм] – Ткр,

где Ткр – время, затрачиваемое на плановый ремонт, наладку, монтаж, техническое обслуживание, ч.

Производственная мощность предприятия, оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле

 

М = К ∙ ПО ∙ Тп,

где К – количество единиц установленного оборудования;

ПО – техническая норма производительности данного оборудования.

Различают следующие виды производственной мощности: входная, определяемая на начало планируемого периода; выходная, устанавливаемая на конец планируемого периода; среднегодовая, служащая основой для расчета производственной программы.

Среднегодовая мощность предприятия (Мсг) определяется по формуле

 

,

где Мвх – производственная мощность на начало года, ед.;

Мвв – производственная мощность, вводимая в течение года, ед.;

Мвыб – производственная мощность, выводимая в течение года, ед.;

tвв – число месяцев эксплуатации введенной в действие мощности, ед.;

tвыб – число месяцев с момента выбытия мощности до конца года, ед.

Использование производственной мощности характеризует коэффициент использования производственной мощности (Ким), который определяется по формуле

,

где Qфакт – фактический объем выпуска продукции, ед.

Для оборудования с технологической специализацией расчет производственной мощности сводится к составлению баланса загрузки оборудования, который осуществляется в таком порядке:

1. Определяется потребный фонд (ПФ) в станко-часах по формуле

 

,

где tшт – норма времени на обработку единицы продукции (детали), мин.;

т – число наименований деталей;

Квн – коэффициент выполнения норм.

2. Рассчитывается пропускная способность оборудования (ПС) по формуле

,

где Тд – действительный фонд времени работы единицы оборудования, ч.

3. Определяется коэффициент загрузки оборудования (Кзо) по формуле

.

 

3. Товарная политика является составной частью маркетинговой политики предприятия. Ее разработка осуществляется на базе комплексного маркетингового исследования рынка и отбора целевых рынков (изучения спроса, сегментирования рынка и позиционирования товара), предшествуя организации и стимулированию сбыта. В задачи товарной политики входит формирование товарного ассортимента, поддержание оптимальных рыночных ниш (сегментов рынка), вопросы упаковки, маркировки.

Основополагающим мотивом при разработке товарной стратегии является определение жизненного цикла продукции (товара) – изменение объема продаж товара в период времени между поступлением товара в продажу и его снятием с реализации. Жизненный цикл включает в себя 4 этапа: внедрение (или выведение товара на рынок, когда затраты производителя превышают доходы от реализации), рост (увеличение спроса и объемов продаж товара, а также прибыли производителя), зрелость (стабилизация продаж и прибыли, необходимость разработки и внедрение новых продуктов для будущего замещения на рынке зрелого товара), упадок (сокращение спроса, угроза разорения производителя).

Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых предприятием – изготовителем или продавцом на рынке. Номенклатура продукции – это перечень всех изделий, выпускаемых предприятием. Товар конкретного вида подразделяется на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, различиями в потребительском назначении, цене и качестве. Ассортиментные группы, в свою очередь, различаются на ассортиментные позиции (разновидности, модели), отличающиеся техническими характеристиками.

Формирование ассортимента заключается в выборе предназначенных для производства и сбыта конкретных товаров, их типов и разновидностей, определении соотношений между «старыми» и «новыми», «основными» и «дополнительными» ассортиментами группами и позициями, товарами единичного, серийного и массового производства, наукоемкими и обычными и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.