Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы и факторы формирования этносов




Обычно выделяют два вида процессов, оказывающих определяющее влияние на формирование этносов, — этническое разделение и этническое объединение.

Процессы этнического разделения господствовали в доклассовом обществе. Рост народонаселения вызвал разделение племен и расселение людей по земному шару.

В последующие социально-экономические эпохи значение этих процессов хотя и уменьшается, но для некоторых регионов они продолжают играть заметную роль. Развитие миграционных процессов и переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов. Новые народы возникают и при расчленении единых этносов изменяющимися государственными границами.

Однако в других случаях в классовых общественно-экономических формациях, по крайней мере в Евразии, доминируют процессы этнического объединения: консолидация, ассимиляция и этническая интеграция. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и все эти явления протекают одновременно.

Консолидация — это слияние этносов (племен, народностей) или же дальнейшее сплочение уже сложившегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. Консолидация ускоряется в случае родственного происхождения народов, близости их языка и культуры.

Этот процесс происходит во многих странах мира, в том числе и в СССР. например в районах, где отставшие в своем развитии до революции народности не смогли сложиться в нации (мелкие народности Дагестана, племена и народности Алтая и пр.).

Процессы консолидации получили особенно широкое распространение после второй мировой войны в результате распада колониальной системы империализма. Национально-освободительная борьба в колониальных и зависимых странах, завоевание ими государственной независимости, социально-экономические реформы, преобразование хозяйства и быта, в частности переход кочевых племен на оседлость, ускоряют этническую консолидацию, рост национального самосознания. Из родственных племенных и локальных этнических групп формируются новые народности и нации. Так, в Африке из недавних племенных объединений складываются, например, такие народности или даже нации, как хауса, йоруба, ибо, акан. Быстро идет консолидация многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии. Государственное единство, как это неоднократно бывало в истории, оказывается здесь ведущим фактором.

Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные группы какого-либо народа, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивают его культуру, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежащими к прежней этнической общности. Перемена национального самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция типична для экономически развитых капиталистических стран, основная масса населения которых давно сложилась в нации и имеет четкое национальное самосознание, а живущие среди этой массы другие этнические группы немногочисленны и зачастую менее развиты в социально-экономическом и культурном отношении. Процесс этот захватывает разнообразные группы населения: как национальные меньшинства, иногда даже имеющие свою этническую территорию, так и иммигрантов. В последнем случае темпы ассимиляции зависят от многих факторов: близости языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени национальной сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране (смешанное или компактное расселение, оседание в городах или сельской местности), расовых различий, отношения правящих кругов страны к тем ^ши иным группам иммигрантов и т.д.

Различается естественная и насильственная ассимиляция. Первая является результатом контактов народов и культур и обусловлена самим ходом социально-экономического развития той или иной страны. Характернее всего она для СССР и других социалистических стран. Но даже в условиях капитализма, как отмечал В. И. Ленин, естественная ассимиляция возможна и имеет объективно положительное значение (см. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 125—127).

Ассимиляция второго типа происходит в странах, где национальности неравноправны. Она результат реакционной ассимиляторской политики правящих кругов, направленной на искоренение языка и культуры национальных меньшинств.

Что касается межэтнической интеграции, т. е. сближения разных этносов, то она происходит в многонациональных государствах, особенно социалистических, где культурно-хозяйственное сближение народов — одно из важнейших условий решения национальных проблем. В результате этого процесса различающиеся по языку и традиционной культуре народы формируют упомянутые выше этнополитические общности.

Процессы этнического развития непрерывно изменяют как число этнических общностей, так и их «ранги». Последним обстоятельством объясняется то, что при характеристике национального состава того или иного государства или района часто употребляется обобщающий термин — «народ», который обозначает исторически сложившуюся группу людей, связанных общностью территории своего формирования, языка и культуры. В одних случаях (СССР, страны Зарубежной Европы, Северной Америки и др.) за этим термином скрываются нации и народности, в других (некоторые страны Африки, Зарубежной Азии и Океании) — большей частью народности, группы родственных племен или даже отдельные племена.

Среди факторов этнообразования, как уже говорилось, религия играла важную роль. В первобытнообщинную эпоху этнические и религиозные границы совпадали. «Боги, созданные... у каждого отдельного народа, были национальными богами, и их власть не переходила за границы охраняемой ими национальной области» (К. Маркс и ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 313).

С возникновением так называемых мировых религий этнические границы, как правило, перестали совпадать с религиозными; при этом в рабовладельческую и феодальную эпохи этническое самосознание очень часто вытеснялось самосознанием религиозным. Особенно характерно это для средних веков. В некоторых случаях религиозные различия играли важную роль и в национальном разграничении очень близких в языковом отношении групп населения (голландцев и фламандцев, сербов и хорватов и т. д.).

В последующие эпохи религия как этнообразующий фактор все более теряла свое значение. Многие современные народы включают в свой состав группы населения, принадлежащие к различным религиям, не говоря уже о том, что все увеличивается процент неверующих. Вместе с тем одна и та же религия очень часто исповедуется многими народами.

Лишь в мусульманских странах и поныне национальное самосознание все еще нередко подменяется религиознообщинным. Статистика этих стран группирует население главным образом по религиозному признаку, а в число национальных меньшинств включаются все не исповедующие ислам (например, в Иране — гебры, исповедующие зороастрийскую религию, хотя они часть персидского народа).

Не менее сложна роль расового фактора в формировании этнических общностей.

Национальные образования носят общественный характер, расовые же группировки имеют главным образом биологическую основу. В силу этого совпадение расовых и этнических ареалов в настоящее время наблюдается довольно редко. Народы Европы, например, в подавляющем большинстве относятся к большой европеоидной расе, но почти каждый из них включает представителей двух, а то и всех трех ветвей этой расы (северной, переходной и южной).

Точно так же не совпадают границы между расами и языковыми подразделениями. Например, народы тюркской языковой группы относятся частью к монголоидной расе (якуты, тувинцы и др.), частью к европеоидной (азербайджанцы, турки и др.); большинство же их смешано в расовом отношении. К различным большим расам принадлежат и народы уральской языковой семьи.

Образование этносов сопровождалось интенсивным смешением расовых типов и в подавляющем большинстве стран Америки. В отличие от Старого Света, где эти процессы проходили в древности и в средневековье, здесь они протекали в последние три-четыре столетия и в широких масштабах продолжаются сейчас.

Большинство современных народов Америки образовалось, как известно, в результате смешения двух или даже трех расовых компонентов. При этом предки современных американских негров, принадлежавшие к разноязычным негроидным племенам, будучи расселены в Америке вперемешку с белыми, быстро сменили свои племенные языки на господствующий язык соответствующей страны (английский, испанский, португальский, французский). Смешиваясь с окружающим населением, они в некоторых странах становились одним из основных этнических компонентов формирующихся наций (таких, как бразильская, кубинская и др.), в других, особенно в США, процесс их слияния с белым населением искусственно тормозился политикой расовой дискриминации, проводимой правящими кругами. Негров США следует рассматривать как этнорасовую группу американского народа. Выделение некоторыми зарубежными учеными негритянского населения в странах обеих Америк в качестве особых народов научно несостоятельно.

Как уже говорилось выше, основными этническими определителями следует считать язык и национальное самосознание.

Общность языка — одно из важнейших условий формирования этносов. Обычно совпадает даже название народа и языка. Смена родного языка говорит о далеко зашедших ассимиляционных процессах; вслед за ней обычно наступает и смена этнического самосознания.

Тем не менее, понятия «этническая общность» и «языковая общность» далеко не идентичны.

Обычно каждый народ говорит на одном языке. Исключения здесь немногочисленны. Но иногда диалектные различия настолько велики, что общение между отдельными группами народа без знания общепринятого литературного языка оказывается невозможным (наиболее яркий пример — китайцы).

Нередки, однако, и случаи двуязычия, особенно в странах, где национальные меньшинства наряду с родным пользуются языком наиболее многочисленной или господствующей нации. Значительная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария, двуязычна или даже трехъязычна. В СССР свободно владеет русским около половины нерусского населения страны. Двуязычное население образуется в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с местными все большее распространение получают официальные языки данного государства (в Индии— хинди, в Пакистане— УРДУ, в Индонезии— бахаса индонесиа, на Филиппинах — тагалог, в некоторых странах Африки — английский, а в других — французский). Двуязычные группы часто распространены более или менее широкой полосой вдоль этнических границ. Явление двуязычия характерно также и для стран массового оседания иммигрантов.

Весьма часты случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. Так, по-английски (с небольшими местными различиями) говорят англичане, англоавстралийцы, англоканадцы, американцы США и некоторые другие народы. Испанский язык родной не только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы и германошвейцарцы Единый язык у таких народов Югославии, как сербы, хорваты и черногорцы. В таких случаях народы различаются по другим признакам, находящим наибольшее отражение в национальном самосознании.

Национальное самосознание — выражение этнической связи данного человека с другими людьми своего народа. Приобретая известную самостоятельность, оно в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движение за политическое воссоединение национальных территорий или, например, движение за возрождение и развитие родного языка.

Самосознание ясно выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации, но встречаются и относительно большие этносы, у которых еще не выработалось четкого самосознания.

В первую очередь это народности, сохраняющие пережитки родоплеменного деления. Низкий уровень социально-экономического развития и отсутствие центров национальной консолидации затрудняют общение и культурные связи между отдельными их группами, по-прежнему пользующимися иногда особыми диалектами. У таких групп плененное самосознание еще преобладает (иногда вместе с пониманием принадлежности к определенной народности).

Нечеткое национальное самосознание «характерно и для многих «переходных» групп (иммигранты, двуязычное население, группы, живущие вдоль этнических границ, и т. д.). Скорость ассимиляционных процессов у иммигрантов и смены их самосознания зависит от степени усвоения ими различных элементов культуры страны заселения, от распространенности смешанных браков. Выходцев из Англии в англоязычных странах уже во втором поколении трудно отличить от местного населения. Труднее ассимилируются в этих странах эмигранты из Центральной Европы, Италии, Скандинавии и еще труднее — японцы, индонезийцы, филиппинцы. Даже в третьем и последующих поколениях выходцы из азиатских стран сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание.

В многонациональных капиталистических странах, где национальные меньшинства угнетаются, существует много политических, экономических и моральных препятствий для свободного выявления своей национальной и языковой принадлежности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.