КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Промышленная политика государства
Особенности рынка научно-технической продукции В качестве непосредственного продукта науки выступают понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и усвоение специалистами. Конечный продукт науки включает нововведения, а также фактический эффект от их использования. Научно-техническая продукция - это законченный в соответствии с требованиями контракта (договора), принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемых по рыночным ценам. К ней относятся: · научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделий, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.; · экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции); · научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации; · прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).
Научно-техническая продукция, произведенная организациями, входящими в состав производственных предприятий, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию предприятия включается вся научно-техническая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для собственных нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь научно-техническая продукция, реализуемая по договорам со стороны. Таким образом, при оценке хозяйственно-финансовой деятельности предприятий результаты научно-технической и производственной деятельности суммируются. Научно-техническая деятельность участвует в создании новой стоимости и, в конечном счете, национального дохода и валового внутреннего продукта. Законодательством нашей страны регулируются отношения по созданию и использованию изобретений, открытий и других объектов интеллектуальной собственности, основу которой составляют знания, интеллект и опыт. В России объектом рыночных отношений являются следующие предметы интеллектуальной собственности: передача технологии, лицензии на изобретения; аренда оборудования (лизинг); передовой опыт ("ноу-хау"); технические услуги (инжиниринг). Передача технологии - это реализация совокупности материальных (новая техника, продукты, материалы, технология), информационных (техническая документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления) результатов НИиОКР. Передача технологии происходит в различных формах: поставки готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение производственных объектов "под ключ". При этом лицензия продается лишь на те нововведения, которые запатентованы в установленном порядке. Аренда новой техники (лизинг) используется при передаче технологии, воплощенной в дорогостоящих и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендатора (банка, посреднической фирмы и т.д.).
Передовой опыт ("ноу-хау") - это умения, знания и навыки, которые не являются общеизвестными, не защищены патентами и могут быть эффективно использованы в производственной и хозяйственной деятельности (НИиОКР, проектирование и строительство, изготовление и продажа продукции, поиск и добыча полезных ископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовка кадров). С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологии и сооружаемых объектов, техническое обучение и инструктаж, передача технической информации). Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству, интеллектуальные ценности ("ноу-хау", опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи, акции, движимое и недвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций. Научно-техническая продукция производится по контрактам между заказчиками (министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями) и исполнителями (научно-техническими коллективами). Контракт предполагает проведение комплексных НИиОКР (или их крупных этапов) и решение важных научно-технических проблем федерального, регионального или местного значения. В контракт включаются задания на исследования, разработки, изготовление опытных образцов (установок), создание и освоение новой техники и технологии. Контракт на создание и передачу научно-технической продукции (работ, услуг) - это двустороннее или многостороннее соглашение между ее производителями (подрядчиками) и потребителями (заказчиками). Контрактом предусматриваются, как правило, следующие составные компоненты, подлежащие строгому контролю: наименование продукции (предмет договора); научные, технические, экономические, экологические и другие требования к ее качеству (техническое задание); срок сдачи работы и ее основных этапов; порядок приемки, оценки, а также использования продукции (работы, услуги); договорная цена; порядок взаимных расчетов; санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
Политика ценообразования в сфере НИиОКР имеет определенные особенности. Это обусловлено тем, что научно-техническая продукция является товаром особого рода. В отличие от обычного материального товара при потреблении она не исчезает, а воплощается в каких-либо изделиях или услугах. Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара только при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные затраты и перечислять часть прибыли от использования нововведения. Цена на научно-техническую продукцию устанавливается в соответствии с характером экономических отношений в процессе создания и освоения нововведения. Можно выделить три основные варианта этих отношений и, соответственно, три различных подхода к формированию цены. 1. Реализация вновь созданной научно-технической документации, работ и услуг, которые не завершаются получением фактического эффекта, а требуют от заказчика дополнительных затрат и времени на их внедрение и освоение. В этом случае оплата продукции производится единовременно в установленный срок со дня подписания акта об ее приемке. Цена определяется по формуле: Ц = С + П ± Д, (1) где Ц - цена, устанавливаемая на основе контракта между исполнителем и заказчиком работ (услуг); С - себестоимость (затраты на научно-техническую продукцию), определенная на основе типового перечня калькуляционных статей или элементов затрат; П - прибыль, исчисленная в процентах к себестоимости без учета затрат на услуги сторонних организаций; Д - доплаты (скидки) за превышение (недостижение) технико-экономических параметров, обусловленных техническим заданием, а также сокращение (превышение) согласованных сроков выполнения работ. 2. Передача (тиражирование) ранее созданной документации и работ. Здесь при установлении цены на тиражируемую продукцию затраты учитываются в пределах, обеспечивающих процесс тиражирования. Прибыль определяется как разность между договорной ценой и себестоимостью, и должна обеспечивать внесение налогов и различных платежей.
3. Реализация нововведения, включая весь комплекс работ по получению экономического эффекта. При таком подходе договорные отношения не заканчиваются приемкой документации, а предусматривают достижение гарантируемого эффекта. Платежи проводятся по согласованию сторон с учетом научно-технического уровня, конкурентоспособности, эффективности, периода использования нововведения и других условий его применения. Ориентировочная цена в этом случае определяется по формуле: Ц = С + К*Э, (2) где Э - экономический эффект от использования нововведения; К - коэффициент, характеризующий вклад разработки в достижение этого эффекта с учетом степени риска. Становление рынка в сфере НИиОКР связано с решением ряда проблем, к числу которых относятся следующие. 1. Обеспечение полной самостоятельности научно-технических организаций, переход заказчиков на целевое финансирование работ, выполненных в соответствии с условиями контрактов. При этом главным источником финансирования являются средства предприятий, поскольку именно на уровне основного (первичного) звена оценка социально-экономической эффективности научно-технической продукции наиболее объективна. 2. Усиление мотивации трудовой активности, ее направленности на создание конкурентоспособных разработок, которое включает: повышение профессиональной подготовки; преимущественное направление в наукоемкие отрасли и приоритетные области научной деятельности; рациональное использование в регионах; постоянное обновление, в том числе регулирование возрастного состава. 3. Повышение материальной заинтересованности в увязке с конечными результатами научно-технической деятельности. Например, поддержание прямой зависимости величины фонда оплаты труда от коммерческих итогов хозяйственно-финансовой деятельности; снятие всяких ограничений на размер и рост заработной платы и другие меры. 4. Развитие материально-технической базы научно-технических организаций, которая должна обеспечивать общий процесс создания и реализации разработок; поступление средств, выделяемых на ее содержание и совершенствование. Для достижения этой цели необходимо: создавать научно-технические организации как совместные предприятия с привлечением иностранного капитала; обеспечивать целевое выделение ресурсов на строительство объектов науки и опытно-экспериментальных производств. 5. Изменение организационных форм функционирования научно-технического потенциала. До начала 90-х годов характерными были статичные структуры научных учреждений, их значительные размеры, жесткая привязка к отдельным стадиям инновационного цикла. Это отражало ведомственные интересы. В условиях переходной экономики необходимо расширять самостоятельность творческих коллективов в выборе конкретных форм организации работ по решению научных проблем и активно противодействовать монополизму в науке. Реализация такого подхода предполагает: · переход на ассоциативный принцип организации совместной научно-технической деятельности; · расширение гибких организационных структур; · развитие малых инновационных предприятий - научно-технических кооперативов, временных творческих коллективов; · рациональное размещение и использование научно-технического потенциала в регионах. Целесообразность использования в народном хозяйстве новой техники и технологии обосновывается многочисленными показателями, позволяющими проанализировать технический уровень производства, экономичность новой техники, эффективность ее применения. К новой технике относятся впервые реализуемые в народном хозяйстве результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие изобретения и другие научно-технические достижения, а также новые или более совершенные технологические процессы производства, орудия и предметы труда, обеспечивающие при их использовании повышение технико-экономических показателей производства или решение социальных задач. Для оценки воздействия новой техники на динамику и эффективность производства всю совокупность используемых показателей можно представить в разрезе следующих групп: 1. Показатели, оценивающие воздействие орудий труда на техническую оснащенность производства (коэффициент обновления и выбытия новой техники, коэффициент механизации, автоматизации и роботизации производства, средний возраст оборудования, коэффициент физического износа техники, срок службы оборудования, фондоотдача); 2. Показатели, характеризующие эффективность использования предметов труда, экономию сырья и материалов (материалоемкость, металлоемкость, энергоемкость); 3. Показатели, оценивающие воздействие новой техники на рабочую силу (техническая вооруженность труда, коэффициент механизации труда, трудоемкость выпуска единицы конечной продукции, уровень производительность труда). Для обобщенной оценки эффективности новой техники и технологии используются показатели экономического эффекта и экономической эффективности. Экономический эффект измеряется абсолютными величинами и характеризует конечный результат применения новой техники. На уровне народного хозяйства страны или региона - это прирост национального дохода, валового внутреннего продукта; на уровне отрасли или предприятия - это прирост чистой продукции или прибыли, снижение затрат на производство. Экономическая эффективность - это результативность применения новой техники и технологии. Она определяется отношением экономического эффекта к затратам, обеспечившим этот эффект. Например, на уровне страны или региона - отношением прироста национального дохода или валового внутреннего продукта к капитальным вложениям, обеспечившим этот прирост; на уровне отрасли или предприятия - отношением прироста чистой продукции или прибыли к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям. Для определения экономической эффективности используются различные показатели, например: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику; коэффициент эффективности затрат на новую технику (рентабельность) и другие. В период перехода российской экономики к рыночным отношениям целесообразность практического использования научно-технических достижений определяется в процессе инвестиционного проектирования.
11.1. Необходимость государственного регулирования развития промышленности Промышленное производство является объективно основным источником создания ВВП, товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. В создании ВВП доля перерабатывающей промышленности при стабильно развивающейся экономике составляет около 40%, в экономике СССР в 70—80-х годах она составляла около 60%, в России в 2004 году — 44%. На предприятиях промышленности в экономически развитых странах занято около 40% трудоспособного населения. Поэтому, главная задача правительства состоит в сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Это особенно важно в связи с тем, что перерабатывающая промышленность наиболее пострадала от экономического кризиса 1990—1998 гг. За этот период времени спад промышленного производства составил более 60%, в том числе в машиностроении – более 80%. С 1999-2000 гг. наметилось оживление отечественной промышленности, но его темпы недостаточны. Промышленность России требует государственной поддержки и стимулирования на основе целенаправленной промышленной политики, оптимально учитывающей сложившиеся экономические отношения, текущие и перспективные интересы России, участие в международном разделении труда. Промышленная политика представляет собой систему мер обеспечивающих развитие промышленности на основе рационального использования производственного потенциала для удовлетворения потребностей общества. Она разрабатывается государственными органами с участием представителей Союза промышленников и предпринимателей, профсоюзов, научной общественностью на основе стратегии развития экономики России и долгосрочной программы развития промышленности. Разработчики должны принимать участие в осуществлении контроля за ее выполнением. Выбор направлений развития промышленности, оценка ее «стоимости» и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах реализации принципов: эффективности и увеличения объемов промышленного производства; воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности; социальных результатов и экологических ограничений. В настоящее время система государственного управления России перестраивается с прямого управления на экономические механизмы, создающие условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов. Поэтому в основе стратегии развития промышленности будет лежать переход к рыночным методам регулирования, которые могут быть эффективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции. Ввиду того, что основным функциональным звеном в рыночной экономике являются промышленные предприятия, все регулирующие воздействия призваны ориентироваться на поддержку и стимулирование их эффективной деятельности. Государственное регулирование промышленности России осуществляется в первую очередь с целью: создания условий для эффективного функционирования предприятий, адаптировавшихся к рыночным условиям; селективной помощи отраслям и предприятиям товарной специализации России, создающим базу для экономического роста и экспорта. Для такой страны, как Россия, положительное сальдо внешнеторгового баланса должно формироваться не только на основе экспорта продукции энергетических и добывающих отраслей, но и продукции производственного и непроизводственного назначения, в том числе по отраслям промышленности, создающим наукоемкую продукцию. Промышленная политика охватывает развитие всего товарного производства, но его участники в различной степени «вошли в рынок», поэтому методы экономического воздействия на них будут различны. Для полностью адаптировавшихся к рыночным условиям необходимо создание общих экономических условий развития, для находящихся в депрессии — селективная поддержка в зависимости от их хозяйственной значимости. Вышеуказанные положения лежат в основе маркетинговой концепции развития промышленности. Ее основное содержание заключается в том, что конечные результаты функционирования промышленности проявляются в сфере рыночного товарообмена и реализации, решении производственных, воспроизводственных и социальных задач. Следовательно, промышленность следует представлять как материальную базу выпуска определенной совокупности товаров для внутреннего потребления и эффективного товарообмена. С экономической точки зрения в основе промышленной политики России будут лежать следующие положения: удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей России в промышленной продукции и услугах; максимизация экономических результатов функционирования промышленности с позиции формирования государственного бюджета через увеличение налогооблагаемой базы, доходов от эксплуатации государственного имущества и т.д.; активизация внешнеэкономических связей, обеспечение превышения вывоза (экспорта) над ввозом (импортом), создание положительного сальдо обрабатывающей промышленности; социальная направленность развития промышленности, сохранение и увеличение занятости населения, обеспечение роста его покупательной способности, объемов потребления; экономия природных ресурсов и улучшение экологической обстановки. Их совокупным результатом является (для мировой практики стабильное) повышение рыночной эффективности промышленного комплекса, заключающейся в увеличении объемов реализации промышленных товаров на внутреннем и внешних рынках с учетом требований ресурсосбережения. Таким образом, эффективность промышленного производства зависит от структуры производимых товаров (услуг) и может быть достигнута на основе установления эффективной товарной специализации, соответствующей потребностям рынков и обеспечиваемой созданной технологической базой.
11.2. Концепция маркетинга в промышленной политике Воздействие промышленной политики на товарное производство обусловливает необходимость активного использования маркетинга – механизма изучения рынков промышленной продукции, способствующего формированию эффективной товарно-технологической структуры производства, условий ее осуществления и сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках. Основное содержание маркетинговой концепции развития промышленности сводится к следующему. Уровень требований к конкурентоспособности, потребительским свойствам и ценам товаров зависит от характера рынка. Поэтому все товары следует разделить на: 1) конкурентоспособные на мировом рынке; 2) конкурентоспособные на рынке СНГ; 3) обеспечивающие внутренние потребности страны, по качеству незначительно уступающие мировому уровню, но после модернизации производства могущему соответствовать; 4) внутреннего регионального массового потребления и нетранспортабельные. Товары, неконкурентоспособные ни на одном из названных рынков, производство которых не имеет экономических перспектив, не должны выпускаться. Удовлетворение потребностей в этих товарах следует осуществлять за счет экспорта. Но его удельный вес не может превосходить некоторое пороговое значение, за пределами которого может быть нарушена экономическая безопасность страны. Величина порогового значения варьируется в зависимости от товара. Например, представляется, что можно допустить импорт продовольствия не более 15—20% общих объемов потребления. В случае его превышения государство принимает меры к изменению структуры промышленного и сельскохозяйственного производства. Отмеченные рынки существенно различаются емкостью и реальными возможностями выхода на них производителей, требованиями к качеству и потребительским свойствам товаров, уровнем цен с учетом транспортных расходов и других издержек обращения, возможностями регулирования товаропотоков, эффективностью производства с учетом объемов сбыта. Конкурентоспособность товаров проявляется при выходе на каждый рынок с продукцией приемлемого для него качества, стимулирующего увеличение спроса, цены, ассортимента и объемов, необходимых потребителям. В современных экономических условиях российские предприятия самостоятельно выходят на каждый из названных рынков. Вместе с тем правительство административными и экономическими методами (через государственный заказ, инвестиции, налоговые льготы и т.д.) призвано регулировать производство и реализацию тех или иных товаров, исходя из требования максимизации социально-экономических результатов, выражающихся в удовлетворении производственных и непроизводственных потребностей общества, эффективном экспорте и наполнении государственного бюджета. Создание Министерства экономического развития и торговли РФ показывает понимание необходимости совмещения функций прогнозирования развития экономики России и государственного регулирования производства и реализации промышленных товаров.
11.3. Товарная и технологическая специализация промышленности России Основным результатом маркетинговой стратегии развития промышленности является выработка ее рациональной товарной специализации. Производственные хозяйственные субъекты, действующие в рыночных условиях, сами определяют структуру и объемы выпускаемых товаров. Роль государственной промышленной политики заключается в выработке стратегии в сфере: формирования будущей конкурентоспособной товарно-технологической структуры экономики; производства наиболее эффективных и перспективных товаров, обеспечивающих экономический рост, предусматривающего создание для них режима наибольшего благоприятствия, условий технологического развития. В первую очередь к товарной специализации отечественной промышленности следует отнести перспективные товары внутреннего массового потребления. Материальная база их производства должна иметь приоритетную возможность получения льготных кратко- и среднесрочных инвестиционных кредитов. Техническое перевооружение этих производств с одновременным переходом на выпуск конкурентоспособной продукции позволит увеличить товарооборот, оживить отрасли легкой промышленности и некоторые отрасли машиностроения. Научно-техническим обеспечением эффективности инвестиций должны быть технологический и товарный заделы, созданные в этих отраслях или закупленные зарубежные лицензии. Безусловно, инвестиционная политика должна носить селективный характер. Государственными органами для поддержки и стимулирования выбираются: товары достаточно высоких потребительских свойств, способные по цене и качеству конкурировать с импортируемой в настоящее время продукцией; товаропроизводители — предприятия с достаточно устойчивым финансово-хозяйственным положением, имеющие потенциальные возможности выдержать конкурентную борьбу на соответствующих рынках. Инвестирование и реализация других мер селективной поддержки должны применяться к конкретным товаропроизводителям, отнесенным к товарной специализации российской промышленности после экономической оценки: возможности выхода на внутренний и внешний рынки; материально-технической базы предприятия с позиции ее потенциальной эффективности, возможностей обновления, перепрофилирования на выпуск новых товаров и выхода с ними на отмеченные рынки; возвратности инвестиций, роста поступлений в бюджет и т.д. Предприятия, техническое перевооружение которых экономически нецелесообразно, должны быть подвергнуты банкротству. Такой подход позволит выделить и оказывать государственную поддержку конкурентоспособным и профильным предприятиям, принимать экономические меры по сдерживанию и прекращению деятельности непрофильных и неэффективных производств. Для формирования рыночной специализации отраслей экономики в рамках государственной промышленной политики необходимо: провести маркетинговые исследования рынков совокупности основных товаров, выпускаемых промышленностью, с определением их конкурентоспособности по двум параметрам: потребительским свойствам и цене, определить перспективы развития соответствующих рынков; на основе имеющейся технологической базы сформировать перспективную товарную специализацию промышленности, включающую уже выпускаемые и новые товары для выхода на рынки; сформировать краткосрочную (на 2-3 года) инвестиционную программу, обеспечивающую развитие производств товарной и технологической специализации промышленности на современной технологической базе и оказать выбранным предприятиям другие меры поддержки. Частные промышленные предприятия сами проводят маркетинговые исследования, но их результаты могут быть условием государственной поддержки. Особую роль в развитии эффективной товарной специализации промышленности играет определение перспективных товаров (товарных групп), разработанных научными организациями и промышленными предприятиями, но еще не выпускаемых, т. е. потенциально эффективных и конкурентоспособных, являющихся товарным заделом. Налаживание производства этих товаров должно стать основным условием поддержки предприятий правительством в рамках государственной промышленной политики. Их выделение осуществляется на основе согласования общей долгосрочной государственной маркетинговой стратегии и бизнес-планов, представляемых предприятиями для обоснования получения поддержки, после проведения независимой экспертизы. В бизнес-планах дается анализ рынков новых товаров, их конкурентоспособности, цен и возможных, а может быть, и гарантированных объемов сбыта. Маркетинговое исследование основывается на информации: о реализации товаров на рынках (по принятой классификации) в товарных группах, выпускаемых промышленностью; о возможностях промышленных предприятий выйти на эти рынки с конкурентоспособной продукцией; о возможных эффективных товаропроизводителях. Анализ структуры и динамики движения товаров (товаропотоков) является важным элементом промышленной политики. Он позволяет выявить товары, пользующиеся повышенным спросом на названных выше рынках, определить страны и регионы — их потребители, оценить эффективность и интенсивность сложившихся связей. Источником информации о выпускаемых товарах являются статистические справочники, коммерческие источники. Обработка информации позволяет получить первичный массив конкурентоспособных товаров по соответствующим рынкам. В рамках государственной промышленной политики маркетинговая информация может представляться при разработке бизнес-планов и инвестиционных программ, реализуемых при государственной поддержке, экономическом обосновании государственных гарантий и кредитов и т.д. Названная информация позволяет сформировать банк данных конкурентоспособной продукции, выпускаемой промышленными предприятиями и пользующейся спросом на соответствующих рынках, потенциально конкурентоспособной продукции, соответствующей потребностям рынков. Накопление и анализ информации о движении промышленных товаров даст возможность оценить и корректировать товарную специализацию промышленности. Для эффективной целенаправленной государственной поддержки предприятий промышленного комплекса, выбора конкурентоспособных предприятий создается массив информации о промышленных предприятиях с оценкой и ранжированием их по эффективности на основе: балансов промышленных предприятий, направляемых в налоговую инспекцию; данных, представляемых при заключении инвестиционных договоров; предполагаемых мер государственной поддержки. Для оптимизации структуры товаропроизводителей и оценки их технического уровня большое значение имеет массив базовых технологий, используемых промышленными предприятиями в рамках производства продукции товарной специализации промышленности. Он формируется на основе информации инвестиционных программ и данных предприятий, обосновывающих оказание мер поддержки с участием научно-исследовательских и технологических организаций. Совместная обработка отмеченных выше массивов информации позволит сформировать расчетную базу для выработки рыночно-ориентированной промышленной политики, и условия, способствующие выходу на товарные рынки потенциально-эффективных предприятий. Оживление производственной деятельности этих предприятий требует, как правило, проведения санационных мер, включающих разработку инвестиционных и инновационных программ, реализуемых с участием государства. При анализе инвестиционных программ для проведения мер поддержки и др. главным критерием эффективности должно стать соответствие цены и качества готовящейся к выпуску продукции требованиям соответствующего рынка и рентабельности производства. Конечные результаты осуществленных мер оцениваются по увеличению объемов реализации товаров, поступлений в государственный бюджет, насыщению рынков товарами, решению социальных задач. Для реализации промышленной политики необходима организация проведения некоторой системы мер государственного прямого и экономического воздействия, в результате которых можно добиться: эффективной реструктуризации промышленности; увеличения объемов реализации промышленной продукции; разработки и проведения эффективной инновационно-инвестиционной политики. Система мер должна постоянно реагировать на изменение маркетингового состояния внутренних и мировых рынков промышленных товаров на основе прогноза их развития. Таким образом, промышленная политика обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных эффективных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. На ее основе осуществляется целенаправленное проведение структурной перестройки промышленности, обеспечивающее эффективное использование накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций. 11.4. Инвестиционно-инновационная политика государства Товарно-технологическая специализация вырабатывается на основе сложившейся технологической базы производства, ее научно-технического уровня и научного, патентного и лицензионного задела для развития, необходимости наиболее полного использования их потенциальных и реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции. Кроме прямого воздействия рынка на товарно-технологическую специализацию промышленности оказывают влияние: инвестиционные возможности и инвестиционная политика; обеспеченность природными ресурсами; требования экологии. Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередь отражается его отраслевой структурой. В рыночных условиях она определяется совокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск определенных видов продукции. В рамках государственной промышленной политики инвестиционные программы предприятий могли бы разрабатываться на основе среднесрочных отраслевых прогнозов и программ технического развития, отражающих научно-техническую политику в отрасли. Для промышленных предприятий в этих программах необходимо предусматривать меры по переходу на новый технический уровень, обеспечивающий высокую эффективность производства, выпуск продукции, могущей завоевать твердое положение на товарных рынках. Вместе с тем отраслевые программы являются информационным материалом, помогающим предприятиям выработать собственную технологическую политику. Они представляют собой инструмент регулирования отраслевой инновационно-инвестиционной политики государства и реализуются на конкретных объектах в рыночных условиях или, если они реализуются при участии государства, через экономические механизмы и меры поддержки. В России накоплен определенный опыт разработки программ технологического развития производства в рамках Комплексной программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, разработанной в 80-х гг. прошлого столетия. Степень соответствия программ предприятий отраслевым программам может служить дополнительным критерием обоснования государственных инвестиций. В программах инвестирования технического развития предприятий следует предусматривать качественное изменение их технологического уровня, обеспечивающее переход к новому технологическому укладу. Рассматриваемые условия и меры поддержки на коммерческие предприятия не распространяются. Достаточно универсальной моделью прогнозирования технологического развития производства может быть «Модель коридора эффективности технологического развития предприятий». При реализации инвестиционных программ требования товарной и технологической специализации производства совмещаются. Инвестиционно-инновационная политика в промышленности представляет собой основную часть государственной инвестиционной политики. Она реализуется через государственную инвестиционную программу, которая представляет собой интегрированную совокупность инвестиционных программ отраслей и предприятий промышленности: обеспечивающую высокие темпы развития предприятий товарной специализации промышленности со стабильным или повышающимся объемом реализации; ориентированную на перспективные наукоемкие товары, имеющие гарантированный сбыт в перспективе, соответствующие потребностям рынков по качеству, ценам и перспективной конкурентоспособности и обеспечивающие стабильное участие в формировании бюджета как за счет налоговых поступлений, так и за счет получения прибыли от использования государственной собственности; предусматривающую повышение технологического уровня и рентабельности производства на основе применения современной техники, разработанной, как правило, в России или приобретаемой по лицензиям. Инвестиционно-инновационная политика строится на следующих основных экономических положениях: обоснование конечных экономических и социальных целей технического перевооружения и развития материально-технической базы промышленных предприятий и его эффективности; расчет и учет в программах развития экономики и промышленности намеченных экономических результатов технологического развития; формирование замкнутого цикла производства конечной продукции на российских предприятиях по вертикальной технологической специализации, обеспечивающего увеличение рабочих мест и насыщение рынков России отечественными товарами (при соответствии конечной продукции потребностям рынков). Для проведения эффективной инвестиционной политики в рамках государственной промышленной политики на основе разработанной товарно-технологической специализации необходимо: разработать систему критериев социально-экономической и технологической оценки инвестиционных программ предприятий и их отбора для реализации; предложить механизм кредитования инвестиционных мероприятий и его использования как основного источника инвестиционных ресурсов или использования других финансовых источников; разработать экономическую схему финансирования инвестиционных программ на основе долевого участия различных категорий инвесторов с учетом максимизации интересов государства и бизнеса; разработать систему экономической поддержки инвестиционных проектов, выполняемых с участием зарубежных инвесторов; создать постоянно действующую систему контроля выполнения инвестиционных программ, выполняемых с участием ресурсов Государственной инвестиционной программы; создать законодательную базу и механизмы наложения санкций за нарушение договорных обязательств в сфере государственных инвестиций. В качестве условий инвестирования следует предусмотреть повышение рыночной эффективности производства, включающей повышение цен в результате улучшения потребительских свойств товаров и снижения издержек производства, ведущих к повышению рентабельности производства. 11.5. Общие и селективные экономические меры поддержки промышленности России Экономические меры поддержки промышленности являются важнейшим источником ресурсного обеспечения проведения промышленной политики. В заявлениях Правительства России создание условий для развития промышленности считается важнейшей хозяйственной проблемой. Для ее решения необходима разработка и законодательное принятие системы экономических мер, в которой следует выделить общие и целевые меры. Если общие меры распространяются на все промышленные предприятия при выполнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т.д.), то целевые меры применяются индивидуально к производителям отдельных товаров соответствующих государственным приоритетам или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность. Среди общих мер поддержки промышленных предприятий эффективно применение нижеследующих. 1. Разработка механизма экономического стимулирования развития промышленности через налоговую систему на основе полного освобождения от налогообложения НДС и прибыли: приростов объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученных в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку предприятиям, находящимся на выходе из кризиса, активно работающим на рынках сбыта. Она действует только в текущем году. В следующем отчетном периоде от налогов освобождаются приросты продукции, полученные в этом периоде; дополнительной прибыли, полученной предприятиями за счет повышения качества и снижения издержек производства реализуемой продукции с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулировать обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии и также действует только в отчетном периоде; освобождения от налога на имущество части имущества предприятий, используемого для производства конкурентоспособной продукции, объемы реализации которых в отчетном периоде возросли. 2. Контроль целевого использования амортизационного фонда. Представляется необходимым установить контроль налоговых органов за использованием амортизационного фонда предприятий. В случае его использования не по назначению, исключить эти суммы из издержек производства и ввести их налогообложение как прибыли. 3. Стимулирование собственных инвестиций предприятий. Представляется целесообразным применять указанные в п.1 льготы только при условии направления всего прироста прибыли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, инвестиции и инновации. Предприятиям, пользующимся этой льготой необходимо разработать инвестиционные программы, контролируемые действующим механизмом предоставления налогового кредита и других льгот. Эта мера может применяться под контролем ее выполнения со стороны налоговых органов. Указанные выше льготы распространяются на все предприятия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности. 4. Изменения условий предоставления долгосрочного (среднесрочного) коммерческого инвестиционного кредита для промышленных предприятий. Коммерциализация банковской системы привела к ее переориентации с производственных инвестиций (что является ее прямой функцией) к спекулятивным операциям на рынках ценных бумаг, краткосрочным займам под высокий процент. Эта ставка превосходит ставку межбанковского кредита, которая в период относительной финансовой стабилизации не опускалась ниже 20%. Производственные инвестиции коммерческих банков составляют сейчас по разным источникам от 1 до 3% в общем их объеме. Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для предприятий условиях. При этом общую финансовую нагрузку от кредитной поддержки промышленной инвестиционной политики коммерческими банками вынуждено взять на себя государство. Следует рассмотреть возможность применения следующих, стимулирующих производственные инвестиции, мер: Центробанку следует установить пониженную ставку межбанковского кредита для производственных инвестиций коммерческих банков на уровне, делающем производственные инвестиции хотя бы низкорентабельными; освободить от налогов прибыль коммерческих банков, полученную в результате производственных инвестиций; разработать систему инвестирования промышленности за счет части золотовалютных резервов Центробанка и Стабилизационного фонда, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под низкий процент. Отмеченные выше меры поддержки развития производства призваны создать инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной мере увеличивают нагрузку на финансовую систему России, но в то же время создают базу для развития промышленности и получения мультипликативного эффекта. 5. Прямые государственные инвестиции в перспективные наукоемкие, социально-значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности. Необходимо шире использовать на эти цели бюджетные кредиты. Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным товаропроизводителям, наибольшее значение имеют: меры по реструктуризации долгов промышленных предприятий; пополнение оборотных средств промышленных предприятий за счет расширения возможности и условий получения налогового кредита и использование других источников; стимулирование разработки и выполнения инвестиционных программ; предоставление льготных инвестиционных и других кредитов для проведения работ по Государственной инвестиционной программе; предоставление государственных гарантий российским и иностранным коммерческим целевым инвестициям в конкретные производства товарной специализации промышленности России. Перечисленные меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки. Для этого предприятия должны защитить в Министерстве промышленности и энергетики свои бизнес-планы и инвестиционные программы. Для таких предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду ит.д. Для них могут применяться льготы в виде налогового кредита или налоговых каникул. В принципе, могут быть достаточно эффективны меры по взаимозачетам долгов по прямым технологическим цепочкам движения товаров. Но в результате пострадают предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность, что приведет к повышению их неплатежеспособности и ускорить принятие к ним экономических санкций. Эта мера безналичных расчетов не противоречит рынку. На этой основе предприятия с большой дебиторской задолженностью смогут улучшить свое финансовое положение. Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей идругие меры поддержки конкретных предприятий осуществляются избирательно после маркетингового анализа ожидаемых результатов реализации их инвестиционных программ, бизнес-планов, финансового состояния предприятий, собственного участия в инвестиционных программах не менее чем на 40% объемов финансирования и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.
Более подробно тема изложена в следующей литературе: Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, - М.: Издательство РАГС, 2006. Глава 21.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |