Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления государственного регулирования в агропромышленном секторе экономики




Реформирование АПК в системе новых экономических отношений должно включать государственное регулирование аграрного сектора экономики. Данное положение подтверждено Законом Российской Федерации принятым 19 июня 1996 г. Государственной Думой "О государственном регулировании агропромышленного производства". Государственное регулирование представляет экономическое воздействие государства с помощью прямых и косвенных регуляторов на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции, на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение товаропроизводителей. Предусматривается решение следующих задач экономического регулирования:

· формирование единого экономического пространства;

· стимулирование достижения продовольственного самообеспечения и продовольственной безопасности страны;

· поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне достаточном для ведения расширенного воспроизводства;

· формирование паритетных отношений между сельским хозяйством и промышленностью;

· сокращение монополизации в каждой из 3-х сфер функционально-отраслевой структуры АПК;

· содействие использованию достижений НТП в агропромышленном производстве, рост его эффективности.

Экономическое регулирование предусматривает следующие меры воздействия.

Разработка целевых комплексных программ является важным фактором воздействия государства на развитие научно-технического прогресса в АПК, поддержание продовольственной безопасности страны. Создание новой системы планирования должно базироваться на формировании прогнозов и целевых комплексных программ. Федеральные и региональные целевые комплексные программы направленно воздействуют на отдельные сферы, способствуют реформированию структуры АПК, позволяют создавать относительно равные условия для различных форм хозяйствования. Они разрабатываются по ключевым приоритетным направлениям развития агропромышленного производства. Возможности восстановления и дальнейшего развития агропромышленного производства нашли отражение в целевой федеральной "Программе стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996-2000 годы", среднесрочной программе Правительства РФ "Структурная перестройка экономики и экономический рост в 1997-2000г.г.". В условиях утраты функций централизованного планирования, ограниченности ресурсов целевые комплексные программы позволяют концентрировать имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы на достижении конкретной цели, комплексно учитывать степень влияния различных факторов.

Бюджетная политика определяет поддержку агропромышленного комплекса по следующим направлениям:

· разработка государственного бюджета должна исходить из приоритета развития АПК, первоочередного выделения средств на реализацию целевых комплексных программ по становлению агропромышленного производства;

· финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, мелиорации земель, ветеринарному обслуживанию;

· дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овощеводства;

· компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и комбикормов специализированными агропромышленными предприятиями;

· финансирование капитальных вложений на развитие науки и техники;

· создание специальных государственных фондов финансовой поддержки товаропроизводителей;

· осуществление государственной поддержки становления и реформирования сельскохозяйственных предприятий, поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, формированию производственной инфраструктуры;

· санация и перепрофилирование убыточных и неперспективных производств.

Меры государственной поддержки и финансирования должны осуществляться на конкурсной основе по принципу адресности, с обязательным обоснованием потребности и эффективности их использования.

Страховая защита включает страхование урожая сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и птицы, инвестиций в агропромышленное производство. Система страхования в аграрном секторе стимулируется долевым участием федерального бюджета в расходах сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств по страхованию - 50% страховых взносов подлежат возмещению страховщикам за счет средств федерального бюджета. Страховые взносы по страхованию урожая, уплаченные за счет собственных средств товаропроизводителей, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Из-за недостаточности бюджетных средств, государство не в состоянии выполнить свои обязательства перед страховщиками. Поэтому, целесообразно создание федерального сельскохозяйственного страхового резерва, сформированного за счет отчислений от общей суммы страховых сельскохозяйственных платежей в размере 50%.

Ценовая политика предусматривает сочетание свободных рыночных (договорных) цен, регулируемых гарантированных цен и дотаций по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Рыночные (договорные) цены складываются из спроса и предложения. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. должны обеспечивать уровень рентабельности достаточный для расширенного воспроизводства. Гарантированные цены выполняют страховую функцию по защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных. Они применяются для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям и при расчетах по реализации продукции государству по согласованию с товаропроизводителями и в пределах квот, определяемых на федеральном и региональном уровне.

Размеры, сроки действия дотаций и компенсаций, виды сельскохозяйственной продукции, на которую они устанавливаются определяются органами государственной власти. Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачиваются как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Федерации, в зависимости от степени решаемости задач.

Величина гарантированных цен, ценовых дотаций и компенсаций, залоговых ставок рассчитывается на основе целевых цен, которые определяются Минсельхозпродом РФ. Целевая цена - расчетная величина (нормативный индикатор), обеспечивающая с учетом неценовых государственных форм поддержки паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в зонах массового товарного производства, уплату налогов и обязательных платежей, процентов по кредитам (на уровне средних действующих ставок), получение сельскохозяйственными товаропроизводителями личного дохода на уровне не ниже среднего по народному хозяйству и прибыль, достаточную для ведения расширенного воспроизводства.

Государственные заказы сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия призваны обеспечивать эффективность закупок для федеральных и региональных государственных нужд. В соответствии с этим, установлено два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - федеральные и региональные фонды. Они должны размещаться на конкурсной основе и закупаться по гарантированным ценам.

Федеральный фонд необходимо формировать с учетом минимума государственных нужд. Сужено само понятие государственных нужд. В них включены госрезервы, снабжение армии, спецпотребителей, районов Крайнего Севера и таких крупных городов как Москва и Санкт-Петербург. Государственные закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при проведении закупочных и товарных интервенций осуществляются исключительно хозяйствующими субъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе государственным унитарным предприятием "Федеральное агенство по регулированию продовольственного рынка" при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Закупочные и товарные интервенции способствуют стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Их использование возлагается на государственных агентов. Закупочные интервенции применяют, когда предложение на рынке превышает спрос, когда рыночные цены опускаются ниже минимального уровня. Они осуществляются в форме закупок, залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. К товарным интервенциям прибегают в состоянии дефицита на сельскохозяйственном рынке, когда рост рыночных цен превышает уровень их максимальных колебаний. Товарные интервенции представляют собой распродажу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из федеральных и региональных продовольственных фондов.

Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией осуществляются в случае дисбаланса производство-потребление. В данном варианте, государство может выступать гарантом сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в другом, залог без участия государства будет осуществляться в соответствии с положениями гражданского законодательства. Залогодержателями могут являться юридические лица и уполномоченные правительства. Залогодателями - производители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предмет залога может составлять уже произведенная продукция или же продукция будущего урожая. Перечень залоговой продукции, ставки залога, порядок использования приобретенной в собственность государства продукции определяются правительством. Залог может быть прекращен если заложенная продукция приобретена в установленном порядке в собственность государства или по желанию залогодателя обеспеченного выполнением залоговых обязательств. Государство участвует в залоге в следующих формах: выделение бюджетных средств, предоставление кредитов, компенсация затрат по хранению, обработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства. Залоговые операции - новый инструмент регулирования рынка. Приобретенная в установленном порядке в собственность государства заложенная сельскохозяйственная продукция может формировать государственные продовольственные фонды и использоваться при проведении государственных товарных интервенций.

Кредитная политика, осуществляя поддержку предприятия и организаций АПК, реализуется в удешевлении процентов по ссудам, в возмещение платежей в счет основного долга, в своевременном выделении централизованных льготных кредитных ресурсов. Гарантом получения целевых централизованных кредитов выступает государство. Размеры кредитов, уровень процентных ставок, сроки погашения и меры ответственности за его использование и возврат определяются на договорной основе между ссудозаемщиками и Центробанком РФ (по централизованным кредитам), коммерческими банками. В целях расходования бюджетных средств по целевому назначению, рациональному их использованию будет повышена ответственность заемщиков за возврат полученных кредитов и бюджетных ссуд. Совершенствование механизма кредитования будет происходить с учетом сезонности агропромышленного производства и обеспечения доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей. Этому будут способствовать кредитные союзы, кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, становление ипотечного кредита, формирование механизма государственного кредитования под залог будущего урожая. В формировании системы кредитной кооперации в аграрном секторе предусматривается поддержка и участие государства в формировании паевого капитала. В Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы предусмотрено создание специального фонда льготного кредитования с взиманием с организаций агропромышленного комплекса не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Проведение лизинговых операций с участием государства выступает как мера государственной поддержки агропромышленного производства. Предполагается расширить сеть лизинговых компаний, развитие рыночного механизма размещения бюджетных финансовых ресурсов на конкурсной основе, расширение финансовой базы лизинга на основе привлечения кредитов коммерческих банков, удешевление лизинговых услуг. Предмет и условия лизинга определяются правительством и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Лизинговые операции осуществляются юридическими лицами уполномоченными правительством или исполнительными органами власти.

Налоговая политика в агропромышленном комплексе базируется на взимании следующих основных видов налогов: земельный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц.

Для сельских товаропроизводителей введен единый земельный налог в виде рентного платежа, составляющий основу налогообложения. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) облагаются ежегодным земельным налогом. За землю переданную в аренду взимается арендная плата. Для покупки, выкупа земельных участков и для получения банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей, и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Исходя из средних размеров налога с 1 га пашни, кадастровой оценки угодий утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений. Исходя из местоположения участков, вводятся соответствующие коэффициенты для исчисления сумм земельного налога. В настоящее время, с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и др. сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности более 25%, с них взимаются и другие налоги (сельскохозяйственные предприятия индустриального типа: птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.).

Налог на добавленную стоимость является новым видом налога для агропромышленного комплекса. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории России сельскохозяйственных товаров и сырья, выполненные работы и услуги. Учитывается реализация как собственных товаров, так и приобретенных на стороне. При реализации услуг в сельском хозяйстве объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания услуг по погрузке, разгрузке и перегрузке товаров, хранению, по сдаче в аренду имущества, посреднических услуг, связанных с поставкой товаров, бытовых, жилищно-коммунальных услуг, всех других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли. Налог на добавленную стоимость исчисляется как разница НДС начисленного на реализуемую продукцию (10% - на продовольствие, 20% - на остальные виды товара) и уплаченного поставщикам за купленные ресурсы и услуги.

Налог на прибыль должна платить определенная часть предприятий АПК. Ставка налога установлена в размере 35% от прибыли (13% - в федеральный бюджет, 22% - в бюджеты субъектов Федерации). В соответствии с законом, прибыль предприятий различных форм собственности от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не облагается налогом. Сельскохозяйственные предприятия обязаны уплачивать налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности (в т.ч. доходы по акциям других предприятий - 15% от суммы дивидентов).

Подоходним налогом облагается валовой доход крестьянского (фермерского) хозяйства (без права юридического лица и физических лиц). Для крестьянских (фермерских) хозяйств данный вид налога исчисляется на основе валового дохода уменьшенного на сумму затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), кроме затрат на оплату труда, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции налогом не облагаются. Подоходный налог уплачивается в размере 12%-40% от годового дохода.

Совершенствование налоговой политики в агропромышленном комплексе предполагает:

· уменьшение налогооблагаемой базы для земельного налога на величину собственных средств, вложенных в улучшение земли, расширение и развитие производства;

· введение льгот по налогообложению для предприятий промышленности, строительства и др. отраслей, вкладывающих свои средства на развитие сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и социальной сферы;

· снижение ставки налога на добавленную стоимость на средства производства, поставляемые селу и на основные продовольственные товары.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.