Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непосредственная демократия и конституционное право

III. Российское конституционное право как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Конституционное право в России» («Россий­ское конституционное право») имеет своим предметом изучение основ действующего права, основ науки о нем, общих начал российской конституционной правоприменительной практики.

Российское конституционное право изучается в соответствии с фе­деральными образовательными стандартами обычно до или парал­лельно с курсом конституционного права зарубежных стран. В одних учебных заведениях российскому конституционному праву предшест­вует краткий курс «Введение в конституционное право», в других — «Общее конституционное право». Есть и другие учебные дисциплины вводного характера, но они не предусмотрены федеральными стандар­тами. В учебных заведениях отдельных субъектов РФ введены курсы, посвященные конституционному (уставному) праву данного субъекта Федерации.

 

Учебный курс конституционного права Российской Федерации

Освоение азов конституционного права является важным шагом в профессиональней подготовке юриста. В рамках учебной дисциплины конституционного права приобретаются необходимые знания о принципах устройства государства, его взаимоотношениях с личностью, основах правовой системы страны. Получаемые при изучении курса конституционного права знания, составляют фундамент юридического образования в целом.

Конституционное право является основным, профилирующим предметом для юристов, работающих в органах власти как на федеральном, так и на местном уровнях. Это связано с тем, что статус, основные полномочия и порядок деятельности этих органов определяется именно в конституционном праве.

Учебные планы юридических высших учебных заведений Рос­сийской Федерации предусматривают изучение студентами всех отраслей права, в том числе конституционного права России.

Изучение отрасли конституционного права осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционного права Российской Федерации.

Система теоретических положений науки, которые по своему объему считаются минимально необходимыми и достаточными для познания студентами сущностных характеристик отрасли и содержания ее институтов, для выработки умения применять на практике нормы отрасли, составляет содержание учебного курса конституционного права России.

Понятия непосредственной и представительной демократии. Непосред­ственная (прямая) демократия и представительная демократия — это различные формы выражения воли народа. Конституция РФ устанав­ливает, что российский народ осуществляет свою власть непосредст­венно, а также через органы государственной власти и местного само­управления (ч. 2 ст. 3). При прямой демократии (например, на обще­государственном референдуме, референдуме, в субъекте РФ, местном референдуме, путем выборов и т.д.) граждане непосредственно реали­зуют свою волю. При представительной демократии власть народа осу­ществляется через избранных им представителей, депутатов. Парла­мент, законодательные органы субъектов РФ и представительные ор­ганы местного самоуправления, например городские или сельские со­веты, принимают решения от имени народа.

Конституция РФ устанавливает определенную иерархию форм де­мократии. Согласно ч. 3 ст. 3 референдум и свободные выборы явля­ются высшим непосредственным выражением власти народа. Это вы­деляет названные две формы из других разновидностей (например, всенародное обсуждение каких-либо проектов государственных реше­ний). Негосударственная демократия находит свое выражение в раз­личных массовых акциях населения: создании общественных объедине­ний, митингах, демонстрациях, в добровольных акциях населения (на­пример, по благоустройству городов и поселков), обращениях граждан в средства массовой информации и т.д. В текущей деятельности госу­дарственных органов применяются свои демократические методы: день открытых дверей в министерствах, в Конституционном Суде РФ, в других органах, ответы должностных лиц на вопросы читателей в га­зетах, в том числе в правительственной «Российской газете», диалоги с гражданами на «круглых столах», в телевизионных передачах и т.

В 2002 г. Президент РФ в течение нескольких часов отвечал по телеви­дению на вопросы граждан, непосредственно обращенные к нему во время передачи.

Власть народа, как говорилось, не ограничивается формами непо­средственной и представительной демократии. В Конституции РФ го­ворится об органах государственной власти и местного самоуправле­ния в целом. Помимо представительных органов власть народа выра­жают и в конечном счете должны служить ему Президент, Правитель­ство, суды, другие государственные органы РФ, органы субъектов Федерации, муниципальных образований, должностные лица государ­ственной и муниципальной службы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Конституционное право России как наука | Формы выборов и принципы избирательного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.