Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы выборов и принципы избирательного права

Значение и разновидности выборов. Выборы — это форма периодичес­кого выявления воли населения. В России постоянно происходят раз­ные выборы. Избираются руководящие органы в партиях, кооперати­вах, акционерных обществах и т.д. Избираются коллегиальные органы некоторых учреждений (например, художественные советы театров). Это выборы общественные. В прямых выборах в некоторые органы публичной власти (именно об этих выборах речь идет в данном пара­графе) участвуют, как правило, только граждане (выборы в представи­тельные органы РФ, органы субъектов Федерации и местного самоуп­равления, Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, мэров муниципальных образований). Это — прямые публичные выборы.

Путем выборов органов государства и должностных лиц: 1) опре­деляется, какие партии будут иметь преимущественное влияние на го­сударственные дела, на жизнь субъекта РФ, муниципального образо­вания; 2) осуществляется отбор политических лидеров, способных и квалифицированных кадров, которые в состоянии вести государствен­ные и муниципальные дела; 3) выявляются настроения народа и со­ставляется более или менее объективная картина (если выборы чест­ные) влияния тех или иных партий, объединений, лидеров, а иногда и групп населения; 4) осуществляется легализация и легитимация госу­дарственной и муниципальной политической власти, т.е. выборы де­лают ее юридически законной и справедливой, обоснованной в глазах народа.

Выборы различаются по своим масштабам. В России проводятся федеральные выборы (в масштабах всей страны), выборы на уровне субъектов РФ и выборы органов местного самоуправления в муници­пальных образованиях. Они являются альтернативными: число канди­датов на всех уровнях должно быть больше числа избираемых лиц. Если же выдвинут один кандидат (список) или число кандидатов, рав­ное числу мандатов (в многомандатном избирательном округе), голо­сование по решению избирательной комиссии откладывается на шесть месяцев для выдвижения дополнительных кандидатов. Голосо­вание при одном кандидате на повторных выборах и при выборах ор­ганов местного самоуправления может допускаться, но в этом случае для избрания необходимо получить более 50% поданных голосов из­бирателей. Лишь в некоторых субъектах РФ (например, в Татарстане) допускались безальтернативные выборы.

На всех уровнях территориальной организации (Федерация, ее субъект, муниципальное образование) проводятся выборы коллегиаль­ных органов (Государственной Думы, законодательного собрания субъекта РФ, совета муниципального образования) и выборы едино­личных органов (должностных лиц) – Президента РФ, главы админи­страции субъекта РФ, мэра.

Выборы могут быть проведены в установленные Конституцией, ус­тавом, законом сроки и как досрочные (например, в случае роспуска Го­сударственной Думы или досрочной отставки Президента РФ). При досрочных выборах сроки некоторых избирательных действий, а также другие требования (например, число подписей избирателей в под­держку кандидата) сокращаются наполовину.

Выборы проводятся в один тур (при мажоритарной системе отно­сительного большинства по одномандатным округам) и в два тура. Второй тур проводится, если в первом туре при применении мажори­тарной системы абсолютного большинства (50% + 1 голос) никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов.(вторых туров на федеральных выборах не было аж с 1996 г.). В этом случае баллотируются вновь два кандидата, набравшие большинство голосов по сравнению с другими. Второй тур в избирательном праве России называется по­вторным голосованием.

Если по каким-либо причинам выборы не состоялись (признаны недействительными судом, ни один из кандидатов не избран и т.д.), то назначаются повторные выборы. Они отличаются от повторного голо­сования, в частности, тем, что на них могут быть выдвинуты новые кандидаты. Если не избрано необходимое количество депутатов, на­значаются дополнительные выборы.

Выборы бывают полными и частичными. В первом случае весь со­став коллегиального органа обновляется целиком, во втором — ис­пользуется порядок ротации: обновление происходит по частям. Например одна треть Сената США избирается каждые три года сроком на шесть лет.

В России используется территориальный принцип выборов: по из­бирательным округам (а, например, не по месту работы).

Избирательное право объективное и субъективное, активное и пас­сивное. Различные правовые акты о выборах объединяются общим по­нятием «избирательное право». В данном случае речь идет об избира­тельном праве в объективном смысле — системе юридических норм, регулирующих порядок избирательной кампании и выборов. Это – составная часть отрасли действующего конституционного права. Из­бирательное право (избирательные права) в субъективном смысле — это право, принадлежащее или не принадлежащее конкретному физи­ческому лицу. Например, гражданин РФ, достигший 18 лет, может (при соблюдении прочих условий, о которых говорится ниже) обла­дать определенными избирательными правами при выборах Прези­дента РФ, а иностранец — нет. Различаются также активное и пассив­ное избирательное право. Активное избирательное право – это право избирать, пассивное — право выдвигать свою кандидатуру на выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, может избирать, но не может быть избранным в Государ­ственную Думу (возраст для избрания депутатом составляет 21 год), а достигший 21 года еще не может стать Президентом РФ (кандидат на эту должность должен достичь 35-летнего возраста).

Принципы избирательного права. Конституция РФ закрепляет четы­ре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выбо­ры, тайное голосование. Правда, эти положения относятся к выборам Президента РФ (ч. 1 ст. 83). В ч. 3 ст. 3 говорится о свободных выборах, а в федеральном законодательстве – также и о добровольности учас­тия в выборах.

Всеобщее избирательное право означает, что в выборах могут участ­вовать (избирать и быть избранными) граждане РФ, достигшие надень голосования (а не регистрации в списках избирателей или в качестве кандидата) установленного возраста (как правило, он неодинаков для активного и пассивного избирательного права). Военнослужащие в выборах участвуют и могут быть избраны. На выборах муниципальных образований возможны исключения из принципа обязательности рос­сийского гражданства. В некоторых субъектах РФ в таких выборах могут участвовать и включаются в списки избирателей лица, не являющиеся гражданами РФ, достигшие 18 лет и не ограниченные в избирательных правах, если они проживают постоянно или преимущественно на территории муниципального образования. Согласно Федеральному закону 2002 г. о правовом положении иностранных граждан в РФ они не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в соответствующих референдумах, но постоянно проживающие в РФ иностранцы вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референду­ме. Эти положения распространяются и на лиц без гражданства. Не включаются в списки избирателей муниципального образования (только для муниципальных выборов) военнослужащие, проходящие службу на территории муниципального образования, если они до при­зыва на военную службу не проживали постоянно или преимущест­венно на территории данного муниципального образования. Возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. В некоторых субъектах РФ установлен такой же минимальный возраст для канди­датов в члены муниципальных советов, но обычно для пассивного из­бирательного права устанавливается повышенный возрастной ценз. В субъектах РФ аналогичные правила установлены для кандидатов в законодательные собрания и на пост президента республики в составе РФ (для кандидатов в губернаторы — 30 лет). Понижать установлен­ный возраст нельзя. Закон также запрещает устанавливать максималь­ный возраст (возрастной предел для избрания составляет 65 или 70 лет). Субъекты РФ не вправе вводить и другие дополнительные усло­вия, ограничивающие всеобщность выборов, кроме тех, которые предусмотрены федеральным законодательством. В частности, актив­ное или пассивное избирательное право не может быть связано со сро­ком постоянного или преимущественного проживания граждан на оп­ределенной территории (ценз оседлости).

Документом, дающим право на участие в вы­борах, являются паспорт гражданина, а также другие документы, удостоверяющие российское гражданство об этом мы уже говорил в наших предыдущих лекциях.

В выборах не вправе участвовать граждане, признанные судом ума­лишенными и находящиеся под стражей по приговору суда, вступив­шему в законную силу. Обычно считается, что такие лица не лишены избирательных прав, их осуществление лишь приостанавливается на определенный срок. Если приговор еще не вступил в силу (например связи с обжалованием), то указанные лица, а также подследствен­ные, находящиеся под стражей, обладают избирательными правами. Администрация мест заключения обязана обеспечить им возможность голосовать.

Равное избирательное право означает, что: 1) каждый избиратель имеет равное число голосов. Если на рефе­рендум вынесены несколько разных вопросов, у участника референду­ма тоже имеется несколько голосов, но их число у всех одинаково; 2) все избиратели голосуют на общих основаниях, составляя единый избирательный корпус; 3) каждый депутат избирается от одинакового числа избира­телей, т.е. голос каждого избирателя имеет одинаковый «вес». Это зна­чит, что одномандатные избирательные округа должны быть в основ­ном равны по числу избирателей, а в многомандатных округах с раз­ным числом избираемых депутатов должны быть соблюдены пропор­ции между числом депутатов и численностью избирателей в округах. Все эти обстоятельства необходимо учитывать при «нарезке» округов.

Прямые выборы в отличие от косвенных или многостепенных (многоступенчатых) означают, что граждане избирают представитель­ные органы или должностных лиц непосредственно путем прямого го­лосования. В России прямыми выборами избираются одна из палат парламента — Государственная Дума, законодательные собрания субъектов РФ, представительные органы муниципальных образова­ний, Президент РФ, президенты и иные главы субъектов РФ (губер­наторы и др.), главы муниципальных образований (мэры и др.). Не­прямыми выборами (законодательными собраниями субъектов Феде­рации) избирается половина членов Совета Федерации.

Тайное голосование означает, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц. В России на всех уровнях голосуют путем бюллетеней. Оборудуются избирательные кабинки, где избиратель заполня­ет бюллетень. В кабинке во время голосования не разрешается нахо­диться, кроме самого голосующего, кому-либо, в том числе членам из­бирательной комиссии. Если имеются препятствия, мешающие изби­рателю (участникам референдума) совершить избирательные действия лично, он может пригласить помочь ему других лиц, но это не должны быть члены избирательной комиссии. В любом случае избиратель опускает бюллетень в избирательный ящик лично. В зарубежных стра­нах в целях борьбы с фальсификациями избиратель, после того как проголосовал, кладет бюллетень в конверт, который вручает члену из­бирательной комиссии, и тот опускает его в ящик.

Наряду с четырьмя принципами, обычно перечисляемыми при ха­рактеристике выборов, законодательство РФ устанавливает, что выбо­ры и референдум являются добровольными и свободными. Доброволь­ность означает, что гражданин по своему желанию может участвовать или не участвовать в выборах. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выбо­рах, референдуме, а в некоторых субъектах РФ, где это предусмотрено, также в голосовании об отзыве избранного представителя (депутата) или должностного лица. Неучастие в этих процедурах не влечет для гражданина никаких нежелательных последствий.

Суть положения о свободе выборов (референдума и т.д.) состоит в обеспечении свободы воли избирателей (участников референдума) при голосовании. В этих целях федеральные законы запрещают кан­дидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, всем лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, осуществлять под­куп избирателей, производить льготную распродажу товаров, бесплат­но распространять любые товары (за исключением печатных матери­алов, в том числе иллюстрированных, и значков, специально изготов­ленных для избирательной кампании), вручать избирателям денежные средства, подарки и другие материальные ценности, кроме как за вы­полнение организационной работы (дежурство на избирательном участке, сбор подписей избирателей, агитационную работу). Запреще­но воздействовать на волю избирателей, давая обещания о предостав­лении им материальных благ или услуг, иначе чем на основании реше­ний органов государственной власти или местного самоуправления, принимаемых в соответствии с федеральными законами. Хотя направ­ленность последнего положения ясна, вряд ли можно исключить пол­ностью обещания в процессе избирательной кампании. Те или иные обещания составляют ее существенный элемент.

Положения, связанные с выборами, с некоторыми изменениями относятся и к другим формам голосования граждан-избирателей: к ре­ферендуму, отзыву депутатов, к народной законодательной (право­творческой) инициативе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Непосредственная демократия и конституционное право | Референдум
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.