Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтез искусств в модерне

(собор Святого Семейства А. Гауди)

План

 

1. Эстетические принципы модернизма

2. Новые возможности в архитектуре

3. Творческие поиски модернистов

4. Представители модернизма в архитектуре

5. Архитектурные сооружения А.Гауди

 

Знаменательной вехой в истории нового стиля модерн (лат. modernus, фр. moderne — новый, современный) стало открытие в Париже в 1895 г. магазина-салона современного искусства с симво­лическим названием «Новое искусство». Дей­ствительно, это оказалось новое искусство, существенным образом личающееся от всех предшествующих исторических стилей.

С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного твор­чества, а с другой — сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернаци­ональный стиль. С поставленными задачами модерн справился пре­красно. Он действительно обладал общностью художественного язы­ка, единой системой выразительных средств и приемов.

Большое значение для развития и самоутверждения стиля мо­дерн имели организация многочисленных выставок, издание попу­лярных художественных журналов, архитектурные сооружения в новом вкусе. Модерн быстро «растворился» в рекламах и афишах, фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветном стекле витра­жей. Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочи­нениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демон­стрировали черты стиля модерн. Теперь отрицать его наличие стало делом бессмысленным и бесполезным. Впрочем, как и всегда, на­шлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия — «новый сладкий стиль», «стиль томной лапши», «стиль ленточных червей».

Вобрав дух своего бурного времени (он просуществовал до нача­ла Первой мировой войны в 1914 г.), модерн возник и сложился под влиянием эстетики символизма. Эта общность символизма и модер­низма давно подмечена исследователями искусства. Действительно, порой трудно провести четкую грань между символизмом и модер­низмом в творчестве таких художников, как А. Гауди, Э. Мунк, М. Врубель. До сих пор ученые по-разному трактуют вопрос об их взаимоотношениях, некоторые рассматривают символизм в рамках стиля модерн.

В основе нового художественного языка лежала линия - деко­ративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энер­гию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тяну­щихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн — его орнаментальностъ. Бельгий­ский архитектор Виктор Орта дал этой линии выразительное назва­ние — «удар бича».

Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпан­тин, заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкаль­ные формы, пространство картин или театральной сцены. Орна­ментальное начало модерна объединило практически все виды ис­кусства.

Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бето­ну, стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, боль­шим поверхностям стекла, формирующим громадные фасады и сво­ды, а затем и пластмассам. Возведенные в конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но и легкость, высотность и протяженность.

Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие XX в. получили исключи­тельную возможность экспериментировать. Импровизация отныне стала главным принципом их творческой деятельности.

Новый стиль модерн наглядно проявил себя в архитектурных сооружениях. По сравнению с «затишьем» XIX в. это было подлин­ное возрождение архитектуры, новая ступень в ее стремительном и бурном развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединившие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилевом ключе.

Исключительное значение придавалось выразительности теку­чих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов. Виртуозное владение разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров стало приметой времени. В убранство жилищ и общественных зданий включались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная поливная керамическая плитка, ткани.

Особое значение приобретала идея органического единства архи­тектуры с окружающей средой. Архитекторов вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнес­ти в него красоту.

Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Евро­пы, отозвался он и в Америке.

В архитектуре XX в. гармонично соединились новые техниче­ские возможности и художественное творчество, представленное именами выдающихся мастеров: Антонио Гауди (Испания), Виктоpa Орта (Бельгия), Эктора Гимара (Франция), Отто Вагнера (Австрия), Ле Корбюзье (Швейцария), Фрэн­ка Ллойда Райта (США).

Творчество Антонио Гауди (1852—1926) перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к модерну. Считая готи­ку одним из самых выразительных архитектурных стилей, исполь­зуя ее достижения в своих произведениях, Гауди сумел найти собст­венный оригинальный стиль, названный «каталонским модерниз­мом». Он старательно избегал входившие в моду железобетонные конструкции и отдавал предпочтение кирпичу, камню и глине.

Его архитектурные сооружения изобилуют символами и аллего­риями, они уводят зрителя в мир сказок, легенд и преданий. Дом Висенса, один из первых шедевров архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, рит­мично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетка­ми... Есть в нем что-то от мавританских традиций, музыкального произведения, скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм, непрерывность перетекающих объемов, особый ритм арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как этого требует любое произведение круглой скульптуры. Стены сооружений Гауди неред­ко воспринимаются сплошными разноцветными коврами. Излюб­ленный прием архитектора — использование керамики.

Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они изобилуют диковинными животными и растениями. Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных. Колонны перед входом похожи на но­ги слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра. Балконы при­лепились к скале здания, как гнезда ласточек. Обыкновенные ды­моходы он превращает в фантастические башни. Дракон (символ города Барселоны) будет часто присутствовать в оформ­лении сооружений архитектора.

Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в них проявилась богатейшая фантазия художника. По сторо­нам дверей важно и гордо стоят в воде цапли. Столовую он прев­ращает в осенний сад, наполненный шумом журчащей воды, ще­бетанием птиц, едва различимым шелестом деревьев. Здесь бла­гоухают цветочные ароматы и как-то по-особому пахнут спелые плоды.

При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональ­ной планировкой зданий. Дом Мила — одно из самых неожиданных и совершенных творений архитектора. Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных кори­доров. Каждая квартира уникальна. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу. Окна то выступают, то углубляются внутрь волнистых стен, лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты, параболические арки рождают ощущение легкости и бесконечности пространства. Крыша дома представляет собой яркий цветочный ковер, выполненный в керамике.

Гауди принадлежало первенство в практическом осуществле­нии идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она наш­ла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны. Гауди выступил здесь как архитектор, скульптор и живописец, давший безграничную волю своей творческой фанта­зии. Барочные марши лестниц, причудливые павильоны с башенка­ми, напоминающими коралловые рифы, фонтаны, их необычное скульптурное оформление — все призвано поразить, удивить вооб­ражение зрителя.

Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия (Свято­го семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыс­лу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы. Изыскан­ные силуэты четырех башен завершаются декоративными креста­ми-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня посвящены апос­толам, капители колонн символизируют добродетели, на дверях внутреннего портика — символическое изображение десяти запове­дей. Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время являет­ся порождением эпохи модерн. Гауди успел возвести только левую башню западного фасада. После смерти архитектора в 1926 г. стро­ительство собора остановилось. В настоящее время архитекторы про­должают начатое дело по чертежам и макетам автора.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Поясните, как вы понимаете смысл термина «модерн».

2. В чем проявился синтез искусств в модерне?

3. В чем заключались творческие поиски в архитектуре в начале XX века?

4. Что собой представляет дом Висенса А.Гауди?

5. В чем заключается аллегорический смысл Дома Батльо А.Гауди?

6. Как оформлял интерьеры своих архитектурных сооружений А.Гауди?

7. В чем заключался синтез искусств в оформлении парка Гюэль?

8. Какие библейские образы символизируют конструктивные элементы собора Саграда Фамилия(Свято­го семейства)?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Символическое мышление и экспрессия произведений | Символ и миф в живописи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.