Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символ и миф в живописи

(цикл «Демон» М. А. Врубеля)

План

1. Смысл термина «символизм»

2. Представители символизма

3. Эстетические принципы символизма

4. Особенности живописи М.Врубеля

Могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явле­ний, дать им «названье», «удержать в полете» красоту и гармонию мира? На эти вопросы романтиков начала XIX в. на исходе столетия ответили утвердительно художники-символисты (от греч. «знак, символ»).

Вступая в непримиримый конфликт с искусством реализма и на­турализма, отрицая рабское подражание реалистической природе, символисты сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею». Напро­тив, с романтизмом у символистов было немало общего: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потусторон­нем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневе­ковья).

Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». И хотя он был посвящен поэтиче­скому творчеству символистов (Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, C.Малларме), в нем были затронуты и другие виды искусства.

В основе искусства символизма лежала идея двойственности ми­ра. Главный тезис манифеста Мореаса сводился к тому, что искусст­во призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплот­ное. Опираясь на идеи древнегреческого философа Платона, утверж­давшего, что реальность состоит из мира идей, Мореас выдвигал перед художником следующие требования. Обладая особым внут­ренним зрением, он должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, то есть «объекти­вировать субъективное». Таким образом, художник выступал в ка­честве посредника между миром видимым и невидимым.

Искусство символизма не случайно оперирует художественны­ми метафорами и аллегориями. Оно всегда тяготеет к намекам, ино­сказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и ви­дений.

Аллегория всегда основывается на внешнем уподоблении пред­мету или явлению. Она конкретизирует абстрактные понятия, ее можно без особого труда объяснить словами, отделить ее смысл от созданного образа. (Герои и образы басенного творчества Эзопа, Лафонтена, Крылова служат выражением абстрактных понятий добра и зла, ума и глупости.) Символ также можно попробовать истол­ковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, истинный смысл. Чаще его приходится угадывать, опираясь на соб­ственные интуицию и ощущения.

Существует и еще один аспект, связанный с художественными принципами символизма. Хорошо известно, что вся история искус­ства по природе своей символична. Язык символов такой же древ­ний, как и само искусство. Символичны пирамиды и храмы Древ­него Египта, мифы и легенды Античности, библейские сюжеты и образы Средневековья, структура православного храма и древнерус­ская иконопись. Символизм содержится и «растворен» в любой эпо­хе и в любом виде искусства. Каждое художественное произведение условно, символично отражает общую картину мира. Пользуясь соб­ственными средствами, оно изображает «невидимое посредством ви­димого».

Особенностью символизма как художественного направления рубежа XIX—XX вв. явилось то, что впервые были теоретически обоснованы его характерные черты. На практике символизм дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства, и прежде всего поэзии и живописи, театра и музыки. Возникнув как литературное направление во Франции, он в самых различных ва­риантах и проявлениях распространился по всей Европе.

В русском искусстве символизм связан с творчеством М. А. Вру­беля, В. Э. Борисова-Мусатова и художников «Голубой розы».

Творческое кредо художника-символиста Михаил Александро­вич Врубель (1856—1910) выразил в этих словах:

«Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту».

В реальной, обыденной жизни, полной неразрешимых конфлик­тов и противоречий, кажется, нет и не может быть места для красо­ты и гармонии. Тогда воображение художника переносит его в мир таинственных грез, смутных видений и предчувствий. Нередко его привлекает то время суток, когда догорают лучи заходящего солн­ца, сгущаются сумерки, а земля погружается в непроницаемую пе­лену мрака. Неясные очертания предметов то тревожно «тонут» в едва различимом пространстве, то неожиданно вспыхивают или мерцают, переливаясь загадочными световыми бликами.

В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи Врубеля («Царевна Лебедь», «Муза», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Пророк», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Снегурочка», «Волхова»). Реальность, мечта и вообра­жение переплетаются в его полотнах самым невероятным образом. Обыкновенная коряга или пень превращается в неведомое существо («Пан»,1899), причудливыми отблесками зажигают ночной пейзаж ярко-красные цветы чертополоха («К ночи», 1900), загадочная Ца­ревна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму («Царевна Лебедь», 1900), в неведомом тереме подводного царства обитают до­чери морского царя Нептуна («Жемчужина», 1904).

Картина Врубеля «Демон сидящий» полна символических обоб­щений. В них идеалы и мечты самого автора, его «поиски... в облас­ти техники». Полотно, созданное на сюжет лермонтовской поэ­мы, было буквально выстрадано художником. Вот как он сам описы­вает его:

«Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фи­гура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цвету­щую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Демон Врубеля — это не просто художественная аллегория, от­ражающая противоречивый мир бунтаря-одиночки, отторгнутого окружающим миром. Печальный Демон, по словам автора, это «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный... величавый». Что таит в себе его мятежная ду­ша, вынужденная пребывать в бездействии? Разочарованность жиз­нью? Мечту воссоединения с миром? Или неукротимую жажду зла?.. Поблескивающие лепестки холодных каменных цветов, при­чудливые изломы горных пород, застывшие в небе неподвижные об­лака лишь усиливают чувство бесконечной тоски, страдания и оди­ночества.

Цветовая гамма, представленная сочетанием багровых, фио­летовых, пурпурно-золотистых и пепельно-серых тонов, помогает создать почти нереальный, фантас­тический мир. На фоне этой гранди­озной цветовой мистерии особенно выразительно смотрятся синие одеж­ды молодого титана, символизирую­щие осуществление его надежд и идеалов.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается смысл термина «символизм»?

2. В чем заключаются эстетические принципы символизма?

3. Что общего у символизма и романтизма?

4. Как в живописи М.Врубеля нашли отражение эстетические принципы символизма?

5. Каким предстает Демон на картине М.Врубеля «Демон сидящий»?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтез искусств в модерне | Деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.