Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть в системе органов государственной власти занимает особое положение. Во-первых, она исполняет политические решения, формулируемые Президентом Российской Федерации и законодательными органами, при этом ее деятельность находится под контролем судебной власти и под надзором прокуратуры. Во-вторых, исполнительная власть обеспечивает деятельность законодательной и судебной властей, а также органов прокуратуры. В-третьих, исполнительная власть как субъект законодательной инициативы направляет в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов, осуществляет экспертизу проектов федеральных законов, разработанных другими субъектами законодательной инициативы.

Исполнительную власть отличает ее подчиненное положение, так называемая, «вторичность» по отношению к законодательной и судебной власти. Исторически сложилось так, что исполнительная власть предназначалась для реализации монарших повелений. В современных демократических правовых государствах исполнительная власть вторична, прежде всего, по отношению к закону. По отношению к другим ветвям государственной власти исполнительная власть, несмотря на то, что она осуществляется самостоятельно, сохраняет подчиненное положение. Это проявляется, например, в том, что органы исполнительной власти не могут изменять или отменять акты органов законодательной или судебной власти и обязаны строго их исполнять.

При этом органы исполнительной власти организуют реализацию законодательных установлений, а также приговоров и решений судов, создают, поддерживают и обеспечивают сложную систему общественных связей в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Исполнительная власть претворяет в жизнь политические решения (идеи), вырабатываемые Президентом, Советом Безопасности, Федеральным Собранием Российской Федерации, создает практические механизмы реализации идей, определяет конкретных исполнителей, обеспечивает условия, в том числе, финансовые и материальные, распределяет полномочия и ответственность между субъектами управления, координирует и контролирует их деятельность.

В отличие от законодательной и судебной власти исполнительная власть осуществляется постоянно, непрерывно, повседневно, решая текущие вопросы. Законодательные и судебные процессы, в отличие от деятельности исполнительной власти, конечны, завершаются принятием федеральных законов, вынесением приговоров и иных решений.

Исполнительная власть универсальна. Во-первых, она обеспечивает решение широчайшего круга разнообразных вопросов, связанных с государственным управлением (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля, услуги, транспорт, образование, здравоохранение, наука, культура, охрана общественного порядка, оборона и общественная безопасность). Во-вторых, она использует обширный арсенал средств управления, опосредующих управленческое воздействия на волю людей: поощрение, убеждение, принуждение и др.

В ведении органов исполнительной власти находятся огромные ресурсы – правовые, информационные, финансовые, технические, идеологические, организационные и пр. Можно говорить, что исполнительная власть распоряжается всей государственной мощью.

При этом сама исполнительная власть эти ресурсы не использует, не лечит, не учит, не производит. Она лишь организует производство, образование, здравоохранение и т.д. В процессе подобной организации органы исполнительной власти издают огромное количество правовых актов индивидуального и нормативного характера в виде: постановлений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, правил, уставов, наставлений. Названные акты издаются во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, судебных актов, а также в пределах полномочий исполнительной власти самостоятельно, по своей инициативе.

Такую деятельность принято называть распорядительной. Поэтому, говоря об исполнительной власти, часто упоминают об исполнительно-распорядительных органах, ее осуществляющих. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, полиция, специальные принудительные учреждения. При этом особенно важно то, что исполнительная власть распоряжается названными ресурсами самостоятельно, ей дано право применять меры принуждения во внесудебном порядке.

Сложность и разнообразие решаемых исполнительной властью задач, ее универсальность, возможность распоряжаться всеми государственными ресурсами и силами принуждения обусловливают необходимость формирования сложной, разветвленной, иерархически построенной государственной администрации – системы органов исполнительной власти. Законодательная власть в нашей стране представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух независимых палат, каждая из которых имеет свои полномочия, а также законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, самостоятельно решающими отнесенные Конституцией РФ к их ведению задачи. Судебная власть состоит из трех ветвей (конституционные и уставные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды) и двух уровней (федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации). При этом каждый суд самостоятелен в своих решениях, и никто не вправе вмешиваться в процесс осуществления правосудия.

Исполнительную власть в России осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации).

Непосредственно полномочия органов исполнительной власти осуществляют должностные лица – государственные служащие, численность которых многократно превышает численность депутатов законодательных органов, судей, прокуроров и других представителей государственной власти вместе взятых. Исполнительная власть – власть чиновников.

Исполнительная власть как сложная, разветвленная, иерархически построенная система органов, каждый из которых, в свою очередь, является коллективом государственных служащих, – живой организм, подчиняющийся универсальным законам, описанным, например, Сирилом Норткотом Паркинсоном в середине прошлого века. Изучая новейшую историю английского военного флота, он обнаружил, что с 1914 по 1928 гг. количество боевых кораблей уменьшилось на две трети, зато количество чиновников адмиралтейства за те же годы выросло вдвое[2].

Исполнительная власть стремится к безграничному расширению своего влияния, увеличению числа полномочий, и своей численности, к большей самостоятельности в распоряжении государственными ресурсами (надо признать, что первый опыт организации государственной власти в соответствии с принципом разделения властей показал, что этим грешит каждая ветвь власти, поэтому необходимо создавать в стране систему сдержек и противовесов). Бесконтрольность исполнительной власти угрожает бюрократизацией общества, коррупцией, административным произволом.

В этой связи обязательными признаками исполнительной власти являются ее подзаконность и подконтрольность, вторичность по отношению к закону. Действия чиновников не могут противоречить закону, они должны быть направлены на его исполнение.

Контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти и образуемые ими Счетная палата Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах Российской Федерации, суды, Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека (и по правам ребенка) в субъектах Российской Федерации. Повысить эффективность такого контроля призван общественный контроль, осуществляемый политическими и другими общественными объединениями, в том числе, профессиональными союзами, средствами массовой информации и отдельными гражданами. Поэтому открытость, прозрачность (транспарентность) исполнительно-распорядительной деятельности – обязательное условие эффективности и законности осуществления государственными органами исполнительной власти своих задач и функций. И напротив, закрытость исполнительной власти от общества следует расценивать как мощнейший коррупциогенный фактор, негативно влияющий на состояние государственного управления.

Сказанное позволяет сформулировать следующие признаки исполнительной власти:

1) подзаконность, вторичность по отношению к законодательной и судебной власти;

2) организующий, исполнительно-распорядительный характер деятельности органов исполнительной власти;

3) постоянное, непрерывное, непосредственное осуществление ими государственно-управленческой деятельности;

4) универсальность;

5) возможность распоряжаться огромными ресурсами;

6) возможность использования государственного принуждения, опора на силу;

7) единая, разветвленная, иерархическая структура;

8) огромная численность служащих – чиновников;

9) подконтрольность государству и обществу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная власть и управление | Система и структура исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.