Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности




 

Представленная в марксистской социологии модель личности позво­ляет говорить о личности как сложном, внутренне структурирован­ном образовании. На сложность, многоплановость структуры лично­сти в начале XX века обратил внимание австрийский психоаналитик З.Фрейд. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологичес­кие начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чув­ственно-аналитическую основу личности как социального субъекта.

З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психоло­гических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» — это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» — сфера сознания, «Сверх-Я» — сфера интериоризованной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.

Подсознание («Оно») представляет собой компонент, где вла­ствуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых З.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и аг­рессивную. Так как удовлетворение этих потребностей наталкива­ется на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняют­ся, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Подсознанием правит принцип удовольствия. З.Фрейд считал, «что в каждом человеке как бы сидит такое сущест­во, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но, по­скольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые общест­вом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Сознание («Я») — компонент личности, управляющий ее кон­тактами с внешним миром. В начале своего жизненного пути, когда человек появляется на свет, у него существуют только биологичес­кие потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, кото­рое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Од­нако по мере роста человек под влиянием окружающих людей учит­ся ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что от него требуется. Постепенно формируется сознание, или «Я», стремя­щееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобренного поведения.

Сферой сознания («Я») управляет принцип реальности. Он вы­нуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека рас­четливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.

Сверхсознание («Сверх-Я») — это пересаженные в голову че­ловека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нор­мы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» — это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного са­моограничения личности. Данный слой психики личности формиру­ется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

Вычленив в структуре личности три основных компонента, З.Фрейд не считает их равноценными для ее существования. Опре­деляющую роль он отводит подсознательному компоненту «Оно». «Оно» — это самый крупный и глубинный слой человеческой лично­сти, психическая самость, то зерно, из которого произрастает в про­цессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Иначе говоря, это строитель­ный материал личности. «Я» — находится на поверхности жизни. «Я» — сфера сознательного, посредине между «Оно» и внешним ми­ром, в том числе между природными и социальными институтами. «Я» воспринимает бессознательные инстинкты и пытается реализо­вать их в приемлемой для конкретной ситуации форме.

Сверхсознание («Сверх-Я») — это сфера обитания нравствен­ных чувств, которые выполняют роль внутреннего «цензора», посто­янно контролирующее «Я».

В динамическом плане все эти три элемента структуры лично­сти характеризуются конфликтом. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойные осуждения», подавля­ются энергией «Сверх-Я», что создает для человека невыносимое на­пряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессоз­нательных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. А это значит, что если бессознательные ин­стинкты остановлены в одном из своих проявлений, то они неизбеж­но в другом должны произвести какие-то эффекты. Окультуривание этих эффектов производится на основе действия «Сверх-Я». «Сверх- Я» обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, тех раз­личных форм, в которые они выливаются, и, прежде всего, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искус­ства), является, по Фрейду, символизацией вытесненных в «подпо­лье» бессознательных потребностей.

Идеи З.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П.Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх- Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознатель­ного. Сверхсознание, по П.Сорокину, — это сфера абсолютных нрав­ственных законов, которые составляют содержание базовых ценно­стей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.

В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть че­ловеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в гори­зонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание — сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в ре­зультате которой осуществляется укоренение человека в непрехо­дящие абсолютные ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.