Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный статус и социальна роль




Ролевые теории личности.

 

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформу­лированы Г.Кули, Дж.Мидом, Р.Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в сво­ей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В про­странстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются по­ложением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами. Оп­ределенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или соци­альной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фик­сируется тот набор конкретных функций, который должен выпол­нять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общест­венных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жиз­ни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в уста­новках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной при­надлежности).

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набо­ром прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый чело­век включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отно­шений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.

Таким образом каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключе­вой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия опре­деляют главный статус человека. Это может быть также расовая при­надлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворя­нин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека высту­пает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной пози­ции человека: социально-групповой и личный. Социально-группо­вой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы(расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется по­ложение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студен­ческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в со­циальной стратификации общества. Личный же статус определяет­ся индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную ста­тусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предпи­санный и достигнутый. Предписанный — это значит навязанный об­ществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуслов­лен полом, расой, этническим происхождением, социальным поло­жением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, на­стойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный ста­тус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуще­ствлять определенный набор действий, которые необходимы для вы­полнения его функций. По определению Р.Линтона, ожидаемое по­ведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, назы­вается социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответст­вии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблон­ный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязаннос­тей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социаль­ную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных инсти­туционализированных социальных нормах: юридических докумен­тах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются ста­тусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юри­дически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного ву­за. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отноше­нии со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с дру­гом поступков, черт личности.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столь­ко качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гаранти­руют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценнос­тей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целе­сообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное ме­сто занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представ­ление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.

Т.Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основны­ми характеристиками: 1) способом получения — одни предписывают­ся, другие — завоевываются; 2) эмоциональностью — одни роли тре­буют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 3)мас- штабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действия в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на общее благо, на лич­ную прибыль и т.д.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставни­ка. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учи­теля заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, приня­тии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь препода­ватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, при­надлежащего данному человеку, называется ролевым набором.

Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уни­кальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (связан­ными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуще­ствляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для че­ловека. Нередко наблюдается также дистанцирование от роли, ког­да человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожи­даниями, то он вступает в определенный конфликт с группой или об­ществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если роди­тель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому другу и не по­лучаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним от­ношения.

Данный конфликт индивида с группой, обществом или други­ми индивидами следует отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, напри­мер, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого кон­фликта в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожиданиями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, напри­мер, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — раз­бито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, что­бы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не донес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал это­го нарушителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требованию и назвал нарушителя. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их ис­полнению придается приоритетное значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.