Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели финансовой статистики




Доходом ОАО «РЖД» называется сумма денежных средств, полученных от перевозочной и других видов деятельности. Большую часть доходов ОАО «РЖД» получает от перевозки грузов и пассажиров (около 95%), багажа и почты (0,4%).

По источникам поступления доходы группируются следующим образом:

- тарифная плата и дополнительные сборы за перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;

- арендная плата за подвижной состав;

- сборы за обслуживание подъездных путей, пользование телеграфно-телефонной связью;

- местные доходы станций в виде сборов за услуги носильщиков багажа, камер хранения ручного багажа, комнат отдыха, предварительной продажи пассажирских билетов, справочно-информационной и рекламной работы и др.;

- местные доходы железных дорог и отделений, состоящие из сборов и штрафов, взыскиваемых с грузоотправителей и грузополучателей за нарушение правил и условий перевозок, регламентированных Уставом железных дорог Российской Федерации;

- выручка от продажи готовой продукции и выполненных работ на промышленных предприятиях (заводах, депо и др.);

- выручка от услуг непромышленных предприятий – погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных контор, дирекций по обслуживанию пассажиров и др.;

- доходы от выполнения строительно-монтажных работ и капитального ремонта;

- доходы жилищно-коммунальных предприятий за услуги бань, прачечных, парикмахерских и т.д.

Первоисточниками для учёта выручки являются кассовые документы. Она учитывается по моменту поступления денег или денежных документов в кассу. Полученные суммы передаются в ОАО «РЖД». Департамент бухгалтерского и налогового учета ежемесячно определяет финансовый результат деятельности всех филиалов ОАО «РЖД».

Кроме того, различают прочие (операционные и внереализационные) и чрезвычайные доходы.

К прочим относятся:

- поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств;

- сырьё, материалы, запчасти, лом, полученные в результате демонтажа и ликвидации основных средств;

- отклонения в стоимости реализованных материалов;

- поступления основных средств, нематериальных активов, материалов, товаров, наличных денежных средств, полученных в результате проведения инвентаризации;

- поступления от операций с тарой;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению;

- поступления, связанные с безвозмездным получением активов;

- списание средств целевого финансирования;

- поступление бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесённых в предыдущем отчётном периоде;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году;

- суммы кредиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности;

- курсовые разницы:

- прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества;

- поступления от участия в уставных капиталах других организаций, проценты и иные доходы по ценным бумагам;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счёте организации в этой кредитной организации и др.

К чрезвычайным доходам относятся:

- материалы, полученные от разборки имущества, испорченного или утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств;

- суммы, поступившие в связи с чрезвычайными обстоятельствами, в том числе суммы страхового возмещения.

Объёмные показатели доходов характеризуют размер доходов в целом, по видам перевозок и сообщениям с движенческими, начальной и конечной операциями.

Доходы от перевозок åD состоят из доходов от:

- перевозок грузов åDg, в том числе от перемещения грузов åDgpl, от начальной операции åDggr и от конечной операции åDgr;

- перевозок грузов в вагонах нерабочего парка åDgnrb;

- перевозок пассажиров åDp, в том числе от перемещения пассажиров åDp pl, от начальной операции по пассажирским перевозкам åDpgr;

- перевозок багажа åDb.

Качественные показатели - доходные ставки (d) - характеризуют доходность перевозок и измеряются величиной дохода, полученного с единицы перемещения грузов (10 ткм) или пассажиров (10 пассажиро-км), от выполнения начальной и конечной операций с одной тонной погруженного или выгруженного груза.

Средняя доходная ставка рассчитывается делением суммы провозной платы (коп.), отдельно по грузовым и багажным перевозкам, на соответствующий грузооборот, а по пассажирским – суммы провозной платы и доплат (коп.) на пассажирооборот.

Доходы группируются по ряду признаков: виду сообщения, роду груза и виду тарифа. Объёмные и качественные показатели доходов железных дорог связаны друг с другом, а также с объёмными и качественными показателями перевозок грузов и пассажиров.

В целом по перевозкам средняя доходная ставка рассчитывается на 10 приведенных ткм:

`d = (åD / å (pl)pg ) * 10

Она зависит от многих факторов: структуры грузооборота, дальности перевозок, изменения действующей системы тарифов и т.д.

Влияние того или иного фактора определяется при условии неизменности других факторов. Род груза влияет на величину доходной ставки через установленные тарифы.

Дальность перевозки и доходная ставка находятся в обратной зависимости. Но эта зависимость весьма сложная, т.к. с увеличением расстояния перевозки провозная плата за 1 км уменьшается, но до определённого предела, после которого она вновь увеличивается, чтобы сократить излишне дальние нерациональные перевозки. Влияние средней дальности на доходную ставку возможно определить при наличии распределения перевозок по поясам дальности.

Влияние изменения тарифов на величину доходной ставки тоже проявляется очень сложно. На транспорте действует большое число тарифов, которые меняются по направлениям и по грузам. Влияние изменений в тарифах на доходную ставку определяется по тарифному индексу, который рассчитывается по формуле:

(Pl)1 d11 (Pl)2 d12 (Pl)n d1n å(Pl)j d1j

`i = ----------- + ----------- + …..+ ----------- = -------------

(Pl)1 d01 (Pl)2 d02 (Pl)n d0n å(Pl)j d0j

 

 

где: (Pl)j - грузооборот по родам грузов, ткм;

d0j, d1j - доходная ставка по родам грузов соответственно до и после изменения тарифов.

Расходы представляют собой стоимостное выражение затрат живого и овеществлённого труда, перенесённого в процессе производственной деятельности.

В соответствии с Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта различают расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы, в состав которых включаются внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы.

В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению.

Расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые) для каждого места возникновения затрат и расходы общие для всех мест возникновения затрат (видов деятельности).

Специфические (прямые) производственные расходы группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта, а по локомотивному хозяйству – по видам тяги.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:

А. Общехозяйственные расходы без расходов на содержание аппарата управления;

Б. Расходы по содержанию аппарата управления.

В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством и реализацией, группируются по элементам затрат: затраты на оплату труда (33%), материальные затраты, в том числе материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные; отчисление на социальное страхование и обеспечение (единый социальный налог); амортизация (30%) и прочие расходы (свыше 8%).

 

К внереализационным расходам относятся:

- дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и другие нереальные для взыскания долги;

- штрафы, пени, неустойки, убытки прошлых лет, выявленные в отчётном году;

- убытки от списания и недостач материальных ценностей;

- судебные расходы:

- курсовые разницы и т.д.

К операционным расходам относятся:

- содержание законсервированных мощностей и объектов;

- налоги и сборы;

- обслуживание кредитов и займов;

- оплата услуг кредитных организаций;

- оценочные резервы и др.

К чрезвычайным расходам относятся расходы, вызванные последствиями чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.).

Первоисточниками учёта расходов служат бухгалтерские и финансовые документы.

Эффективность работы любого предприятия, в том числе и железнодорожного транспорта, обусловлена как повышением производительности труда, так и снижением себестоимости продукции. Один из важнейших качественных показателей работы железных дорог – себестоимость перевозок. Она представляет собой сумму эксплуатационных расходов, отнесённую к объёму перевозок.

Себестоимость может определяться как отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам, так и в целом по приведенному грузообороту. Так же как и доходная ставка, себестоимость определяется на 10 ткм грузовых и 10 пассажиро-км пассажирских перевозок или на 10 ткм приведенной продукции.

Себестоимость грузовых перевозок:

`Cg = (åEg/ åPg l)*10

Себестоимость пассажирских перевозок:

`Cp = (åEp/ åPp l)*10

 

Себестоимость приведенной продукции:

`Cpg = (åEpg / åPpg l)*10

Важным финансовым показателем является прибыль. Она представляет собой сумму средств, полученную от превышения доходов над расходами. Прибыль от реализации с учётом процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях образует прибыль от финансово-хозяйственной деятельности.

Прибыль отчётного периода определяется добавлением к прибыли от финансово-хозяйственной деятельности разницы между операционными доходами и расходами.

Прибыль от перевозок зависит от факторов: количества и качества реализуемой продукции, тарифов и себестоимости.

Отношением прибыли (П) к величине средств (капитала – К) определяется показатель рентабельности (R) производства - показатель эффективности работы предприятия (в %):

 

R = (П / К) * 100 %

Величина средств (К) авансированных в производство, определяется в среднем за период на основе группировки актива бухгалтерского баланса, где объединяются суммы по статьям: основные средства, нематериальные активы, авансы и задолженности подотчётных лиц, производственные запасы, незавершённое производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары отгруженные, дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за выполненные работы и оказанные услуги, денежные средства.

Другие статьи актива баланса характеризуют величину средств, отвлечённых от производства, т.е. неиспользуемых в процессе производства и реализации продукции.

Кроме того, определяют показатель рентабельности продукции (по видам перевозок и сообщения) на основе соотношения соответствующих прибыли и величины эксплуатационных расходов.

 

Rpgåpl = (Пpg / Epg ) *100%

Данные железнодорожной статистики позволяют определить влияние отдельных эксплуатационных показателей, доходной ставки и себестоимости на изменение рентабельности производства и рентабельности продукции.

 

 

Список литературы:

 

1. Поликарпов А.А., Вовк А.А., Свиридова Э.А. и др. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / Под ред. А.А.Поликарпова и А.А.Вовка. – М.: Маршрут, 2004. – 512 с.

2. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов / Т.И.Козлов, А.А.Поликарпов, Е.П.Леонова и др.; Под ред. Т.И.Козлова, А.А.Поликарпова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1990. – 327 с.

3. Кочетов И.В. Железнодорожная статистика. – М.: Трансжелдориздат, 1953. – 303 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.