Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная и идеологическая проблематика: социальные и идеологические ценности и формы их трансляции СМИ

Что такое социальная проблематика?

Исследования социальных проблем традиционно были сильны в Советском Союзе. В основном проблемы понимались с объективистской точки зрения – как объективно существующие (т.е. зафиксированные исследователем) дисфункции системы. Применение иных, субъективистских подходов, позволяет получить принципиально новые данные о функционировании социальных проблем, в особенности о той части их «жизни», которая протекает в сфере СМИ. С конструктивистской точки зрения, явления социальной реальности становятся проблемами тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается обществом. Для этого осознания и, т.о., для самого существования социальной проблемы, необходимо наличие публичных пространств или арен, в которых могла бы происходить работа по конструированию проблем, их причин и способов решения. В этой связи СМИ играют ведущую роль: от того, что в СМИ считается проблемой, как она освещается, какие решения предлагаются, во многом будут зависеть действия разных важных социальных факторов.

Социальная журналистика как особое направление (наряду с деловой, военной, аграрной и др.) начала формироваться в практике и атрибутироваться теоретиками СМИ с 1980-х годов. Разумеется, и ранее сотрудники отделов социальной жизни в редакциях различных изданий десятилетиями освещали темы социального обеспечения, образования, здравоохранения, экологии, бытовые проблемы, то есть ту сферу жизни, которая обеспечивается социальными статьями бюджета. Но интерес к определению специфики социальной журналистики всерьез возник только когда была осмыслена роль СМИ в построении гражданского общества. Основная проблема складывающейся профессиональной специализации заключается в определении ее границ.

В большинстве теоретических исследований, посвященных этой теме, отмечается, что понятие «социальная журналистика» несводимо просто к социальной теме. Формально материал может быть обращен к социальной проблематике, но по сути не раскрывать значения события для общества.

Приведу пример. Большинство номеров наших газет пестрят публикациями о ремонте и открытии новых школ, оснащении больниц, о бла-гоустройстве города, об увеличении пенсий. То есть первые полосы изданий настойчиво сигнализируют о том, что региональная газета в первую очередь служит интересам горожан, ставит целью организацию диалога между жителями Гродно и местной властью. В одном из номеров на первой полосе были опубликованы данные социологического опроса и результаты изучения мнения горожан о переменах в жизни местного сообщества. Но информация во всех первополосных материалах носила ярко выраженный однонаправленный характер: власть сообщала о своей деятельности, об успешном выполнении в городе государственных программ. Аудитория рассматривалась только как объект информирования и воздействия, явно манипулятивного. Прежде всего, не раскрывалось подлинное значение со-бытий для тех, кто в этой информации заинтересован. Не приводились данные о состоянии школ, больниц, улиц, о том, что реально необходимо сделать в сферах образования, здравоохранения, благоустройства. Позитив-ные факты были преподнесены вне социального контекста, анализа перспектив деятельности по каждому направлению. Фотография одного светлого класса, где каждый школьник улыбается, сидя за партой и др. подобные фото превратились в «картинки», «знаки» социальной темы. С их помощью создается иллюзия освещения социальных проблем. Читателям не нужно иметь специального образования, чтобы понять, что цель издания – сформировать общественное мнение, изменить социально-психологические установки и систему отношений населения к власти.

Нередко социальную журналистику понимают слишком узко – только как совокупность текстов, отражающих проблемы социально незащищенных людей. Такое представление не может считаться удовлетворительным. Возникла подобная интерпретация под влиянием кризиса 90-х гг., когда в числе «беззащитных» оказалась большая половина населения. Это обстоятельство сформировало «печальный образ» социальной журналистики. Жизнь развивается, а образ остается.

Еще менее удовлетворительно слишком широкое понимание социальной журналистики. В такой трактовке предмет размывается, и при желании им может стать все что угодно – на этом основании можно услышать суждения о том, что никакой особой «социальной журналистики» нет. И один, и другой подходы искажают представление о предмете социальной журналистики, и это нередко приводит к неглубокому, стихийному формированию социальной «повестки дня» в СМИ.

 

Современные исследователи СМИ принципиально иначе определяют общественные функции журналистики. Так, Е.П. Прохоров утверждает, что «социальная журналистика, а не только, как иногда думают, система соци-альной защиты, должна обеспечить каждому члену общества гарантию защиты его интересов». О журналистике как роде деятельности, которая организует духовное сотрудничество, ставит целью накопление социального капитала, самоопределение общественного мнения, способствует созданию общественного настроения, во многом предопределяющего поведение членов общества, пишут ведущие теоретики СМИ.

Предметный потенциал социальной журналистики огромен. В него входят:

- отдельные сегменты социальной сферы с актуальной проблематикой;

-общественная экспертиза новых законов и решений;

- интересы разных социальных, национальных, религиозных, профессиональных, возрастных групп;

- проблематика отдельной личности;

Факты и ситуации, судьбы и характеры, явления, события, процессы – словом, актуальная, оперативная и конкретная информация о структурном и функциональном состоянии общества и отдельных его групп, поддерживающая баланс интересов, о социальной динамике и характере ее протекания, позволяющая своевременно предотвратить кризисное развитие.

 

Полноценная социальная журналистика включает различные аспекты профессиональной журналистской деятельности:

· отражение в прессе проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами общественной жизни;

· анализ любой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества;

· использование профессиональных ресурсов и особых методов, формирующих творческое своеобразие социальной журналистики;

· вовлечение в информационный обмен самих граждан, создание их собственных информационных ресурсов.

Тематические особенности социальной сферы: проблемы труда, занятости, медицины, демографии, семьи, пожилых людей и молодежи, социально незащищенных людей.

Особая роль в последние годы осознана российской прессой федерального уровня. Официальная «Российская газета», которая по определению должна представлять точку зрения правительства, организует общественный диалог. На ее страницах информация о деятельности властных структур становится предметом обсуждения, критики, анализа. Например, корреспонденция о положении на рынках после принятия Федерального закона об организации доли иностранных работников освещается с девятнадцати точек зрения. Поставлены различные по характеру проблемы, предлагаются пути решения, транслируется позитивный опыт. Представления различных точек зрения по ключевым социальным проблемам, ситуативный анализ с выходом на конструктивные решения – обычная практика авторитетного органа.

У нас же, да и во многих регионах РФ, большинство городских газет позиционируют себя на информационном поле как социальные, контент-анализ показывает, что половина материалов посвящена социальным проблемам. Но статистический обсчет такого структурного элемента, как субъект информации, наглядно демонстрирует все признаки информационного монолога. Большинство журналистских произведений, независимо от избранного жанра, представляют собой отчет о деятельности городской или областной власти в области решения проблем местного сообщества. Горожанам отводится роль пассивного созерцателя.

Нельзя сказать, что диалоговые формы сейчас совершенно отсутствуют на полосах местных газет. Одна из них – одномоментная публикация различных мнений, позиций относительно актуальной социальной ситуации. Это предъявление имеющихся в обществе знаний об определенной проблеме служит осмыслению, выработке согласительной позиции, планированию конкретных действий.

В представлении фактов социальной жизни, например, российская региональная газета «Волгоградская правда» выработала целый ряд творческих приемов, заслуживающих внимания. Используется персонификация новости, информирование через конкретную человеческую историю, что усиливает эмоциональную вовлеченность читателей, но при этом главным объектом изображения является не единичная «картинка», а проблема. Персонификация ведет к возвращению на страницы старейшей областной газеты таких жанров, как репортаж, очерк, корреспонденция, появляется беллетристическое житейское описание. Широко используются читательские письма. Характерно для газеты стремление организовать постоянный диалог с аудиторией, желание выявить как можно более широкий спектр мнений по поводу определенных проблем, представить уровень их понимания большинством. Изменения происходят в самой структуре материалов, они содержат своеобразные диалогические конструкции: вопросы от лица предполагаемого читателя и ответы на них, приглашения к соразмышлению, побуждения к действию, риторические вопросы, микросюжеты, раскрывающие процесс поиска истины журналистом, причем авторы материалов солидаризуются с «маленьким человеком», используют различные социальные роли.

(ЗАДАНИЕ: проследить по нашим газетам: объем социальных проблем, виды социальных проблем, монологичность / диалогичность освещения + доказать на конкретном примере, на публикациях и их построении, народ – это действующий S или объект воздействия и манипуляций…)

Чтобы журналисту объективно освещать социальные проблемы, ему необходимы знания социальной сферы: структуры общества, действия социальных механизмов. Эти знания помогают при решении конкретной проблемы, жизненной ситуации, необходимы для ее анализа, принятия конкретного решения.

 

Понятия:

- стратификации (общество неоднородно, на основе таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, образование, доход и др. формируются группы - страты). Человек может переходит из одной страты в другую. Это отражает социальную мобильность общества.

- социальные институты – связи между людьми и стратами не стихийные, а упорядоченные, существуют нормы и правила, регулирующие отношения. Социальные институты – символы порядка и организованности, структуры повседневности: различные организации, с помощью которых граждане реализуют свои социальные права, удовлетворяют потребности.

- система ценностей – принята в том или ином обществе. Культура организует общественную жизнь, объединяет людей, служит ориентиром в развитии. В обществе на основе культурных ценностей вырабатываются нормы, исполнение которых обязательно.

- система социального контроля – контроль за выполнением норм, который оберегает общество от распада.

- Личность человека – это воплощение в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Всю жизнь человек находится в процессе социализации, то есть сложного и многостороннего взаимодействия с обществом.

- Социальный капитал – очень важный ресурс для устойчивого развития общества. Расслоение общества естественно, однако оно не должно быть критическим. Сила любого общества в согласованности действий, в сочетании интересов различных групп, в признании общих стратегических целей, которое достигается в процессе предъявления интересов и публичного их обсуждения и согласования. Здесь главную роль играют СМИ.

- В СССР социальная структура общества была проста: рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция. Сейчас: класс собственников – бизнес-сообщество, правящий класс – элита, рабочий класс частично формирует так называемый средний класс, частично уходит в маргиналы, колхозное хозяйство сохраняется частично, частично возникает фермерство, но как класс оно не складывается, интеллигенция перестает играть роль духовного лидера, она частично уходит в бизнес-сообщество, частично пополняет средний класс; возросшая роль медиа-персон.

- социальная политика – инструмент управления общественным развитием. Это деятельность, направленная на реализацию социальных прав граждан - право на равную оплату за равный труд, на безопасность труда, на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное существование, на защиту от безработицы, право на жилище, отдых и досуг, поддержание здоровья, обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости, вдовства, право на материнство и детство, на достижимый уровень физического и психического здоровья и другие. Они налагают на государство юридические обязательства создавать для человека условия, в которых он не испытывает страха и нужды. Социальные права зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948), получили развитие в Европейской социальной хартии (1961), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1963), Венской декларации (1993).

 

Государственное участие и присутствие в социальной политике, при всем разнообразии известных моделей, принципиально может быть двух типов: патерналистским и либеральным. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и ограничения, у каждого – своя историческая миссия.

- Государственный патернализм в социальной политике (и не только) предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан и их социального обеспечения при условии принятия гражданами идеологических и экономических норм поведения. Все расходы социальной политики финансируются государством, оно же контролирует меру потребления, устанавливая размеры оплаты труда, цены, объемы производства потребительских товаров.

- Либеральный подход принципиально исключает искусственное уравнивание, в этом вся его сущность. Государство поддерживает слабых и создает условия для раскрытия экономического потенциала сильных. Адресность и заявительный принцип при условии строгой проверки позволяют получать государственную помощь из бюджета тем, кто не может о себе позаботиться.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратифицированный анализ | СМИ и социальная сфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.