Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности




Природа – как совокупность естественных, объективных, не зависящих от воли человека процессов в окружающем мире существовала задолго до общества, существует в масштабах несравнимых с обществом (вселенная и поверхность Земли) и оказывает на общество огромное воздействие.

Общество это совокупность людей, их социальных отношений т процессов в общественной жизни, возникшая на определенном этапе развития природы.

Современная наука считает, что природа не остается неизменной (во всяком случае – известная нам Вселенная), а постоянно развивается, т.е испытывает необратимые качественные изменения, переходя от более простых и элементарных форм существования природных объектов к более сложным.

Так после Большого Взрыва, когда из некоторого сверхплотного состояния материи возникла и начала расширяться и остывать наша Вселенная, она сначала существовала в виде полей и излучений, затем возникли частицы вещества они объединялись в сложные строения – атомы и молекулы, из них формировались звезды и их скопления, затем планеты. На Земле, постепенно остывающей, формировалась атмосфера, суша и море, затем возникли простейшие формы жизни, которые усложнялись, сменялись одни за другими (царство пресмыкающихся холоднокровных динозавров, сменилось царством птиц теплокровных млекопитающих, среди которых появились приматы (обезьяны) – животные с развитым головным мозгом, способные манипулировать предметами (камнями, палками). В этот период на Земле появляются древнейшие люди, еще не совсем похожие на современных, их которых выделился Хомо сапиенс – современный «Человек разумный». Его отличие от животных:

1. В способности к использованию одних, специально обработанных предметов (орудий) для воздействия на другие;

2. В том, что его поведение определялось не только биологическими инстинктами (врожденными формами поведения) и рефлексами (формами поведения возникшими в результате индивидуального опыта), а разумом, т.е. способностью выделять общие свойства вещей и действовать в соответствии с ними;

3. В наличии культуры, т.е. «социальной наследственности» - способности передавать новым поколениям накопленный опыт, знания о мире, способы деятельности.

В результате орудийной (трудовой) деятельности, человек создает вокруг себя мир преобразованной природы («вторую природу») из своих орудий, обработанных и измененных им природных систем (поселок, поле, огород, стадо и.т.п.).

Поэтому, хотя человек сам является живым, природным существом и находится вне, а внутри природы, он создает сферу природных процессов, направляемых и регулируемых не природными закономерностями, а потребностями и действиями людей. В соотношении природы самой по себе, независимой от человека, и «человеческой» природы и возникает проблема соотношения природа-общество.

Природные факторы редко (в истории – только в случае крупных природных катастроф – вулканы, цунами, метеориты, землетрясения, наводнения) прямо воздействуют на общество. Обычно их влияние косвенно, т.е. его результаты зависят от состояния производства, общественно-исторической ситуации. А.Л. Чижевский и Л.Н Гумилев отмечают воздействие – не астрологическое предписание судьбы, а фактор, повышающий активность людей («пассионарии» по Л.Н. Гумилеву). А на что направится эта активность, как она проявится –зависит не от самого по себе космического излучения, а от существующей в обществе ситуации: если все спокойно – уйдет в творческую, общественную активность; если есть социальные конфликты – может способность их обострению, вплоть до революций.

Можно в целом отметить, что степень влияния тех или иных природных факторов на общественную жизнь зависит от уровня развития общественного производства, в соответствии с которым определяется вредное воздействие каких-либо природных явлений (лечение эпидемий, преодоление наводнений, орошение).

Значит, основной сферой взаимодействия общества с природой является общественный труд, производство.

Отношения общества и природы в ходе исторического развития изменяются. Так, сначала возникает присваивающая система хозяйства, т.е занятия человеком охотой и собирательством, когда она был включен в природные, биологические связи, жил, не выделяя себя из природы (пигмеи и сейчас строят свои хижины в лесу), отличаясь только изготовлением орудий. И слишком эффективная охота и рост количества людей привели к первому экологическому кризису: древние охотники уничтожали много крупных животных и остались без пищи.

Выходом стала неолетическая (неолит – новый каменный век) революция – переход людей к производящей системе хозяйства (земледелие и скотоводство), что выделило человека из природы, начало создавать «очеловеченную природу», коренным образом изменило образ жизни (деревни среди полей, люди среди стад) и духовный мир людей (охотник не интересуется природными циклами – он живет сегодняшним днем – а земледелец и скотовод изучают ритмы природы; охотник не ценит особо воду, а они – боготворят ее; охотнику лес родной, а им – чужая, населенная темной силой место и.т.п.).

Затем была промышленная революция XVIII в. – массовое внедрение машин в индустриальной, интенсивной экономики, что создало гигантские промышленные районы, начало процесса глобализации производства, породила местные экологические кризисы.

В XX в. выделяется многогранная научно-техническая революция, связанная с усилием взаимодействия науки и производства, с использованием новых технологий, особенно информационных, с вовлечением в сферу деятельности человека новых, особо могущественных и глубинных сил природы.

Именно с НТР связывают и современные глобальные проблемы современности.

Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается напряженность. Эта напряженность как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожаться, но и уничтожить все окружающее жизненное великолепие.

В нынешних условиях у цивилизации два пути дальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой все живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек разумный» к периоду «Человек Мудрый». Но по многим признакам проблема выбора пути сейчас мало кого интересует. Глобальные проблемы имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира, они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести:

- проблема сохранения мира на Земле;

- проблемы экологии;

- сохранения мира;

- преодолении нищеты, голода, неграмотности;

- продовольственная проблема;

- проблема народонаселения.

И это лишь малый список всех современных признаков мирового кризиса.

Наш век стал веком глобальных проблем. Глобальные проблемы – совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и выживание человечества: экологический кризис, порождаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу; нарастающие исчерпание природных ресурсов, стремительный рост численности населения в бедных странах и резкое падение рождаемости в странах развитых. В настоящее время добавилась антропологическая катастрофа: повреждение генофонда и как следствие этого – появление все большего числа умственно отсталых и физически неполноценных детей. Это вызвано загрязнением окружающей среды, в том числе радиоактивным, ростом потребления алкоголя, уничтожением луч-ших людей общества. В России был истреблен цвет нации: сначала часть крестьянства, творческая интеллигенция. Огромный ущерб генофонду нанесен войной, голодом, реп-рессиями: первыми погибали всегда самые лучшие, инициативные, самые талантливые.

Глобальные проблемы называются так потому, что нет ни одной страны в мире, которых они, так или иначе не касались бы – еще потому, что решить их можно только общими усилиями всех стран месте.

Еще одной глобальной проблемой стал международный терроризм, который угрожает всему цивилизованному человечеству. За вспышками насилия, убийствами заложников, взрывами домов с людьми в разных странах стоит целая разветвленная организация, финансируемая крупными промышленными группами или государствами. Борьба с международным терроризмом стала самой важной глобальной проблемой современности, для ее решения объединяются сейчас все демократические государства мира.

Глобальной проблемой стали современные средства массовой коммуникации. Телевидение и радио не только распространяли информацию, но и были орудием культурного образования народа. Но за последнее 20 лет во всех странах сформировалась такая система массовой коммуникации, в которой все централизованно и монополизировано.

Раньше разные группы людей в разных странах интерпретировали происходящие по своему. Теперь все информационные потоки распространяются по всему миру из одного центра и чаще всего дают искаженные интерпретации происходящего. Подавляющее большинство коммуникационных потоков произво-дятся и контролируются узкой группой медийных олигархов. Глобальное общество в действительности перешло в руки владельцев гигантской «фабрики грез».

Американский образ жизни становится доминирующим для всего мира. Американское кино, которое транслируется всеми телекомпаниями мира, и российскими, стоит недорого (почему покупается всеми), а содержание этого «культурного ширпотреба», - почти сплошь кровь, насилие, непрерывные убийства.

Для огромных масс людей весь мир сконцентрирован на экране телевизора. Без телевидения никакие идеи не существуют, политика не функционирует, социальные движения неизвестны, если не показаны на экране. Сейчас политика – это то, что прошло через экран телевизора. Наша озабоченность уровнем преступности или экологией прямо связанны с тем, в каком объеме эти темы затрагиваются СМИ, прежде всего телевидением. Наше представление о значимости некоторого события, то есть о его «событийности», опять-таки возникает благодаря его демонстрации телеканалами. В этом смысле не только отдельные политики «делаются» телевидением; телевидением делается сама политика. Все это очень тревожные симптомы современного процесса глобализации.

Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально- государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.