Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как целостная система




Проблема целостности общества - одна из ключевых в социальной философии. Ведь принцип целостности любого явления раскрывает его специфику и основные закономерности, дает основы для понимания всех сторон существования.

Уже в древности было понятно, что общество является не просто совокупностью разных людей, а чем-то целым, обладающим свойствами, не присущими отдельным людям («системные свойства»). При этом системные свойства общества определяются не просто общими способами и формами взаимодействия отдельных людей и не групп с окружающей средой (как у видов животных), а наличием некоторого постоянного взаимодействия, сотрудничества и кооперации между людьми.

Целостность общества определяется: во-первых, кооперацией (непосредственной или опосредтвованной) совместной деятельности людей; во-вторых, устойчивой системой отношений между людьми, складывающихся в процессе и в результате совместной деятельности; в-третьих, оформленностью и организованностью отношений при помощи специальных социальных институтов, в-четвертых, общими духовными ценностями.

Кооперацию человеческой деятельности многие философы и социологи считают одним из важнейших законов общественной жизни. Эта кооперация обусловлена как ограниченностью сил и возможностей отдельного человека, так и разделением труда. Разделение труда в процессе любой совместной человеческой деятельности и соответствующая специализация отдельных людей и целых их групп на определенных видах деятельности, на ее отдельных функциях – мощный фактор совершенствования деятельности и одновременно интеграции людей в обществе.

Поскольку высокоэффективная человеческая деятельность может осуществляться лишь совокупным работником, т.е. коллективом людей с равным разделением труда, поскольку между людьми возникает устойчивые отношения, как в самом процессе деятельности, так и по поводу присвоения его результатов.

Таким образом, все члены общества оказываются как прямо, так опосредственно связаны друг с другом различными общественными отношениями, создающими определенную и достаточно устойчивую систему.

Возникающие в процессе совместной человеческой деятельности общественные отношения (как устанавливаемые сознательно, так и возникающие стихийно), в дальнейшем становятся предметом специального регулирования, придающего им устойчивость, закрепляющего их определенные типы и формы.

Это регулирование осуществляется через создание специальных социальных институтов, т.е. системы учреждений и установлений (правил, законов), в рамках которых организуется и контролируется выполнение людьми определенных общественных функций с целью удовлетворения общественных потребностей.

Подобные социальные институты также играют интегрирующую роль в обществе, формируя единство форм и способов социальной жизни, ее целостность, объединяют общество, согласовывают деятельность его членов определенные духовные ориентиры, некоторые общие для всех (или хотя бы, большинства) идеи, оценки, ценности, чувства.

Все рассмотренные факторы, обеспечивающие целостность общества своими особенностями в каждом исторически конкретном варианте общества, и их своеобразие самих по себе и в плане взаимосвязи этих факторов между собой создают специфику данного, единичного и неповторимого общества.

Однако общие черты общественного устройства позволяют выделить типы общества. Для рассмотрения надо представить себе общество как определенную систему.

Общество представляет из себя исключительно сложную систему и многокачественную систему, в рамках которой могут быть выделены разные подсистемы, существующие в рамках разных уровней и сфер общественной жизни.

Во-первых, общество представляет систему определенных сфер деятельности и отношений людей, в которые можно выделить технологические отношения – отношения по поводу непосредственной организации целесообразной деятельности людей; экономические – по вопросам собственности, распределения и потребления продуктов деятельности; социальные – по поводу разделения людей в обществе на различные группы в зависимости от их роли в производстве, от их участия в собственности, от их уровня жизни; политические – по поводу организации власти и управления в обществе; духовные – по поводу производства и распространения идей, художественных образов, ценностных норм, учений и теорий различного типа.

Во-вторых, общество является системой различных организаций и институтов: органов государственного управления, предприятий и учреждений, общественно-политических досуговых и пр. объединений, форм обеспечения их деятельности: правовых норм, обычаев и традиций, структур управленческих отношений.

В-третьих, общество является системой разных групп людей, различающихся по их демографическим (пол, возраст), национально-этническим, социальным характеристикам. Особое значение имеют социальные группы (классы): рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и служащие, буржуазия, помещики, поскольку из соотношения интересов этих больших групп складывается социально-политическая ситуация в обществе.

В-четвертых, общество с пространственно-географической точки зрения представляет систему поселений людей различного типа (города, поселки, деревни).

В-пятых, с международной точки зрения, общество – это система различных государств, их отношений между собой.

Таким образом, возможно выделение структуры и элементов общества с различных точек зрения, и все они отражают какие-то стороны его жизни.

Объединяются же все элементы общества в силу совместной деятельности, системы отношений между людьми. Основными свойствами общества как целого являются: самоорганизация, самодеятельность и саморазвитие, самодостаточность.

Самодостаточность - это способность воспроизводить условия своего существования, самоорганизация – способность формировать структуры и механизмы своего функционирования, саморазвитие мы рассмотрим отдельно.

4. Основные сферы общественной жизни:

а) экономическая

Экономика – сфера где производятся и распределяются основные жизненные блага – одна из важнейших в обществе. Однако длительное время ее считали хотя и абсолютно необходимой, но играющей лишь роль средства для жизни людей, а их подлинная жизнь определяется исключительно политическими событиями и духовными ценностями.

К.Маркс одним из первых создал теорию, согласно которой именно экономические отношения (точнее - способ производства) определяют характер и основное содержание всех других отношений людей, в т.ч. духовных, и являются подлинной основой всей общественной жизни. Т.Е. люди строят политику, создают теории, произведения искусства в том направлении, которое задано их отношениями в сфере экономики, их экономическими интересами. Материальное производство – основа всей общественной жизни: люди знают то, что оно им раскрыло и мыслят в соответствии со своим экономическим положением, своими интересами.

Поэтому для изменения общества надо, прежде изменить экономическое отношение, а это возможно, когда они позволяют людям осознать их подлинную сущность и достигают уровня, позволяющего их изменить. А потом возможен прыжок из царства экономической необходимости в царство человеческой свободы.

Современные западные экономисты и философы выработали концепцию человека как потребителя, экономические интересы которого главенствуют над другими и цель общества – максимально их удовлетворять, для чего и служит рынок. Этим обосновывается вовлечение в сферу рынка и политических, и духовно-культурных процессов, отказ от идей просвещения и воспитания человека и ориентация на всестороннее удовлетворение «массового спроса», в т.ч. и в сфере духа (детективы и триллеры, телесериалы, шоу).

Экономический аспект присутствует практически во всех сферах деятельности людей (финансирование политических компаний и организаций, издание и продажа книг, оплата труда музыкантов и поэтов, содержание церквей), однако является ли он везде, как и в материальном производстве решающим? По-видимому, адекватно оцениваются рынком, экономически т.н. «массовая культура», прикладные научно-инженерные разработки и.т.п., но высшие достижения духовности не могут оцениваться таким образом. Сколько заплатить за открытие законов Ньютона, или за «Мону Лизу»? Однако без профессорской оплаты, или платы за инженерные сооружения ни Ньютон, ни Леонардо не прожили бы. Да и врядли можно вывести из экономических интересов буржуа или феодалов эти произведения, хотя нельзя и совсем отрицать влияние эпохи на них.

Так, экономика занимает важное место в общественной жизни, задавая основные условия ее, определяя возможности развития человеческой деятельности в разных сферах и саму направленность интереса к этим сферам (развитие торговли вызывает интерес к географии, промышленности – к естественным и техническим наукам и т.п.).

Поскольку экономика является фундаментом общественной жизни, в ней создаются сами основные условия этой жизни, а при этом ее особенности оказывают влияние на содержание других сфер общественной жизни – поэтому необходимо философское осмысление экономической жизни общества: ее места и роли в обществе, основных особенностей, смысла и значения деятельности в этой сфере.

Экономическая сфера общественной жизни имеет сложное многоуровневое строение. В соответствии с теорией К.Маркса, разделяемой и сегодня многими учеными и философами, независимо от их политико-идеологической ориентации, в экономике выделяется способ производства материальной и духовной жизни общества. Большой вклад в теорию производительных сил внес и немецкий экономист Фридрих Лист.

Способ производства складывается из двух компонентов: производительных сил (орудия и средства производства и способные к труду люди, т.е. вещественный и человеческий факторы), и производственных отношений (отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления).

Противоречивое взаимодействие ПС и ПО является внутренним источником развития экономики. Рассмотрим их подробнее.

ПС – непосредственная сфера взаимодействия людей с природой, для достижения экономических целей – обеспечения пищи, одежды, благоприятных условий жизни.

В составе ПС прежде всего выделяется техника, как основное средство производства (кроме зданий, сооружений, дорог и.т.п.) – от греч. технэ – умение.

Техника – это искусственные органы деятельности общественного человека, воплощающие его знания и умения в материальных объектах, воплощающие недостаточные возможности его природных органов и осуществляющие его воздействие на природу. В понятие техники входят все орудия деятельности – от примитивных камней и палок первобытности до сверхсовременные ЭВМ. Техника также неотделима от умеющего ей пользоваться человека, требует специальной подготовки кадров и их общеобразовательного и культурного уровня.

В рамках производительных сил возникают специфические технологическое разделение труда. Его характер зависит от степени развития производственной деятельности, отражающейся в развитии техники. А от него зависит общественное разделение труда, являющееся важнейшей закономерностью развития общества и оказывающее влияние на социальную структуру и политические процессы.

Поэтому для понимания общественного развития надо сначала рассмотреть развитие ПС, на предмете развития техники.

Техника (орудия деятельности), оказывается посредствующим звеном в противоречии человека (общества) с природой, через которое человек воздействует на природные объекты и процессы. Поскольку техника развивается не сама по себе, а как элемент человеческой деятельности, источником ее развития является внешнее по отношению к ней противоречие: между потребностями человека (общества) и ограниченностью наличных средств их удовлетворения. Для разрушения этого противоречия и возникают производительные силы – человек + техника.

Но в этих ПС возникает собственное внутреннее противоречие между личностным и вещественным элементами.

Для все более полного удовлетворения растущих и изменяющиеся общественных потребностей нужно повышать силу, мощность, скорость, длительность, точность, единообразие воздействия на предметы, расширять сферы человеческой деятельности.

Но возможности человека ограничены (кроме мышления!). Поэтому протииво-речие разрешается за счет последовательности передачи функций человека технике:

1. функции непосредственного воздействия на предмет – этап инструментализации (топор, пила, молоток и.т.п.);

2. функции управления действиями орудий труда – этап механизации (игла и швейная машина, электропила, станки и.т.п.)

3. функции управления и контроля – этап автоматизации (станки с числовым программным управлением, автоматы, ЭВМ и.т.п.).

Так, человек постепенно вытесняется из непосредственного процесса производства, сначала как физическая сила (действует не зубами, ногтями, руками, а инструментами), затем как сила управляющая движением орудий труда (не рука, а механизм), а дальше – и как контролирующая и управляющая основными этапами работы сила, становясь рядом с процессом производства, задавая его цели, налаживая и регулируя.

Однако надо иметь в виду, что новые уровни техники никогда не схватывают полностью всю деятельность людей (экономически невыгодно и технически трудно заменить роботом уборщицу или садовника, в космосе наладку станции лучше сделает космонавт, со специальными инструментами для невесомости и т.п.)

Однако новые этапы развития техники становятся ведущими в важнейших сферах производства, определяют собой его общие уровень и способности, влияют на все стороны общественных отношений.

Развитие ПС определяет и развитие ПО.

Например, при наличии примитивных камней-рубил и палок, человеческая деятельность была совместной (один человек ничего не сможет сделать такими орудиями, надо снимать шкуру с зверя, поднимать что либо вместе) и не требовала выделения управляющих – их роль играли более опытные.

Появления инструментов (каменные, бронзовые, железные) не только повышает производительность труда, но и создает возможность и целесообразность его разделения, специализации людей и их групп на определенные виды труда. А сложный труд и возросшее общественное богатство требует выделения людей управляющих обществом, обеспечивающих его нормальную жизнь и защиту от внешнего врага, т.е. государства.

При этом необходимость проведения больших общественных работ (орошение, освоение территорий, защита от постоянных набегов) выдвигают на первый план в организации производства государство (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай), благоприятные же условия индивидуально-семейного хозяйствования создают частнособственническую экономику, с отведением государству роли поддержания общественного порядка и внешней политики (Древняя Греция, Рим).

Механизация требует мобильной рабочей силы и рынка для массового производимых товаров, поэтому она разрушает традиционное феодальное общество с замкнутым натуральным хозяйством и создает капиталистическое, или индустриальное общество.

Автоматизация в значительной мере изменяет ПО, выдвигая на первый план не физическую силу и выносливость, умелость работника, а его интеллектуально-психологические качества, повышает роль менеджеров-управляющих, по сравнению с собственником-капиталистом, создает новую форму собственности – интеллектуальную, технологическую (ноу хау – «знаю как»).

Все эти изменения ПО оказывают в свою очередь обратное влияние на ПС, или стимулируя, или сдерживая их развитие (ЭВМ может быть только игрушкой в традиционной африканской стране).

Главное влияние на ПО развитие ПС оказывается формирование нового общественного разделения труда, т.е его распределения и закрепления между большими группами людей не только в рамках производственной деятельности, но и в плане их постоянного положения по отношению к организации производства и его результатам. Это отношение выражается в понятии собственности. Собственность – это владение и распоряжение предметами, ресурсами, знаниями (интеллектуальная собственность), обычно оформленная соответствующими правовыми нормами. Особо выделяется собственность на средства производства, дающая возможность распоряжения организацией общественного труда и распределением его продуктов.

Формы собственности определяют экономический строй общества, и экономические интересы его членов. В соответствии с общественным разделением труда (ОРТ) и закрепляющими его формами собственности (ФС) возникают социальные общности людей – классы и социальные группы (слои).

Можно выделить следующие основные типы экономического строя:

1. первобытнообщинный – ОРТ отсутствует, или развито слабо, ФС – коллективная, общинная.

2. государственная экономика – ОРТ закреплено государственными законами или традицией, производство организуется государственным аппаратом, преобладает ФС - государственная (Египет (др), Вавилон, Индия (др), Китай, социализм).

3. Частнособственническая экономика – ОРТ осуществляется в соответствии с экономической ситуацией, преобладает ФС – частное владение средствами производства (смешенные с общинной и государственностью ФС – др. Греция, Рим, Средневековая Европа и Ближний Восток, Россия до 1917г., современные страны Запада, США)

Разумеется 2) и 3) типы имеют свои исторические формы (рабовладение, феодализм и.т.п.), при этом абсолютно чистом виде они нигде не встречаются – речь идет лишь о преобладании того или иного типа.

б) политическая

Политика (от греческого politike – государственные и общественные дела, от polis – государство) – сфера общественной жизни, связанная с организацией власти, определением принципиальных направлений управления обществом.

Политику определяют как отношения классов и социальных групп по поводу власти, как участие в делах государства (В.И.Ленин); как стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение власти (М.Вебер) - и в отношении между государствами. Подобные определения дает большинство ученых, политиков.

Власть – это установление системы отношений руководства – подчинения, т.е зависимости между людьми, механизмов управления их деятельностью. Отличие политической власти от других форм власти – подчинения состоит:

- в ее (1) всеохватанности и универсальности (способность и возможность политической власти воздействовать на любые стороны общественной жизни);

- в (2) сочетании принудительности, легитимности и официальности в действии политической власти (именно принуждение, наличие соответствующего аппарата - армии, полиции, суда, тюрем, и т.п. В.И.Ленин считал главным признаком государства; но государственное принуждение является признанным обществом, законным т.е. «легитимным», при этом данное принуждение не опирается на традиционно-обыденные, возрастные, семейно-родственные и т.п. отношения, но носят официальный, формализованный характер – все это отличает политическую власть от духовной, семейной, групповой и т.п. разновидностей власти;

- в ее (3) центральной, основной роли организации всей общественной жизни, всех форм управления обществом;

- в (4) наличии специальных органов осуществляющих политическую власть (государство), или воздействие на нее (политические партии или организации);

- в (5) наличии особых форм духовной деятельности регулирующих политическую власть и содействующих ее реализации (идеология, политические ценности, пропаганда).

Политика, политические отношения, организации и сознание изучаются различными науками – историей, политологией, политической социологией, социальной психологией. В рамках социальной философии также выделяется философия политики. Ее предметом является рассмотрение политической сферы общественной жизни в ее целостности и в соотношении с обществом в целом, с его другими сферами; ее смысл и значения для человека и общества; ее существенных, основных особенностей.

Проблемы политики интересуют философов с глубокой древности, т.к. касаются важнейших вопросов жизни общества человека.

Политическая система общества - совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций) в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Главный элемент ПС – это государство, т.е. система органов осуществляющая принудительное, общеобязательное регулирование общественной жизни. Именно за контроль над государством и идет основная политическая борьба.

Государство от других политических институтов отличается:

1. Наличием органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население;

2. Наличием права – совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;

3. Наличием определенной территории, на которую распространяется его власть.

Государство возникает в глубокой древности, как для выражения и обеспечения общих интересов общества как целого, так и для закрепления власти определенных социальных групп, однако, сегодня очевидно, что роль государства в общественной жизни еще надолго будет одной из важнейших, т.к. это единственный инструмент поддержания целостности общества и регулирования его основных сфер.

В современных государствах различают три ветви власти:

законодательную (представительную) - избираемые гражданами парламентские учреждения, осуществляющие законотворчество и представительство интересов регионов;

исполнительную – либо избираемое, либо назначаемое (парламентом, главой государства) правительство и его органы, осуществляющие в рамках законов непосредственное управление обществом;

судебную - органы, осуществляющие применение права в решении конфликтов.

Часто имеется и должность главы государства – избранный Президент или наследный монарх (как в Англии, Швеции, Дании и.т.п.), осуществляющего общее представительство власти в стране, гаранта соблюдения законности.

Поскольку в политической жизни находят выражение разные общественные интересы, в политической системе важную роль играют политические партии - организации, отстаивающие определенный политический курс, политические ценности, и стремящиеся занять наиболее влиятельные позиции в обществе.

Партии ориентированные на определенные социальные группы и их интересы, однако нужно учитывать, что политика – относительно самостоятельная сфера деятельности и политик не является простым представителем социальной группы –скорее можно говорить о близости его позиций к ориентациям именно этой группы. Тем более это не означает постоянной зависимости от своей социальной базы. Все партии и политики стремятся привлечь как можно более широкие слои населения, поэтому политические иди и программы почти всегда шире по содержанию, чем выражение интересов какой-то отдельной социальной группы. кроме того, подучив политическую власть политик, партия могут постепенно сменить социальную базу, даже стать на время относительно самостоятельной силой.

Политическую роль могут играть и другие общественные организации (профсоюзы, любительские объединения, религиозные и.т.п.).

Существуют различные формы государственного устройства:

Монархия, республика (власть народа),

федерация (союз территорий, имеющих собственные права)

Унитарное государство (территории получают все полномочия от центра).

Но главную роль для жизни общества играет политический режим, т.е. способ функционирования политической системы. Выделяют режимы: демократический ( многопартийность, плюрализм идеологий, регулярные всеобщие выборы);

авторитарный (обеспечивается преобладание какой-либо политической позиции, личности, в т.ч. и мерами принуждения);

тоталитарный (полное подчинение насильственно контролировать все проявления общественной жизни).

в) социальная сфера жизни общества

Социальная сфера общества – система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной системы. Различают три основных типа общностей:

1. естественно-исторический (раса, поколение, пол);

2. этно-исторический (род, народность, нация, этнос);

3. социально-исторический (сословия, касты, классы, страты).

Особой формой общности, несущей в себе характеристики всех типов общностей является семья. Семья - общность супругов и их потомства, предполагающая половое и возрастное разделение труда. Благодаря семье, ребенок впервые включается в систему социальных, культурных связей, вступает в общение.

Брак - санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирования семьи. Семья и брак развиваются одновре-менно с развитием общества и последовательно приобретают различные формы. Моногамная семья – общность не только биологическая, но и экономическая, выполняется философии воспроизводства, но и философии наследования общности.

Раса – наиболее широкая естественно-историческая общность – группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Три типа рас:

европеоидная; монголоидная; негроидная.

Другая историческая общность – пол складывается на основе биологического различия людей. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет изменение традиционных социокультурных реалий.

Поколение – естественно-историческая общность, выделяемая во многом условно. Существуют различные критерии для определения границ между поколениями. Принцип отцы – дети устанавливает разницу примерно в 25 лет и др.

Этно-истоическая общность – род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории – племя. В своем развитии род прошел два этапа: матриархат и патриархат.

На этапе патриархата род преобразовался в народность, которая возникает в результате смешения племени, народность определяется как языковая, территориальная и культурная общность людей. По мере развития капиталистических отношений усиливаются экономические взаимодействия между людьми, возникает феномен национального рынка. Народность превращается в нацию. Нация - форма общности людей, характеризуется общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры, ментальности. Этнос - «греч. народ». Понятия «нация» и «этнос» взаимозаменимы. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые, культурные различия между людьми. В термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность проживания тех или иных народов.

В интерпретации социально-историчских общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.

Классовая теория, предложенная марксизмом, напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – большие группы людей, различных по их месту в исторически определенной системе общности производства, по их отношению к средствам производства роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.

Классовая теория предложенная К.Марксом была адекватна той социальной и экономической реальности, которая была в середине XIX в.

Но есть и другая теория более приемлемая для описания социальной структуры общества конца XX - нач. XXI в. Согласно этой концепции основной формой социально-исторической общности является страна - группа людей, объединенных в основном вне экономическими показателями - причастностью к власти, профессии, образованию, науке, религиозным верованиям, этническим группам, местожительству, положению родственников, особенностями быта и досуга.

В современном обществе выделяют до 6 основных страт. Основная часть населения в развитых обществах состоит средний класс – относительно зажиточная, социально самостоятельная и политически активная жизнь общества. Средний класс – основа гражданского общества - стабилизатор всей социальной системы.

Теория социальной мобильности описывает возможности перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная - изменение положения без качественного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства, рода занятий. Вертикальная - качественное изменение социального статуса - переход из одной страты в другую. Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называется открытым, с ограниченными – закрытым.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастроф, революционных преобразований. Сейчас она является наиболее распространенной в современной социальной философии. Один из ее создателей Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968), известный русско-американский философ и социолог.

г) духовная сфера жизни общества

Категории «дух» и «духовное» как сфера действия духа, его проявление и реализация играют исключительную роль в философии. Дух понимается как нематериальная сила, оформляющая материальные предметы, обеспечивающая их внутреннюю активность, способная отображать и моделировать сущность, особенности, связи материально мира.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, которая занимается производством, хранением и распределением ценностей общества, воспроизводит духовный мир человека. Духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают различные взгляды людей, теории, идеи, воззрения. Она воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведенных искусства и обрядах.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями - духовные отношения. Виды духовного производства (наука - термин употребляется в разных смыслах):

1. особый род занятия; 2. особый род деятельности по производству такого занятия;

3. социальный институт, представленный разными организациями, учреждениями.

Наука как социальный институт представляет совокупность организаций и учреждений, в которых и через которые особая группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность.

Наука как деятельность направления на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Это творческий процесс получения знания.

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главная особенность – рациональность, новые сведения о реальности формируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.

Духовная особенность научного знания – объективность. Наука стремиться постигать действительность как можно полно и точно, исключая субъективность.

Научное знание – знание доказательное, объяснительное.

Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов.

Следующий вид духовного освоения действительности - искусство, главным феноменом которого является категория «эстетическое». Искусство обращается не к разуму, а к чувствам человека, главным является создание художественного образа. Функции искусства: познавательная; воспитательная; аксиологическая; мемориальная. Главная функция – эстетическая, доставление наслаждения, эстетического удовлетворения.

Религия – еще один вид духовного освоения действительности. «Религия» - лат. religio – благочестие, святость и глагола religare – связывать, соединять. Сущностной характеристикой религии является связь с верой в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности. Функции религии: иллюзорно-компенсаторная; мировоззренческая; регулирующая. Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм) к современным мировым религиям.

Фетишизм – почитание разных объектов (предметов), которым приписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов.

Тотемизм связан с охотой и собирательством, с верой в сверхъестественные связи, родства между группой людей и каким-то видом животных, птиц и растений.

Магия – вера и возможность воздействия на людей, предметы, и явления при помощи различных предметов, например, заклинаний, молитвы, приворотов и т.д.

Анимизм - вера в духовные сущности, заключенные в предметах. Возникновение государств потребовало новых видов религий. Наиболее совершенными и распространенными оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главная их особенность: они обращены ко всему человечеству.

Буддизм – одна из самых древних мировых религий. Возникает в VI – V в. до н. э. в Индии. Он распространен в Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке. На территории распространен среди бурят, калмыков, монголов, тувинцев. Будда означает «просвещенный». Все в мире – это следствие бесконечного движения «дхарм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется сансарой – «колесом жизни». Конечной целью является слияние с Буддой, погружение в нирвану (небытие), абсолютный покой.

Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя. Главным в нем является Священное Предание – Библия, состоящая из двух частей – Ветхий и Новый завет.

К VIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси православие было принято при киевском князе Владимире в 988 г.

В христианстве выделяются три ветви: католицизм, православие, протестантизм (разновидности – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.).

Ислам (арабское покорность) – самая молодая мировая религия, возникшая в VII в. н.э. В Западной Аравии. Основателем ислама является пророк Мухаммед, проповедовавший в городах Мекке и Медине. В Мекке находится святилище Кааба, к которому мусульмане совершают хадж – паломничество.

Коран (арабское) – священная книга мусульман, записи проповедей Мухаммеда. Сунна – сборник преданий о поступках и изречениях пророка. На основе Кораны был разработан Шариат – свод мусульманского права. Главный праздник мусульман – Курбан-байрам. Основные направления в исламе - суннизм и шиизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.