Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции административного договора

В числе функций административного договора можно выде­лить следующие.

1. Структурно-организационная. Она состоит в разграниче­нии и фиксации прав и обязанностей сторон, предметов ведения, полномочий. Административный договор придает определенную стабильность, гласность, наглядность иерархическим отношениям.

2. Функция социального компромисса. Речь идет о согласова­нии интересов различных субъектов государственной и общес­твенной жизни. Поскольку договор всегда означает некоторый компромисс, согласование, достижение консенсуса, то договорное регулирование может служить наиболее приемлемым способом снятия противоречий между публичными и частными интереса­ми. Эту функцию выполняют и внутриаппаратные администра­тивные договоры, поскольку интересы различных государствен­ных институтов на практике могут и не совпадать.

3. Обеспечительная. Состоит в обеспечении достижения об­щественно значимых результатов в тех областях, где прямое ко­мандное воздействие неэффективно (нерентабельные отрасли, об­разование, социальная сфера, приватизация) либо невозможно (частная собственность, межгосударственные, федеративные, меж­национальные отношения).

4. Ориентационно-стимулирующая. Никто не будет вступать в договор без какой-либо для себя пользы. Поэтому зачастую необходимо косвенное государственное воздействие на матери­альные интересы субъекта путем включения в договор позитив­ных стимулов, в качестве которых выступают различного рода льготы, обеспеченное финансирование, квоты, лицензии, субси­дии, поощрения и т. д., чтобы создать у последнего заинтересо­ванность в общественно значимых действиях. Иногда уже само заключение административного договора является своего рода стимулом. Например, согласно ст. 16 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности» от 25 февраля 1995 г.' с лицами, являющимися высококвалифицированными специалис­тами и достигшими предельного возраста пребывания на воен­ной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего воз­раста в порядке, определяемом Директором Федеральной служ­бы безопасности Российской Федерации.

5. Демократизации исполнительной власти. Договорный про­цесс всегда предполагает равноправное партнерство, сотрудни­чество, взаимодействие его участников, т. е. речь идет уже не о соподчинении, а о согласовании воли. Сам процесс подготовки договора позволяет вышестоящей стороне лучше проанализиро­вать ситуацию, в которую она вмешивается, а нижестоящей — обосновать свое мнение и лучше понять мотивы и содержание включенных в договор положений. И отношения, которые возни­кают на основе этих договоров, более демократичны, чем те, ко­торые основаны на властных актах. Договор предоставляет кон­трагентам большую по сравнению с административным актом свободу строить свои отношения по своему усмотрению. Расши­рение договорной практики исполнительной власти можно рас­сматривать как показатель ее демократизации.

6. Воспитательная. Участие в договорном процессе способ­ствует пробуждению деловой и правовой активности субъектов. Из послушных «винтиков», которым сверху спускают директивы и распоряжения, они превращаются в думающих субъектов го­ризонтальных правоотношений. Договор воспитывает самостоя­тельность мышления, стимулирует изучение законодательства, умение решать вопросы переговорным путем, осознавать и от­стаивать свои интересы. Договорное регулирование вырабатыва­ет и у властного субъекта умение работать более гибко, творчес­ки, инициативно, не рассчитывая исключительно на приказ и принуждение.

7. Охранительная. Уже закрепление в административном до­говоре взаимных прав и обязанностей служит своеобразной га­рантией их соблюдения. В ряде случаев договор позволяет заме­нить менее надежные средства защиты субъективных прав участников правоотношений; например, заключение контрактов с гражданами, оказывающими содействие правоохранительным органам, является большей гарантией соблюдения сторонами своих обязательств чем, скажем, расписка или устная договоренность. Действие принципа «заключил договор — исполняй» в необхо­димых случаях обеспечивается государственным принуждени­ем, возможностью применения мер юридической ответственнос­ти, правом на обращение в суд за защитой нарушенного права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды административных договоров | Процедура заключения административных договоров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.