Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций




Роль государства в антикризисном управлении.

Одной из центральных функций государства в экономике является антикризисное управление, представляющее собой комплекс планомерных действий законодательных и испол­нительно-распорядительных органов национального, надрегионального, регионального и муниципального уровней по за­щите хозяйствующих субъектов (фирм) от разрушения. Госу­дарственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов может быть регламентационным (законы, постанов­ления и т.п.) и творческим (программы, тендеры, консалтинг и пр.).

Выделяют следующие формы государственного анти­кризисного управления экономическими процессами:

1. правовая — законотворчество и обеспечение соблюде­ния законодательства;

2. административная — издание постановлений, распоря­жений, нормативных документов и других решений государ­ственных и муниципальных органов по административному регулированию (неэкономическому принуждению) деятельно­сти хозяйствующих субъектов;

3. экономическая — создание условий для развития де­ловой активности коммерческих организаций (фирм) в на­правлении государственных и муниципальных приоритетов (учетные ставки Центробанка, налоги, платежи, ссуды, зака­зы и т.п.);

4. социальная — издание документов, регламентирующих воспроизводство кадров, участие работников в хозяйственной деятельности (наем, зарплата, условия труда и отдыха, быто­вое обслуживание, специальная учеба, работа с молодежью и пенсионерами и др.);

5) информационная — создание постоянно обновляюще­гося информационного поля для функционирования хозяйству­ющих субъектов в приоритетном направлении.

Участие государственных институтов в регулировании де­ятельности хозяйствующих субъектов обусловлено двумя ос­новными задачами:

1) профилактикой кризисных потрясений и связанного с этим падения уровня жизни населения;

2) по­ступательным развитием национальной экономики как осно­вы неуклонного повышения уровня жизни населения.

Функции государства в антикризисном управлении сводятся к двум основным задачам:

1. не допустить кризисного разрушения фирм (прежде всего производственных), которые имеют ресурсы для про­должения (и улучшения) деятельности (государственная под­держка);

2. своевременно отсечь у стагнирующих фирм «гангре­нозные» участки, чтобы они не погубили другие их части, спо­собные к расширенному воспроизводству (государственная санация).

В числе основных форм государственного регулиро­вания кризисных процессов можно выделить следующие:

1) нормотворческая деятельность — издание законов и подзаконных актов:

а) основной «экономический» закон — Гражданский кодекс РФ;

б) ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельнос­ти (банкротстве)»;

в) ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

г) ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с огра­ниченной ответственностью»;

е) Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федераль­ных государственных учреждений»;

2) финансовое регулирование — линии государственно­го воздействия:

а) формирование бюджета (структура, дефицитность);

б) эмиссия ГКО и других ценных бумаг;

в) кредиты и ссуды;

г) курсовая политика Центробанка (курс рубля, ставка рефинансирования, лицензирование коммерческих банков);

д) налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой
нагрузки с производственных предприятий на население);

е) тарифы (на транспорт, электроэнергию и др.);

ж) цены на сырьевые ресурсы;

3) производство — линии государственного воздействия:

а) государственный заказ на тендерной основе;

б) подряды на строительство;

в) управление государственными пакетами акций через ин­тегрированные структуры (холдинги, концерны, ФПГ и т.п.);

г) финансирование НИОКР;

д) специальные программы развития крупных производств;

е) поддержка малого и среднего бизнеса;

ж) реструктуризация задолженности хозяйственных органи­заций;

з) поддержка экспорта;

и) защита импорта;

4) социальная сфера — линии государственного участия:

а) занятость;

б) пенсии, пособия, стипендии;

в) медицина;

г) образование;

д) домохозяйства;

е) трудовые отношения;

ж) коммунальные услуги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.