КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Роль государства в антикризисном управлении. Одной из центральных функций государства в экономике является антикризисное управление, представляющее собой комплекс планомерных действий законодательных и исполнительно-распорядительных органов национального, надрегионального, регионального и муниципального уровней по защите хозяйствующих субъектов (фирм) от разрушения. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов может быть регламентационным (законы, постановления и т.п.) и творческим (программы, тендеры, консалтинг и пр.). Выделяют следующие формы государственного антикризисного управления экономическими процессами: 1. правовая — законотворчество и обеспечение соблюдения законодательства; 2. административная — издание постановлений, распоряжений, нормативных документов и других решений государственных и муниципальных органов по административному регулированию (неэкономическому принуждению) деятельности хозяйствующих субъектов; 3. экономическая — создание условий для развития деловой активности коммерческих организаций (фирм) в направлении государственных и муниципальных приоритетов (учетные ставки Центробанка, налоги, платежи, ссуды, заказы и т.п.); 4. социальная — издание документов, регламентирующих воспроизводство кадров, участие работников в хозяйственной деятельности (наем, зарплата, условия труда и отдыха, бытовое обслуживание, специальная учеба, работа с молодежью и пенсионерами и др.); 5) информационная — создание постоянно обновляющегося информационного поля для функционирования хозяйствующих субъектов в приоритетном направлении.
Участие государственных институтов в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено двумя основными задачами: 1) профилактикой кризисных потрясений и связанного с этим падения уровня жизни населения; 2) поступательным развитием национальной экономики как основы неуклонного повышения уровня жизни населения. Функции государства в антикризисном управлении сводятся к двум основным задачам: 1. не допустить кризисного разрушения фирм (прежде всего производственных), которые имеют ресурсы для продолжения (и улучшения) деятельности (государственная поддержка); 2. своевременно отсечь у стагнирующих фирм «гангренозные» участки, чтобы они не погубили другие их части, способные к расширенному воспроизводству (государственная санация). В числе основных форм государственного регулирования кризисных процессов можно выделить следующие: 1) нормотворческая деятельность — издание законов и подзаконных актов: а) основной «экономический» закон — Гражданский кодекс РФ; б) ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; в) ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; г) ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; е) Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»; 2) финансовое регулирование — линии государственного воздействия: а) формирование бюджета (структура, дефицитность); б) эмиссия ГКО и других ценных бумаг; в) кредиты и ссуды; г) курсовая политика Центробанка (курс рубля, ставка рефинансирования, лицензирование коммерческих банков); д) налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой е) тарифы (на транспорт, электроэнергию и др.);
ж) цены на сырьевые ресурсы; 3) производство — линии государственного воздействия: а) государственный заказ на тендерной основе; б) подряды на строительство; в) управление государственными пакетами акций через интегрированные структуры (холдинги, концерны, ФПГ и т.п.); г) финансирование НИОКР; д) специальные программы развития крупных производств; е) поддержка малого и среднего бизнеса; ж) реструктуризация задолженности хозяйственных организаций; з) поддержка экспорта; и) защита импорта; 4) социальная сфера — линии государственного участия: а) занятость; б) пенсии, пособия, стипендии; в) медицина; г) образование; д) домохозяйства; е) трудовые отношения; ж) коммунальные услуги.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |