Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правая и левая стороны

Ориентация в пространстве: верх – низ, левое – правое

Скрытая структура пространства

 

Ориентация в пространстве

низ гравитация земля небо лево право

где начинается верх, заканчивается низ, мера человек

низ земля плотное тяжёлое верх небо лёгкое воздушное

связь всех пространственных единство интеграция модель мироздания

Верх и низ

Неоднозначность восприятия нижней и верхней половины изобразительного поля можно назвать асимметрией пространства композиции. Вероятно, причиной этой асимметрии являются силы гравитации.

Нижняя часть зрительно воспринимаемой композиции требует большего веса.

рис.

Возможны два пути:

· либо придать нижней части вес, достаточный для того, чтобы вся композиция выглядела сбалансированной,

· либо дополнить её избыточным весом, чтобы основание выглядело намного тяжелее, чем верх.

В этом случае увеличение размера нижней половины действует просто как компенсация. За счёт этой компенсации можно заставить выглядеть обе половины равными.

Опыт обращения с физическими объектами подсказывает человеку, что тяжёлое основание связано с устойчивостью. Знание этого оказывает определённое влияние на оценку зрителя при восприятии визуального равновесия.

Однако нельзя утверждать, что в искусстве всегда создаются модели, которые обязательно выглядят тяжелее в основании.

 

правое важнее позитивнее

левое менее значительное негативное

разное восприятие объектов, элементов композиции, расположенных в левой части и в правой рис.

Восприятие плоскости у европейцев отличается от её восприятия японцами, арабами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально или с права на лево. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, смещённая в верхний левый угол, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение её в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать особенности восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

Любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой стороне картины. Все, что находится в этой части картины, имеет большее значение. Легче удерживается внимание зрителя на деталях. Эта особенность связана с «прочтением» картины слева направо — это привычка, перенесённая по аналогии с чтения книги. Взгляд скользит по левой половине пространства и останавливается в правой половине.

Такой характер восприятия так же обусловлен доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором, если только человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры – речи, чтения и письма. Если это доминирование в равной степени относится и к левому визуальному центру, то это означает, «что более активно нами осознаются зрительно воспринимаемые данные, которые воспринимаются в пределах правого визуального поля». Вид справа является более отчётливым, поэтому именно в данной области происходит восприятие наиболее выделяющихся из окружающей среды предметов. Внимание к тому, что происходит слева, может скомпенсировать асимметрия, а глаз спонтанно передвигается от места, впервые привлёкшего наше внимание, к пространству наиболее отчётливого восприятия.

Из выше сказанного можно сделать с вывод: если графическое изображение, композиция отражается в зеркале, то меняется её внешний вид, а иногда и значение, смысловые оттенки.

 

В левой половине изобразительного поля элементы воспринимаются легче, чем в правой половине.

 

диагонали

позитивная растущая рис.

негативная умирающая рис.

 

Центр — это часть сложной скрытой структуры.

 

важность центра

Наиболее устойчивое состояние объект приобретает в том случае, если его центр совпадает с центром изобразительного поля.

На объект оказывают влияние силы, образуемые структурными линиями: диагоналями, вертикальными и горизонтальными осями, пересекающимися в центре изобразительного поля. рис. «британский флаг» первого и второго и последующих порядков. степень активности. фракталы

 

Центр оказывается, таким образом, местом пересечения этих четырёх основных структурных линий. Другие точки, расположенные на этих линиях, являются менее энергичными и сильными, чем центр, но и они обладают эффектом воздействия.

Где бы ни был расположен объект, он подвергается действию сил со стороны всех скрытых структурных факторов. Относительная сила и расстояние этих факторов определяют их совместный эффект в общей конфигурации сил.

В центре все силы находятся в состоянии равновесия, и, следовательно, центральное расположение способствует наиболее спокойному состоянию. рис.

Другое сравнительно спокойное состояние можно найти, например, перемещая объект по диагонали. Любое расположение, которое совпадает с одной из особенностей “британского флага, будет вносить элемент стабильности, которая может быть, естественно, нарушена какими-то другими факторами.

“Мёртвый центр” не является мёртвым. Какого-либо притяжения здесь не чувствуется потому, что в средней точке силы притяжения во всех направлениях находятся в состоянии равновесия. Уравновешенность средней точки для чувствительного глаза в силу напряжённости оживает. Представьте себе неподвижность каната, который тянут с одинаковым усилием в разные стороны двое мужчин. Он неподвижен, но энергия в нем рвётся наружу. фото человечки сжатие растяжение

 

Если влияние с какой-то стороны преобладает, притяжение будет именно в эту сторону.

Когда объект расположен точно посередине между центром и углом, то большинство зрителей видят в нем усилие в сторону центра.

Неприятное чувство возникает в том случае, когда притяжение, вызванное расположением объекта, настолько неопределённо и неясно, что глаз не может решить, происходит ли давление на объект в каком-либо направлении. При таком колебании визуальная оценка становится затруднительной, что создаёт помехи суждению зрителя.

В центре изобразительного поля элементы воспринимаются тяжелее, чем на периферии.

 

Скрытый структурный план изобразительного поля, так называемый «британский флаг», представляет систему отсчёта, которая помогает определить важность любого изобразительного элемента для равновесия всего изображения.

 

Важно обратить внимание на значение употребляемого понятия «сила». Являются ли эти силы скрытой структуры изобразительного поля лишь фигуральным выражением или они существуют в действительности? И если они реальны, то где они существуют? Силы, с которыми имеют дело в процессе визуального изучения предметов, могут рассматриваться психологическим двойником или эквивалентом физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга.

Гравитационные силы края изобразительного поля (листа)

Гравитация – это сила притяжения.

Аналогично с линиями скрытой структуры пространства, край изобразительного поля обладает силой притяжения. При приближении объекта композиции к каждой из ограничивающих изобразительное поле сторон (края листа) ощущаются некие силы притяжения. Поэтому, приближаясь к границе, объекты подвергаются особому воздействию, что для композиции имеет большое значение.

Силы притяжения сторон изобразительного поля отличны друг от друга.

· Наиболее сильной гравитацией обладает нижняя сторона, наименьшей ­ верхняя. Левая сильнее верхней, но слабее правой.

· Нижняя сторона листа имеет гравитационную силу больше, чем верхняя

· Верхняя сторона листа имеет гравитационную силу меньше, чем нижняя

· Левая сторона листа имеет гравитационную силу меньше, чем верхняя

· Правая сторона листа имеет гравитационную силу больше, чем левая.

В. Кандинский искривление плоскости

 

Коэффициент гравитации сторон:. рис.

· верхняя сторона 1

· левая сторона 2

· правая сторона 3

· нижняя сторона 4


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зависимость характера композиции от заполнения оптического центра | Вес: легкое – тяжелое
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.