Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности налоговой системы Великобритании

Местные налоги Великобритании

Общегосударственные налоги

Особенности налоговой системы Великобритании

Тема 2 Налоговая система Великобритании

 

Основы налоговой системы Великобритании были заложены в XIX в., хотя теоретическое осмысление сущности и необходимости налогов происходило на два столетия раньше. В трудах философа Ф. Бэкона, экономиста У. Петти, экономиста и философа Адама Смита поднимались вопросы о роли налогов в государстве и их социально-экономическом месте в обществе.

В административно-территориальном отношении Великобритания делится на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Центральной частью, где проживает 87 % насе­ления страны, является Англия и Уэльс (рисунок 14).

Высшей властью, имеющей право вводить налоги в стране, обладает британский парламент. Его полномочия распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Вла­дения британской короны в прилегающих водах и на замор­ских территориях не входят в налоговую юрисдикцию Вели­кобритании и имеют самостоятельные налоговые системы.

Рисунок 14 – Административно-территориальное деление Великобритании

Источниками налогового права Великобритании являют­ся:

- в части установления налогов и наделения правительства правом их взимания - законодательные акты, принимаемые парламентом;

- в части исполнения налогового законодатель­ства - приказы тайного совета и инструктивные документы правительства;

- в части разрешения налоговых споров - решения судов. Особенностью правовой системы Великобри­тании является широкое применение прецедентного права, в соответствии с которым прошлые решения судов по вопро­сам принципиального характера могут служить основой для принятия решений при рассмотрении споров в аналогичных или сходных обстоятельствах.

Парламент принимает статутные налоги (по отдельным видам налогов) и ежегодно законы о бюджете, кото­рыми уполномочивает правительство взимать налоги в соответствующем финансовом году. Бюджетными законами могут вноситься изменения, поправки в статутные законы (вплоть до отмены налога). Причем финансовые законы обязательно должны пройти рассмотрение в обеих палатах (Палате общин и Палате Лордов) и получить королевскую санкцию.

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа:

- Министерство финансов или казначейство;

- Управление государственными доходами и таможнями.

Министерство финансов:

- формирует бюджетную политику, осуществляет надзор в валютной и налоговой области;

- осуществляет планирование и контроль над расходами на общественные нужды;

- ведет правительственный учет валютных средств;

- участвует в международных финансовых отношениях;

- контролирует сферу финансовых услуг;

- управляет центральным правительственным долгом.

Кроме того, Министерство координирует деятельность Управления государственными доходами и таможнями и совместно с ним готовит предложения по изменению налоговой политики и борьбе с налоговыми правонарушениями.

Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества является департаментом, на который возложена ответственность за сбор налогов, взносов в систему государственного страхования, контроль за импортом, выделение различных форм государственной поддержки. Также оно обеспечивает решение некоторых вопросов защиты государственной границы.

Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества было создано в 2005 г. путем слияния двух ранее действующих налоговых органов:

- Управления налоговых сборов;

- Королевской службы таможен и акцизов.

На Управление государственными доходами и таможнями возложен ряд функций, в их числе:

- администрирование и сбор с граждан и организаций прямых налогов, включая подоходный налог, налог с корпораций, всех косвенных налогов гербового сбора, экологических налогов.

- организация и осуществление контроля в области национальной системы страховании, включая распределение детских пособий и некоторых других форм государственной поддержки, в том числе Целевого фонда ребенка, предоставление налоговых кредитов, соблюдения установленного минимального размера оплаты труда;

- организация и осуществление контроля за импортом и экспортом товаров и услуг;

- разработка комплекса мероприятий по противодействию финансовому мошенничеству, а также по защите границы Великобритании от импорта и экспорта незаконных материалов (наркотики, контрафактные товары).

В рамках осуществления управленческих функций Управление государственными доходами и таможнями:

- организует работу региональных управлений, районных отделений, налоговых контор;

- получает, обобщает, анализирует отчеты структурных подразделений о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;

- участвует в установленном порядке совместно с Казначейством Великобритании в разработке налоговой политики;

- разрабатывает формы налоговых деклараций, отчетов и иных документов, связанных с уплатой налогов и сборов;

- издает брошюры по отдельным вопросам налоговых отношений;

- координирует совместное проведение с правоохранительными и иными специальными органами мероприятий по противодействию финансовому мошенничеству, контрабанде;

Налоговая система Великобритании включает два уровня: общегосударственные (более 90 % всех налоговых поступлений) и местные налоги (около 10 %) (рисунок 15).

В 2002/2003 финансовом году по расчетам Минфина Великобритании доходная часть бюджета составила 403,5 млрд.ф.ст. и по сравнению с 2001/2002 финансовым годом увеличилась на 2,2 %. При этом относительно ВВП доходы сократились с 39,6 % до 38,5 %.

Основными статьями бюджетных доходов в 2002/2003 фин. г. являлись:

- подоходный налог – 28,3 % (прирост по сравнению с предшествующим годом на 3,4 %);

- поступления от социального страхования – 16,4 % (+ 3,6 %);

- налог на добавленную стоимость – 15,9 % (+ 5,7 %);

- налог на корпорации – 4,2 % поступлений в бюджет (падение на 9,6 %).

 

           
   
Общегосударственные налоги: Прямые: подоходный налог (с физических лиц и с прибыли корпораций); налог на капитал; налог на наследство; взносы на нужды социального страхования косвенные: налог на добавленную стоимость; акцизы; гербовый сбор; таможенные пошлины; налог с игорного бизнеса; сборы с бегов     бизнеса; сборы с бегов    
 
   
 
 
Налоги местных органов власти: Налог на имущество; муниципальный (в 1989-1993 гг. – подушный)    

 

 


 

 

Рисунок 15 - Налоги Великобритании

Состав и структура бюджетных доходов в 2002/2003 фин.г. представлены на рисунке 16.

 

Рисунок 16 – Состав и структура доходов бюджета Великобритании в 2002/2003 финансовом году, в процентах.

Состав и структура бюджетных доходов в 2003/2004 фин. г. представлены на рисунке 17.

 

 

Рисунок 17 – Состав и структура доходов бюджета Великобритании в 2003/2004 финансовом году, в процентах.

В целом налоги на доходы и собственность в 2003/2004 финансовом году составили 35,4 % поступлений в бюджет (35,7 %), на производство и импорт - 34,5 % (35,7 %). По сравнению с предшествующим финансовым годом их общая доля в формировании доходной части бюджета сократилась на 1,5 %. Удельный вес социальных платежей возрос с 15,8 % до 17,6 %.

Доходы центрального правительства составили 399,2 млрд.ф.ст., что на 27,2 млрд.ф.ст. превышает его доходы, местных органов власти 28,9 млрд.ф.ст. (0,1 млрд.ф.ст.), публичных корпораций 4,2 млрд.ф.ст. (0,2 млрд.ф.ст.).

В 2004/2005 финансовом году по расчетам Минфина Великобритании доходная часть бюджета составила 461 млрд.ф.ст.

Таким образом, доходная часть бюджета за последние 3 года увеличилась на 57,5 млрд.ф.ст. или 1,14 раза.

Состав и структура доходов в бюджетной системе Ве­ликобритании прежде всего определяется бюджетной поли­тикой правительства Великобритании, которая начиная с 1999 г. базируется на программе налоговых реформ, направ­ленных на снижение налогового бремени для физических и юридических лиц и стимулирование их инвестиционной активности.

Для реализации этой программы центральное прави­тельство Великобритании определило три основных принципа проведения современной налоговой политики. Они заклю­чаются в том, что налоговая система должна:

- поощрять занятость и служить стимулом к труду для каждого;

- содействовать накоплению и долгосрочным инвести­циям;

- быть справедливой.

Таким образом, изменения в налогообложении, объяв­ленные в законе о бюджете центрального правительства Ве­ликобритании на 1998/99 финансовый год, были призваны поощрять труд, стимулировать предпринимательство и поддерживать семьи.

Среди мер поощрения труда следует выделить изменения в налогообложении физических лиц и системе выплат по­собий. Их цель заключалась в том, чтобы поощрение за труд было адекватным труду, а стремление к труду соответственно стимулировалась. В 1999 г. для реализации первого принципа налоговой политики правительство предложило:

- новую налоговую скидку по подоходному налогу с физических лиц для работающих семей, которая была введена в октябре 1999 г. в целях обеспечения гарантии их мини­мального дохода;

- налоговую скидку на воспитание детей, призванную совместно с указанной выше скидкой увеличить денежное пособие на воспитание детей, отсутствие которого для мно­гих родителей являлось барьером к работе;

- провести реформу страховых платежей и государст­венных расходов на социальное страхование для того, чтобы стимулировать создание рабочих мест в частном секторе и за­ставить британцев более активно предлагать свои услуги на рынке труда. В ходе реализации этой реформы для повыше­ния мобильности рабочей силы были внесены изменения в пенсионную систему страны, согласно которым теряет зна­чимость непрерывный трудовой стаж, а люди, часто меняю­щие работу, не лишаются пенсии. Изменение порядка уплаты налога на социальное страхование должно уменьшить затра­ты работодателя на наем низкооплачиваемой рабочей силы за счет увеличения затрат на наем высокооплачиваемых работ­ников.

В области налоговых мер стимулирования предприни­мательства можно отметить изменения в налогообложении корпораций, состоявшие в выработке такой системы налогов, которая поощряет инвестиции и предпринимательство и обе­спечивает вознаграждение за взятый риск. В частности, для реализации этой цели в апреле 1999 г. ставки существующего корпоративного налога были снижены (в 1998/99 финансовом году произошло уменьшение ставки корпоративного налога для предприятий малого бизнеса с 21 % до 20 %, а для круп­ных компаний - с 31 % до 30 %). Это обстоятельство позволи­ло говорить о Великобритании как о стране с одной из самых низких ставок корпоративного налога среди стран Европей­ского союза.

Для стимулирования инвестиций была проведена ре­форма системы налогообложения доходов от прироста капи­тала. Ее целью было помочь росту инвестиций путем поощ­рения держателей долгосрочных активов. Для этого «долго­срочная» прибыль (прибыль от продажи активов после дли­тельного срока владения) стала облагаться по более низким ставкам, чем «краткосрочная» прибыль.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Местные налоги Франции | Общегосударственные налоги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.