КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности налоговой системы Великобритании
Местные налоги Великобритании Общегосударственные налоги Особенности налоговой системы Великобритании Тема 2 Налоговая система Великобритании
Основы налоговой системы Великобритании были заложены в XIX в., хотя теоретическое осмысление сущности и необходимости налогов происходило на два столетия раньше. В трудах философа Ф. Бэкона, экономиста У. Петти, экономиста и философа Адама Смита поднимались вопросы о роли налогов в государстве и их социально-экономическом месте в обществе. В административно-территориальном отношении Великобритания делится на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Центральной частью, где проживает 87 % населения страны, является Англия и Уэльс (рисунок 14). Высшей властью, имеющей право вводить налоги в стране, обладает британский парламент. Его полномочия распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Владения британской короны в прилегающих водах и на заморских территориях не входят в налоговую юрисдикцию Великобритании и имеют самостоятельные налоговые системы. Рисунок 14 – Административно-территориальное деление Великобритании Источниками налогового права Великобритании являются: - в части установления налогов и наделения правительства правом их взимания - законодательные акты, принимаемые парламентом; - в части исполнения налогового законодательства - приказы тайного совета и инструктивные документы правительства; - в части разрешения налоговых споров - решения судов. Особенностью правовой системы Великобритании является широкое применение прецедентного права, в соответствии с которым прошлые решения судов по вопросам принципиального характера могут служить основой для принятия решений при рассмотрении споров в аналогичных или сходных обстоятельствах.
Парламент принимает статутные налоги (по отдельным видам налогов) и ежегодно законы о бюджете, которыми уполномочивает правительство взимать налоги в соответствующем финансовом году. Бюджетными законами могут вноситься изменения, поправки в статутные законы (вплоть до отмены налога). Причем финансовые законы обязательно должны пройти рассмотрение в обеих палатах (Палате общин и Палате Лордов) и получить королевскую санкцию. В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа: - Министерство финансов или казначейство; - Управление государственными доходами и таможнями. Министерство финансов: - формирует бюджетную политику, осуществляет надзор в валютной и налоговой области; - осуществляет планирование и контроль над расходами на общественные нужды; - ведет правительственный учет валютных средств; - участвует в международных финансовых отношениях; - контролирует сферу финансовых услуг; - управляет центральным правительственным долгом. Кроме того, Министерство координирует деятельность Управления государственными доходами и таможнями и совместно с ним готовит предложения по изменению налоговой политики и борьбе с налоговыми правонарушениями. Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества является департаментом, на который возложена ответственность за сбор налогов, взносов в систему государственного страхования, контроль за импортом, выделение различных форм государственной поддержки. Также оно обеспечивает решение некоторых вопросов защиты государственной границы. Управление государственными доходами и таможнями Ее Величества было создано в 2005 г. путем слияния двух ранее действующих налоговых органов:
- Управления налоговых сборов; - Королевской службы таможен и акцизов. На Управление государственными доходами и таможнями возложен ряд функций, в их числе: - администрирование и сбор с граждан и организаций прямых налогов, включая подоходный налог, налог с корпораций, всех косвенных налогов гербового сбора, экологических налогов. - организация и осуществление контроля в области национальной системы страховании, включая распределение детских пособий и некоторых других форм государственной поддержки, в том числе Целевого фонда ребенка, предоставление налоговых кредитов, соблюдения установленного минимального размера оплаты труда; - организация и осуществление контроля за импортом и экспортом товаров и услуг; - разработка комплекса мероприятий по противодействию финансовому мошенничеству, а также по защите границы Великобритании от импорта и экспорта незаконных материалов (наркотики, контрафактные товары). В рамках осуществления управленческих функций Управление государственными доходами и таможнями: - организует работу региональных управлений, районных отделений, налоговых контор; - получает, обобщает, анализирует отчеты структурных подразделений о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; - участвует в установленном порядке совместно с Казначейством Великобритании в разработке налоговой политики; - разрабатывает формы налоговых деклараций, отчетов и иных документов, связанных с уплатой налогов и сборов; - издает брошюры по отдельным вопросам налоговых отношений; - координирует совместное проведение с правоохранительными и иными специальными органами мероприятий по противодействию финансовому мошенничеству, контрабанде; Налоговая система Великобритании включает два уровня: общегосударственные (более 90 % всех налоговых поступлений) и местные налоги (около 10 %) (рисунок 15). В 2002/2003 финансовом году по расчетам Минфина Великобритании доходная часть бюджета составила 403,5 млрд.ф.ст. и по сравнению с 2001/2002 финансовым годом увеличилась на 2,2 %. При этом относительно ВВП доходы сократились с 39,6 % до 38,5 %. Основными статьями бюджетных доходов в 2002/2003 фин. г. являлись:
- подоходный налог – 28,3 % (прирост по сравнению с предшествующим годом на 3,4 %); - поступления от социального страхования – 16,4 % (+ 3,6 %); - налог на добавленную стоимость – 15,9 % (+ 5,7 %); - налог на корпорации – 4,2 % поступлений в бюджет (падение на 9,6 %).
Рисунок 15 - Налоги Великобритании Состав и структура бюджетных доходов в 2002/2003 фин.г. представлены на рисунке 16.
Рисунок 16 – Состав и структура доходов бюджета Великобритании в 2002/2003 финансовом году, в процентах. Состав и структура бюджетных доходов в 2003/2004 фин. г. представлены на рисунке 17.
Рисунок 17 – Состав и структура доходов бюджета Великобритании в 2003/2004 финансовом году, в процентах. В целом налоги на доходы и собственность в 2003/2004 финансовом году составили 35,4 % поступлений в бюджет (35,7 %), на производство и импорт - 34,5 % (35,7 %). По сравнению с предшествующим финансовым годом их общая доля в формировании доходной части бюджета сократилась на 1,5 %. Удельный вес социальных платежей возрос с 15,8 % до 17,6 %. Доходы центрального правительства составили 399,2 млрд.ф.ст., что на 27,2 млрд.ф.ст. превышает его доходы, местных органов власти 28,9 млрд.ф.ст. (0,1 млрд.ф.ст.), публичных корпораций 4,2 млрд.ф.ст. (0,2 млрд.ф.ст.). В 2004/2005 финансовом году по расчетам Минфина Великобритании доходная часть бюджета составила 461 млрд.ф.ст. Таким образом, доходная часть бюджета за последние 3 года увеличилась на 57,5 млрд.ф.ст. или 1,14 раза. Состав и структура доходов в бюджетной системе Великобритании прежде всего определяется бюджетной политикой правительства Великобритании, которая начиная с 1999 г. базируется на программе налоговых реформ, направленных на снижение налогового бремени для физических и юридических лиц и стимулирование их инвестиционной активности.
Для реализации этой программы центральное правительство Великобритании определило три основных принципа проведения современной налоговой политики. Они заключаются в том, что налоговая система должна: - поощрять занятость и служить стимулом к труду для каждого; - содействовать накоплению и долгосрочным инвестициям; - быть справедливой. Таким образом, изменения в налогообложении, объявленные в законе о бюджете центрального правительства Великобритании на 1998/99 финансовый год, были призваны поощрять труд, стимулировать предпринимательство и поддерживать семьи. Среди мер поощрения труда следует выделить изменения в налогообложении физических лиц и системе выплат пособий. Их цель заключалась в том, чтобы поощрение за труд было адекватным труду, а стремление к труду соответственно стимулировалась. В 1999 г. для реализации первого принципа налоговой политики правительство предложило: - новую налоговую скидку по подоходному налогу с физических лиц для работающих семей, которая была введена в октябре 1999 г. в целях обеспечения гарантии их минимального дохода; - налоговую скидку на воспитание детей, призванную совместно с указанной выше скидкой увеличить денежное пособие на воспитание детей, отсутствие которого для многих родителей являлось барьером к работе; - провести реформу страховых платежей и государственных расходов на социальное страхование для того, чтобы стимулировать создание рабочих мест в частном секторе и заставить британцев более активно предлагать свои услуги на рынке труда. В ходе реализации этой реформы для повышения мобильности рабочей силы были внесены изменения в пенсионную систему страны, согласно которым теряет значимость непрерывный трудовой стаж, а люди, часто меняющие работу, не лишаются пенсии. Изменение порядка уплаты налога на социальное страхование должно уменьшить затраты работодателя на наем низкооплачиваемой рабочей силы за счет увеличения затрат на наем высокооплачиваемых работников. В области налоговых мер стимулирования предпринимательства можно отметить изменения в налогообложении корпораций, состоявшие в выработке такой системы налогов, которая поощряет инвестиции и предпринимательство и обеспечивает вознаграждение за взятый риск. В частности, для реализации этой цели в апреле 1999 г. ставки существующего корпоративного налога были снижены (в 1998/99 финансовом году произошло уменьшение ставки корпоративного налога для предприятий малого бизнеса с 21 % до 20 %, а для крупных компаний - с 31 % до 30 %). Это обстоятельство позволило говорить о Великобритании как о стране с одной из самых низких ставок корпоративного налога среди стран Европейского союза. Для стимулирования инвестиций была проведена реформа системы налогообложения доходов от прироста капитала. Ее целью было помочь росту инвестиций путем поощрения держателей долгосрочных активов. Для этого «долгосрочная» прибыль (прибыль от продажи активов после длительного срока владения) стала облагаться по более низким ставкам, чем «краткосрочная» прибыль.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |