Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екатеринбург 2002 6 страница




Многие идеи Канта вдохновили Вундта, основателя психологии созна­ния, а также и весь Западный мир. Правда отношение к нему как к ученому противоречиво. Иные считают его вторым Платоном. Другие, например, как Бертран Рассел, утверждают, что оказав влияние на Гегеля, он в от­вете за современные тоталитарные правительства, которые полагают, чтс служат трансцедентной истине. Некоторые психологи считают влияние Канта разрушительным для психологической науки из-за подчеркивания роли интроспекции и радикального дуализма между селф и миром. Следу­ет заметить, что не Кант придумал интроспекцию и что в действительности именно он подчёркивал её недостатки. Что касается дуализма, то это часть Западного сознания со времён Платона.

Ассоцианизм как ясная психологическая программа, был создан британским врачом Дэвидом (I705-I757). Он разработал полные ассоцианистские основания человеческого ума и поведения от простых ощущений до сексуальной активности. Хартли воздавал должное Джону Гэю (I699--I745/), священнику, который разработал моральный ассоцианизм, вдохновив Хартли для его работы. Одной из своих задач Хартли считал установление физиологической основы ассоциации. Методологически он пытался следовать Ньютону.

Хартли верил в близкое соответствие между умом и мозгом и он предложил параллельные законы ассоциаций и для того, и для другого. Он и был параллелистом подобно Лейбницу, поскольку он утверждал, что умственные процессы зависят от нервных процессов, хотя не мог объяснить как это проиаходит.

Подобно многим ученым, о которых говорилось выше, Хартли полагал, что ум обладает определенными способностями, которые могут преобразовывать умственные элементы, хотя ассоциация оставалась основной умственной операцией. Обращаясь к физиологическому субстрату элементов, Хартли предлагал ньютоновскую теорию нервных вибраций, которая говорит, что нервы содержат микроскопические частицы, колебания которых проходят по нервам и составляют нервную активность. Впечатление заставляет сенсорную нервную субстанцию вибрировать. Эта вибрация передается в нижние отделы мозга, где она создает ощущение для ума. Повторение со здает в коре устойчивую копию этой вибрации, как меньшую вибрацию соответствующую идее. Таким образом, слабые вибрации это копии вибраций, а идеи ощущений -"это слабые копии впечатлений".

Хартли различал две основные формы ассоциаций: последовательную и одновременную. Последовательные ассоциации возникают когда идеи образуют цепочку, следуя друг за другом, и связываясь вместе. Например, предложение может быть проанализировано как цепь слов, ассоциирован­ных вместе в последовательности. Такой же взгляд мы можем увидеть в работах философа-ассоцианиста Джеймса Милла, а затем и Джона Уотсона, основателя бихевиоризма

Одновременные ассоциации образуются когда идеи постоянно оказываются вместе в одно и то же время. Например, человеческое лицо имеет много мелких черт, которые естественно объединяются в нашем сознании. Если мы видим только некоторые черты, мы мыслено достраиваем все лицо. Хартли прилагал эти принципы к деятельности всего ума, а также к поведению, утверждая, что двигательные реакции могут ассоциироваться как между собой, так и с идеями.

Ассоцианизм Хартли был достаточно популярен, поскольку Хартли говорил, что удовольствие и боль сопровождают ощущения, и таким образом, влияют на мысль и действие, это оказало известнее влияние на артистические и литературные круги, особенно на романтиков. Крупный британский поэт и критик С.Т. Колридж даже назвал своего старшего сына Дэвид Хартли. И, конечно, впоследствии ассоцианизм дал толчок анализу поведения с точки зрения ассоциативных привычек.

Среди асаоцианистов ХУШ столетия выделяется Томас Браун (I778-1820). Он был учеником Дугалда Стьюарта, и нередко его относят к школе "здравого смысла". Он испытал на себе и влияние Канта. Браун предпочитал называть ассоциацию суггестией(предложением). По Брауну одна идея предлагает другую, но между ними нет существенной связи.

Он предложил три закона внушения, которые он считал вариантами основных принципов близости: сходства, контраста, близости во времени в пространстве. Он продвинулся также по пути эмпирического ассоцианима, предложив вторичные законы суггестии. Их девять. Например, запоминание ассоциированных событий облегчается продолжительностью исходных идей, жизненной важностью, частотой ассоциаций, близостью идей во времени. Достижение Брауна в том, что вторичные законы предполагают эксперимент. Именно Браун указал путь эмпирической и экспериментальной психологии ума.

Британские ассоцианисты не были радикалами в отличие от француз­ских философов, на которых идеи Локка оказали большее воздейтсвие. В 1776 году родилась новая наука, экономика. Её создателам был Адам Смит (I723-I790). Это была первая наука, родившаяся из науки Юма о человеческой природе. Смит приложил к экономике идею естественного закона, в особенности закона своекорыстия (эгоизма). Каждый человек естественно стремится к удовлетворению своего эгоизма, и из взаимо­действия многих людей возникает общая выгода. Смит описывал природу, как "невидимую руку", которая выводит общий интерес из стремления к выгоде каждого отдельного человека. В своей теории Смит предвосхитил дарвиновскую теорию естественого отбора. В экономике, по Смиту, каж­дый индивид стрмемится к своей пользе, а общественное благо достига­ется соревнованием интересов.

Французский натурализм. Просвещение проводилось разнообразным собранием мыслителей, назы­вавшихся философами. Они были преимущественно французами. За исклю­чением Германии, лишь немногие из этих мыслителей были академическими философами. Их интересы были эклектичны, и они обсуждали между собой любые стороны человеческих знаний. Их объединяла враждебность к офи­циальной цвркви и к феодальным правительствам, которые та поддерживала. Они считали, что христианская религия основывалась на предрассудках и мифах, и что насильственная вера в теологические догмы лишала человека интеллектуальной свободы.

Величайшим творением французских философов была "Энциклопедия" Дени Дидро (1713-1784). Она была задумана как краткое собрание человеческих знаний и достижений, объявляющее независимость человека и мира от Бога. Хотя философы и противостояли христи­анству, немногие из них были атеистами. Большинство следовало за Вольтером, веря в Высшего Творца, отрицая в то же время ритуалы и накоп­ленные догмы христианства. Философы пытались преобразовать общество и философию на новой, естественной основе, вдохновленные ньютоновской физикой. Отрицая христианство, они хотели завершить работу Ньютона - дать рациональное понимание Человечества и его отношений с миром. Это направление получило название " натурализм ". Люди рассматривались как часть природы.

У философского натурализма были два источника. Одним из них была эмпирическая психология Джона Локка. В ХУШ веке во Франции была мода на все английское, особенно на ньютоновскую науку и локковскую психологию. Даже глава французских философов, Вольтер, восхищался Локком как проводником идей Ньютона. Другим источником натурализма была французская спекулятивная физиология Декарта. Как только Декарт объявил, что животные - это простые машины, но что люди не являются машанами благодаря своей душе, многие из его религиозных оппонентов увидели ловушку. Если животные ведут себя так сложно и изощренно, яавляясь всего лишь машинами, не следует ли из этого, что человек тоже всего лишь машина? Они были убеждены, что Декарт являлся скрытым материалистом, который скрывал то, что другие позднее могли бы сказать открыто. Они также заметили интересный пробел в его "Когито эрго сум". Если я знаю, что я существую как мыслящая духовная субстанция, только через интроспекцию, то как я могу знать, что другие люди - не машины, а я - не единственная душа? Конечно, Декарт отвечал, что язык - это знак души другим людям, но его оппоненты считали, что человек может вообразить язык, производимый умным механическим устройством.

В ХУШ столетии число материалистов значительно увеличилось. Вначале они выступали с анонимннни памфлетами, боясь преследований, но вскоре они осмелели. Тем, кто превратил животное - машину Декарта в человека-машину, был Жвльен Оффре де Ла Меттри (I709-I75I), "Человек-машина" (I748). Интересно, что Ла Метри тоже считал Декарта скрытым материалистом, но уважал его за это, поскольку "он был первым полностью доказавшим, что животные - это машины" а это прощало ему все ошибки". Ла Меттри предпринял шаг, напугавший сторонников религии: "Давайте смело скажем, что человек - это машина, что душа - всего лишь пустое слово".

Ла Меттри был врачом и утверждал, что только врач может рассуждать

о природе человека, так как врач знает устройство тела. В доказатель­ство он приводил примеры того, как состояние тела влияет на разум, например, действие лекарств, болезнь, усталость. Вопреки утверждению Декарта об уникальности человеческого языка, Ла Меттри предположил, что обезьян можно превратить в "маленьких джентельменов", обучая их языку, как это делают с глухими. В 1960-х его предположение было осу­ществлено с определенным успехом. Он остался, правда, картезианцем, утверждая, что язык делает человека человеком. Он только отрицал, что язык является врожденным, считая, что обезьяну можно превратить в че­ловека посредством языка.

В целом Ла Меттри не сводит человека до уровня животных, а живот­ных поднимает до почти человеческого положения. Это отчетливо видно в его рассувдениях о естественном моральном законе. Ла Меттри доказывал, что животные разделяют моральные чувства, такие как печаль, сожаление вместе с людьми. Таким образом, мораль происходит из естественного биологического порядка. Сказав это, однако, Ла Меттри оставляет дверь открытой для явного гедонизма, заявляя, что цель жизни - быть счастливым.

Ла Меттри отрицал любой намеренный акт Божественного творения. Например, глаз животного не был создан для того, чтобы видеть, но является ес­тественным результатом физического закона. Здесь Ла Меттри утверждал доктрину, названную " трансформизм " всё более популярную в конце ХУШ столетия. Она отметила начало эволюционной мысли. В содтветствии с трансформизмом Вселенная не была создана Богом, но возникла из перво­бытной материи как результат действия естественного закона. Развитие физической и биологической вселенной - это необходимое следствие при­родной организации. Вольтеровский Создатель нужен не более, чем христианский Бог.

Однако, Ла Меттри смотрел на Вселенную не так как Ньютон, Декарт или атомисты и эпикурианцы. Для них материя была мертва, неспособна к спонатнному действию. Отсюда - дуализм Декарта с мёртвой материей и живой но нематериальной душой. Ла Меттри выдвинул новую доктрину, впоследствии названную "витализм". Он считал, что биологическая материя, по крайней мере, способна к самовоспроизводству и движению. Для доказательства он воспользовался новейшими физиологическими исследованиями. Полип регенерирует потерянное щупальце, мышцы мертвых животных двигаются при стимуляции, сердце бьется, будучи вынутым из тела. Материя жива, и именно эта природная витальность сделала правдоподобным человека-машину. В XX столетии витализм стал врагом научных биологов, но это был необходимый шаг в утверждении биологии и отделении ее от физики. Витализм Ла Меттри показывает, что его материалистические утверждения не были направлены на то, чтобы принизить человека, превратить его в холодную металлическую машину, а на то, чтобы сделать че­ловека живой, живущей, динамичной машиной, составной частью живой природы.

Ла Меттри настаивал на том, что принятие материализма будет способствовать улучшению нравов и общему прогрессу. Признав нас самих частью природы, мы научимся благоговеть, уважать природу и никогда не станем разрушать её. Взаимоотношения между людьми улучшатся. Все это произойдет, если следовать естественному закону. Несмотря на горячую критику материалистиаеское учение распространялось. Оно было отчасти воспринято Вольтером, Дени Дидро, но приняло крайние формы у барона Поля де Гольбаха (I723-I789), который разработал свои детерминистические и атеистические взгляды.

Другое направление в натурализме происходило из локковского эмпиризма. Мы уже видели, как Хартли развил натуралистическую психологию из Локка, Ньютона и ассоцианизма. Во Франции эта тенденция выразилась по-своему. Общая направленность мысли вела к сенсуализму, выводя ра­зум полностью из ощущений, отрицая существование автономных умственных способностей и сиду рефлексии у локковской психологии. Французские комментаторы полагали, что они улучшают Локка.

Выдающимся последователем Локка во Франции бвл Этьенн Бонно де Кодильяк /I7I5-I780/. Хотя он знал философию и оказывал влияние на философов, он никогда не принадлежал к ним. Он всегда уходил от споров, которые те вели. Он "был католическим священником, хотя и не активным в гуще антихристиан".

Кондилъяк отвергал всех, кроме Локка, он писал:"Сразу после Аристотеля приходит Локк". При этом он считал, что Локк недостаточно развил свой эмпиризм. Локк наделял разум определёнными автономными способ­ностями: рефлексией, умственными действиями, такими, как внимание и память. Кондильяк рассматривал разум с чисто эмпирической точки зре­ния. Он отрицал существование рефлексии и старался вывести все умст­венные способности из простых ощущений,- Его девиз мог бы звучать: "Я ощущаю, следовательно, я существую." Кондильяк предлагал вообразить статую, которую мы можем наделить всеми ощущениями, начиная с обоня­ния, а затем он старался построить сложную умственную активность из этих ощущений. Например, память возникает когда узнается дважды испытанное ощущение. Следует заметить, что здесь Кондильяк плутует, пос­кольку он допускает, что внутренняя энергия или способность удержи­вает первое ощущение, то есть внутренняя сила, не относящаяся к памяти. Внимание сводится к преобладанию одного ощущения над другим.

Итак, Ковдильяк предпринял попытку разработать эмпирическую теор ума, оставив врожденными только ощущения, страсти, разум, предположительно - память. Обладая всеми человеческими ощущениями, статуя была лишена одной важной человеческой черты - она не могла говорить. По Кондильяку - потому, что ей не хватало разума, ее мозг был пассивен и не обладал силой мысли. По его схеме статуя и животные отличаются от человека. Первые обладают ощущениями и различными умственными способностями, но лишены разума и языка, которые могут быть только у человека. Кондильяк был христианином, и хотя он указал путь эмпирическим теориям ума, он не лишил человеческие существа их души, места расположения разума. Эта задача была выполнена подлинными радикалами.

Это сделал Клод Гельвеций (I7I5-I77I), который принял эмпиризм Кондильяка и механистическую версию материализма Ла Меттри. Он провоз гласил полную зависимость от среды. Люди не обладают ни Божественной душой, ни сложной биологической структурой. У них есть только ощущения, пассивный ум, способный принимать ощущения и тело, способное к определенным действиям. Ум постепенно создается посредством наблюдения своих и чужих действий, а также событий, происходящих вокруг.

Для Гельвеция ум от рождения чист и бессилен. Все, чего достигает личность - это влияние среды. Гельвеций находил оптимизм в надежде на то, что усовершенствованное образование может улучшить человека. В этом он опередил радикальных бихевиористов, которые полагали, что поведение можно из­менять таким же образом. У таких взглядов есть и отрицательная сторона - возможность того, что действенный диктат может основываться на промывании мозгов.

Гельвеций также представил коренную проблему просвещения. Если считать, что человек - часть естетственного мира, на какой же основе строить систему этики? Этика зависит от рационального управления страстями, и философы, далекие от восхищения разумом, свели его до положвния раба страстей. Ла Меттри говорил, что удовольствие - естественая причина нашего существования. Природа создала нас, чтобы стремиться к удовольствию. Кондильяк также свел разум к желанию или потребности. Если каждое ощущение производит удовольствие или боль, то и мшыление, строящееся на ощущениях, определяется их аффективными свойствами и направляется нашими минутными животными потребностями. Так эмпиризм подкосил автономность разума. Для рационалиста разум первичен а гедонизм - это лишь искушение, которое следует преодолеть. Эмпирик конструируя разум из аффективно заряженных ощущений, делает гедонизм направляющей силой всякой мысли.

Кондильяк пытался избежать очевидного гедонизма, обращаясь к Богу и его трансцедентальному моральному порядку, но только не материалист Гельвеций. Подобно Фрейду Гельвеций постулировал принцип удовольстви как наше основное влечение и свел все чувства, включая любовь и альтруизм к эгоистическому стремлению к удовольствию и избеганию боли. Ла Меттри поддерживал примерно такую же точку зрения. У Гельвеция, однако, этот принцип удовлольствия должен быть обуздан при помощи об разования. Ла Меттри не принимал этого.

Как можно придать жизни смысл, основываясь на гедонистическом стремлении к удовольствию? Одно решение было предложено романтизмом, который прославлял чувства и особенно любовь, другое решение - сде­лать удовольствие и боль осознанными, благоразумными, чтобы стремить­ся к общему счастью, а не к личнону. Это был путь английского утилитаризма, присутствовавшего уже у Юма и Хартли. Общество должно было ос­новываться на природной этике, на разумно вычисленном удовольствии и уравновешенных потребностях. Оба эти решения приобрели значимость в XIX столетии.

Однако, одно мрачное решение было предложено тотчас же. У ЛаМеттри в "Человеке-машине" есть примечательное экзистенциалистское выражение "Кто может быть уверен, что смысл существования человека не является просто фактом того, что он существует... возможно случай швырнул его на какое-то место на поверхности земли, никто не знает как и почему, но он должен просто жить и умереть, подобно гри­бам, которые появляются день изо дня". Ла Меттри предполагал возможность существования бессмысленного мира, бездны морального нигилизма, которую видел и старался избежать каждый философ.

Один человек все же радостно прыгнул в эту бездну, провозгласив автономность удовальствия, иллюзорность морали и право сильного. Это был маркиз де Сад (I740-I8I4). Если единственная цель в живни, которую может указать натурализм - это удовольствие, тогда мы должны стремиться к нему, не отягощенные моралью и мнением общества, как считал деСад. Поступая так, мы воплощаем естветвенный закон. Сильный должен торже­ствовать над слабым. Де Сад распространил сравнительную психологию на мораль. Животные набрасываются одно на другое без угрызений совести, у них нет морального закона. Поскольку мы - животные, мы должны посту­пать также. Моральный закон - это метафизическая иллюзия.

Философов первую очередь занимала проблема мира, управляемого существенными причинами и гедонизмом и они старались избежать логической экстраполяции натурализма де Сада. В XXI столетии проблема, остается нерешенной. И в наше время мы видим моральный нигилизм, провозглашаемый вновь в то время как современные экзистенциальные гуманисты стараются восста­новить достоинство человека. Проблема обострилась в XIX столетии, когда Дарвин подорвал основу для веры в трансцедентную природу человека. У Дарвина также сильный сокрушает слабого, а де Сад был предвестником морального нигилизма.

Просвещение в Германии. Просвещение приняло иной оборот в Германии чем во Франции и Англии. Германские мыслители были в основном академическими философами, а не любителями. Движению Просвещения не удалось глубоко проникнуть в Германское сознание. Там же возникло движение против Века Разума.

Германское Просвещение началось с философа Христиана Томасиуса (I655-I728). Он оценивал французских философов более высоко, нежели германских. Он верил, что философия должна быть полезной и отказывался от метафизики ради эмпиризма, напоминая английского мыслителя. Примечательно, что Томасиус, по-видимому, провел самое первое эмпирическое психологическое исследование. Он применил четырехмерную оценочную шкалу для определения индивидуальных личностных проявлений. Он не проводил экспериментов, но основывал свои оценки на собеседовании с испытуемыми, на информации о профессии и личных привычках. Он даже использовал множественные оценки, чтобы повысить надежность своих шкал. В своём внимании к индивидуальным различиям Томасиус обогнал платоническую традицию германской психологии, которую мы увидим у Вундта, поэтому его достижения как исследввателя не оказали влияния на историю психологии. Еще не пришло время для эмпирической научной психологии.

Христиан Вольф (I679-1754)вернул германскую философию к рационалистской метафизике Лейбница. Он предложил систематическую метафизическую философию, которая властвовала в германском мышлении многие годы, удерживая его от влияния англо-французских мыслителей. Толью Канту удалось преодолеть этот догматизм. После Вольфа было немало популярных Философов, имевших ограниченное влияние.

Более важным для психологии был Йоханн Николаус Тетенс (I736-1807), первый в Германии, кто предложил систематическую эмпирическую психологию. Подобно Юму, он написал эссе о природе человека, но его подход существенно отличался. Он отверг эмпирический взгляд, что ум - не более как собрание ощущений. Следуя более рациональной линии, Тетенс доказывал, что ум активен и автономен, объединяя ощущения своей собственной активностыо, а не пассивно отмечая закономерности в ощущениях. Ум по Тетенсу, не ограничивается эмпирическими обобщениями, но активно стремится к научным и эстетическим идеалам. Психология, таким образом, не должна изучать только содержание ума, но также энергеяическую активность ума, которая объединяет процесс ощущений.

Контр-просвещение. Философы ньютоновского направления были нетерпимы к культурному разнообразию, поскольку культурнне традиции - это не продукты разума, поэтому все существующие культуры страдают от недо­статка рационального идеала. Философы презрительно относились к исто­рии, считая, это это не более, чем сплетня, идущая из прошлого, совершенно не относящаяся к пониманию современного общества и к задаче по­строения общества, освещеноого разумом.

Философы, провозглашавшие всевластие разума и науки, провоцировали сопротивление многочисленных мыслителей, которые находили такие взгляды бесчеловечными. Засилью естественной науки они противопоставили автономию культуры, а избытку разума - чувство, сердце. Наиболее значительными фигурами, выступавшими против Просвещения были Джамбаттиста Вико, глас вопиющего в пустыне, и Йоханн Готтфрид Гердер, создатель германского романтизма.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) начал с удивительного заявления, что знание природы стоит ниже, чем знание общества и истории. Его критерий знания происходил из схоластики Средних Веков. Утверждая, что человек не может узнать что-либо, не сделав этого, в случае природы, только Бог может знать естественный мир, потому что он его создал. Для нас, людей природа - это данный, грубый факт, нечто, что мы можем наблюдать извне и никогда - изнутри. Люди, тем не менее, создают свои сообщества в историческом процессе творения. Мы можем наблюдать свои жизни изнутри. Сопереживая другим, мы можем понимать жизни мужчин и женщин в других культурах и в исторических временах.

Для Вико история была величанщей из наук, потому, что при помощи истории мы узнаем как было создано наще общество или любое другое. История - это не сплетня,- говорил Вико, но процесс человеческого са­мотворения. Философы Возрождения заявляли, что существует универсаль­ная, извечная человеческая природа, которая может быть познана наукой, и в соответствии с которой можно построить совершенное общество. По Вико человеческие существа создают себя в ходе истории. Таким образом, не существует вечной человеческой природы, и следует уважать каждую культуру, поскольку она является созданием человека. Мы понимаеи культуры, изучая то, что они создали, особенно мифы и язык. Мифы выражают дущу культуры в определённой точке развития, а её язык оформляет и выражает мысли ее членов. Поняв мифы, принадлежащие другому времени и другому месту, а также язык, можно понять как люди думали и чувство­вали там и тогда.

Вико предвосхитил различия между Натурвиссеншафт и Гайстенсвиссеншафт, между естественной наукой и духовной, или как сейчас говорят гуманитарной наукой. Это различие стало более ясным у Гердера. Очевидно, что психология перекрыает границу между двумя типами наук. Люди - это часть природы, и таким образом, объекты естест­венной науки. Но люди живут в человеческой уультуре и поэтому являются объектами гуманитарной науки. Различие между естественными и со­циальными науками установленное Вико сильно повлияло на итальянских и германских интеллектуалов XIX века, включая Вундта. За пределами Германии такое различие было практически неизвестно, и по воле философов психология была включена в естественную науку и в изучение универсальных законов человеческого поведения.

Иоханн Готтфрид Гердер (1744-1803). Вико мало читали за пределами узкого круга специалистов в Италии, однако его идеи были повторены в независимых работах Гердера, который отрицал обожествление разума и универсальной истины ради романтической веры в человеческое сердце и ради исторического поклонения многим человеческим истинам. Взгляды Хердера удивительно похожи на взгляды Вико, хотя они не знали о рабо­тах друг друга. Девиз Гердера:"Мы живём в мире, который сами создаем"мог быть произнесён и Вико. Гердер также подчёркивал абсолютную уникаль­ность любой существующей или исторической культуры. "Мы должны испол­нить себя и нашу собственную культуру, не следуя рабски за классичес­ким стилем или отношениями прошедших веков". Хердер своеременен в своем утверждении, что каждая личность должна попытаться реализовать свой потенциал как целостной личности, вместо того, чтобы быть набором ро­лей. Гредер даже порицал психологию способностей за расчленение человеческой личности. Как для индивида, так и для индивидуальной куль­туры Гердер подчеркивал значение органического развития.

Поскольку всякая культура уникальна, Хердер противостоял любым по­пыткам приписывания преимуществ одной культуры над другой. Он выражал отвращение к склонности философов изображать прошлое в карикатурном виде и представлять свое время в качестве универсальной модели для человечества. Гердер даже обвинял Век Разума в вырождении. В Просвещении было много искусственного, подражание грекам и римлянам доходило до o6eьянничанья. Век Разума был слишком разумным и недостаточно духовным.

Взгляды Гердера имели большое влияние, особенно в Германии. Интел­лектуальные рамки, в которых Вундт строил свою психологию, пронизаны идеей уникальности исторического развития любой культурной группы или "Фольк (Volk)". Популярным бвло противопоставление выродившейся англо-фран­цузской цивилизации Просвещения и жизненной германской культуры. Также как неприятие "механизма" и веры в органическое развитие. Половина будущей вундтовской психологии, его Фёлькерпсюхологи была попыткой ухватить внутреннюю природу человека через изучение истории и продуктов человеческой культуры, таких как язык и мифы. Также, подобно Гердеру, Byндт подчеркивал органическое единство человеческого ума в отличие от психологии способностей. Следует заметить, что авторитарный воинственный германский национализм был бы отвергнут самим Гердером, хотя частично и вырос из его философии.

В целом Гердер помог основанию романтизма. Он страстно противостоял подражательному псевдоклассическому искусству своего времени, на­зывая современных ему критиков мастерами мертвого учения. Вместо этс он провозглашал: "Сердце!", "Тепло", "Кровь", "Человечество", "Жизнь". Декарт говорил: "Я мыслю, следовательно, существую". Кондильяк подразумевал: "Я ощущаю, следовательно, я существую". Гердер писал: "Я чувствую, я есть". Так окончилось правление абстрактного разума, геометрического духа, разумных чувств. Вместо этого оргнаическое развитие, ведомое сильными чувствами, стало основой романтизма.

Жан Жак Руссо (I712-1778) подобно Гердеру восставал против Века Разума. Он хорошо известен как предшественник революции: "Человек рожден свободным, а он везде в цепях". Руссо также известен своей концепцией Благородного Дикаря, человечества до того как общество заковало его в цепи.

Многие претензии Руссо к Просвещению параллельны тем, которые мы встречаем у Гердера, хотя Руссо и придавал меньшее значение истории. Он говорил: "Существовать - значит чувствовать" и "Первые движения сердца всегда верны". Подобно Гердеру, он отрицал механицизм из-за того, что тот не мог объяснить свободную волю человека. И Руссо, и Гердер считали, что язык - это то, что делает человека уникальным в мире.

Руссо приобрё славу, если не сказать дурную, своими первыми pa6oтами, в которых он выступил как противник духа Просвещения, отрицая, что человечество выиграло от научных и технологических достижений. Подобно но Гердеру, он чувствовал, что современная французская цивилизация была искусственной и чрезмерно рациональной. Она надела цепи на людей. Изобретённый Руссо Благородный Дикарь, не предназначался для описания примитивного Эдема, куда мы должны вернуться, для того, чтобы раскрыть природу человека. Руссо считал, что люди от рождения общественны и что примитивная изоляция нежелательна и невозможна. В то же время, он доказывал, что современное состояние общества развратило и унизило природу человека. Вместо возвращения к примитивизму, он призывал к построению нового, менее отчужденного общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.