Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и законы его функционирования. Конкуренция и монополия




 

План.

 

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополия.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Олигополия.

5. Антимонопольная политика.

 

1. Совершенная конкуренция.

 

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

В зависимости от условий в которых протекает конкуренция различают несколько типов структуры рынка: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара. Здесь цена определяется только свободной игрой спроса и предложения. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок уже застает сложившейся уровень цен, изменить который он не в силах. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях с остальными приступить к процессу производства. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок. Свобода рыночного перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же время у оставшихся продавцов по прежнему нет возможности контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Таким образом основными характеристиками совершенной конкуренции являются:

· Большое количество мелких продавцов и покупателей;

· Продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки;

· Невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

· Полная свода рыночного «входа» и «выхода».

На практике рынки совершенной конкуренции практически не встречаются (исключение составляют рынки ценных бумаг и с/х продукции).

 

2. Монополия.

 

Прямой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. На рынке существует только один продавец, а товар который он производит не имеет даже близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара на рынке, что позволяет ему выбирать любые цены из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж является нарушением свободной конкуренции и утверждением особой власти на рынке, которая означает способность продавца влиять на цену товара.

Основные характеристики монополии:

· Единственный продавец;

· Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену;

· Полный контроль монополиста над ценой и объемом продаж;

· Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает явление «естественной монополии». Это предприятия общественного пользования или эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические, газовые предприятия, компании водоснабжения, связи, транспорта и т.д.). «Естественные монополии» находятся либо в собственности государства, либо под его контролем.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Если на рынке существует только один покупатель - такое явление называется монопсонией.

 

3. Монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателю, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в соперничество не столько через цены, сколько посредством дифференцированной продукции.

Важной характеристикой монополистической конкуренции является относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок.

Модель рынка монополистической конкуренции присутствует на многих реально существующих рынках.

 

 

4. Олигополия.

 

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Это рынок, на котором существует несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную часть рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм, и попасть на такой рынок новым фирмам достаточно трудно. Продукция этих фирм может быть как однородной (нефть, сталь, цемент и т.д.), так и дифференцированной (автомобили).

Немногочисленность фирм на таком рынке заставляет их использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, которая в таких условиях является наиболее эффективной (техническое превосходство, качество, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференцированные условия оплаты, реклама).

Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм делают их крайне не мобильными, и поэтому в этих условиях наибольшие выгоды приносит сговор между олигополистами в целях поддержания цены и прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о разделе рынка – «картельное соглашение». Картель устанавливает для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта, долю каждого участника в объеме производства и сбыта. Его цель – повышение цен. Но картель не ограничивает производственную и снабженческо-сбытовую деятельность участников. Классическим примером картеля является ОПЕК, которая в разные периоды своей деятельности контролировала от 25 до 60% производства нефти в мире. Законодательства многих стран считают картельную практику незаконной и противодействуют ей.

Олигополистические фирмы могут создавать и консорциумы – объединения с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства и т.д.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ РЫНКОВ

 

Признаки Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Множество мелких фирм Много фирм Несколько крупных фирм Одна крупнейшая фирма
Тип продукта одинаковый дифференцированный Одинаковый или дифференцированный Уникальный
Условия вступления на рынок Очень легкие Сравнительно легкие Существенные препятствия Очень трудные
Контроль над ценами отсутствует Ограничен возможностью замены товара Приоритет ценового лидера Полный контроль

 

 

5. Антимонопольная политика.

 

Конкуренция – это самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества. Когда же предприниматели заключают между собой соглашение о разделе рынка или уровне цен, потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных ресурсов.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монополий является антимонопольное законодательство. Оно запрещает слияние крупных фирм, если это может привести к ослаблению конкуренции и созданию монополии.

Административный контроль – это способы воздействия на монополизированное производство через финансовые санкции.

Организационный механизм - это антимонопольная профилактика путем последовательной либерализации рынков (снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощенная процедура лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.д.)

 

Здание для самопроверки:

 

1. Определите тип рынка.

1. На рынке действует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

2. На рынке действует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.

3. Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.

4. Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

5. Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.

6. Единственная фирма производит штурманские приборы

 

2. Восстановите соответствие.

1. Продажа по разным ценам одной и той же продукции разным покупателям. 2. Препятствия проникновению в отрасль новых фирм. 3. Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. 4. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей. 5. Исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию. 6. Совокупность юридических законов, направленных против действий монополий, подрывающих конкуренцию 7. Экономическое соревнование между участниками рыночного хозяйства. 8. Рыночная структура, в которой ограничено число покупателей или продавцов. 9. Все организационные, материальные и юридические механизмы и институты, обеспечивающие обмен товарами и услугами. 10. Тип рынка, на котором либо продавец, либо покупатель обладают достаточной рыночной силой, чтобы воздействовать на рыночные цены и тем самым добиться желаемых цен на свои товары и услуги. 1. Рынок несовершенной конкуренции. 2. Рынок. 3. Несовершенная конкуренция. 4. Конкуренция. 5. Антимонопольное законодательство. 6. Монополия. 7. Барьеры для вступления в отрасль. 8. Ценовая дискриминация. 9. Патенты. 10. Естественная монополия

3. Верно/неверно суждение.

1. Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других.

2. Монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке действует один покупатель.

3. Монополистическая конкуренция не препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм.

4. Для монополии характерно производство уникальной продукции.

5. Модель совершенной конкуренции характерна для большинства существующих рынков.

6. Антимонопольное законодательство может улучшить экономическую ситуацию в стране.

7. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем на рынке монополистической конкуренции.

8. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цены, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

9. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем на рынке совершенной конкуренции.

10. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией.

 

4. Приведите примеры к каждому характерному признаку виды рынка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.