КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы
Между доэкспериментальными и квазиэкспериментальными планами есть существенное различие. Квазиэкспериментальныое планирование – атрибут сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашнего дня. Доэкспериментальные планы не учитывают требований, предъявляемых к плану квалссического экспериментального исследования. Причина – не знание этих требований или невозмлжность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводилось еще до возникновения теории планирования эксперимента. Квазиэкспериентальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Условия, в которые ставит жизнь, а также практические задачи экспериментаторов не всегда позволяют реализовать планы «истинных экспериментов», использовать схемы контроля внешних переменных. Квазиэкспериентальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознает те источники артефактов – внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы, которые и называются квазиэкспериментальными планами. Доэкспреиентальные планы служат в качестве иллюстраций и в практике научных исследований их следует избегать. Кэмпбелл выделяет три вида доэкспериментальных планов. Два из них МакГиган относит к квазиэкспериментальным. Все ученые придерживаются все же, взглядов Кэмпбелла. К доэкспериментальным планам относятся: 1) исследование единичного случая;
2) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы; 3) сравнение статистических групп. Исследование единичного случая уже не используется в экспериментальных исследованиях. Однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х О. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком «исследовании» нет никакого материала для сравнения. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут. План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях: О1 Х О2. В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения зависимой переменной, регистрируемые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» события, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме этого, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени – изменение состояния испытуемого (утомление, монотония, скука), а в течение длительного времени – изменения личностных черт. Сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия: Х О1 О2 Этот план лучше предыдущего, так как позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы. Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным состоянием (нет предварительного тестирования). Этот доэкспериментальные план распространен в психологических исследованиях. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента.
Всегда следует иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных. Кук и Кэмпбелл разработали теоретические основания применения квазиэкспериментальных планов в психологических исследованиях. Существуют два типа квазиэкспериментальных планов: а) планы экспериментов для неэквивалентных групп; б) планы дискретных временных серий. Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то Б»), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия. Если пользоваться строгими определениями экспериментального и квазиэкспериментального исследований, то эксперимент с одним испытуемым следует отнести к квазиэкспериментам. В то же время квазиэкспериментальные планы временных серий, по сути, являются модификацией доэкспериментального плана: О1 X О2 О3 О4 Выбираются две естественные группы, например два параллельных школьных класса. Обе группы тестируются. Затем одна группа подвергается воздействию (ставится в особые условия деятельности), а другая— нет. Через определенное время обе группы проходят тестирование повторно. Результаты первого и второго тестирования обеих групп сопоставляются; для сравнения используют t-критерий Стьюдента и дисперсионный анализ. Различие О2 и О4 свидетельствует о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница результатов первичного тестирования двух групп позволяет установить меру их эквивалентности в отношении измеряемой переменной. Примером такого исследования является психолого-педагогический эксперимент. На первом этапе тестируется с помощью дидактического теста уровень знаний учащихся по иностранному языку (словарный запас). Экспериментальную группу обучаем мнемотехническим приемам при заучивании слов, а контрольная занимается с учителем, как и прежде. Затем проводится второе тестирование, и если прирост словарного запаса будет выше в экспериментальном классе, чем в контрольном, то мнемотехника полезна для запоминания иностранных слов.
Этот план аналогичен плану истинного эксперимента для двух групп с тестированием до и после воздействия. Главными источниками артефактов являются различия в составе групп. В первую очередь на результаты эксперимента может повлиять «эффект смешения», т. е. взаимодействия состава группы с факторами тестирования, фоновых событий, естественного развития и др. Например, если для участия в эксперименте отобраны параллельные классы А и В, то в В могут оказаться дети с меньшим IQ, чем в А, поэтому различия в результатах (увеличение запаса слов от первого тестирования ко второму) могут быть обусловлены большей обучаемостью первой группы по сравнению со второй. Чем больше сходство экспериментальной и контрольной групп, тем более валидны результаты, получаемые с помощью этого плана. Кэмпбелл различает два варианта отбора групп. В первом случае в исследовании участвуют естественные группы, которые по отношению к самой процедуре эксперимента не отбираются. Поэтому эффект состава группы может присутствовать, но он не столь значим. Во втором случае экспериментальная группа формируется из добровольцев, а аналогичную контрольную группу приходится комплектовать другим способом (принуждением, обещанием оплаты и т. д.). При этом фактор состава группы может оказать решающее влияние на различие в результатах экспериментальной и контрольной групп. Существует множество других вариантов квазиэкспериментальных планов для неэквивалентных групп: так называемые «лоскутные планы», планы «множественных серий замеров», план с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования и т.д.
План с предварительным и итоговым тестированием различных рандомизированных выборок отличается от истинного эксперимента тем, что предварительное тестирование проходит одна группа, а итоговое (после воздействия) – эквивалентная (после рандомизации) группа, которая подверглась воздействию: R O1 (Х) R Х O2 Этот план называется также «имитацией плана с начальным и конечным тестированием». Этот план применяется крайне редко. Гораздо чаще применяются схемы квазиэкспериментов, которые имеют общее название «дискретные временные серии». Для классификации этих планов выделяют два основания: исследование проводится: 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздействием либо серией. Планы, в которых реализуется серия однородных или разнородных воздействий с тестированием после каждого воздействия, получили в отечественной психологической науке название «формирующие эксперименты». При использовании таких планов невозможно проконтролировать взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, проконтролировать реакцию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями. Квазиэкспериментальные планы, построенные на одной группе, по структуре сходны с экспериментальными планами для одного испытуемого. План дискретных временных серий чаще всего испольуется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Его суть состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни зависимой переменной до и после воздействия. Схема плана выглядит так: O1 O2 O3 Х O4 O5 O6 Модификацией этого плана является другой квазиэксперимент по схеме временных серий, в котором воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером: Х O1 - O2 Х O3 - O4 Х O5 Чередование может быть регулярным или случайным. Этот вариант подходит лишь в том случае, когда эффект воздействия обратим. При обработке данных, полученных в эксперименте, серии разбиваются на две последовательности и сравниваются результаты тех замеров, где было воздействие, с результатами тех замеров, где оно отсутствовало. Квазиэксперимент позволяет контролировать действие фактора фоновых воздействий. Обычно именно этот план рекомендуется использовать в экспериментах с участием естественных групп в детских садах, школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Но реализовать этот план весьма трудно.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |