Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень жизни – характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах)

Черта бедности — минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, то есть обеспечивать прожиточный минимум.

Бедность — это состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов в течение определенного отрезка времени и в такой степени, что ведение нормального образа жизни и наличие условий жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становятся невозможными или чрезвычайно затруднительным.

Технологии социальной работы с малообеспеченными

 

Минимальный потребительский бюджет — нормативная основа системы социальной защиты. Это связано конкретными функциями:

1. Функция. Объем минимального потребительского бюджета. Объем минимального потребительского бюджета является той границей, которая очерчивает уровень малообеспеченности. Все лица, уровень дохода которых ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, так как они попадают в категорию бедности.

Бедность (англ. Poverty) – отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования (Большой толковый социологический словарь Collins, 1995)

Бедность – показатель, критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей (Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И.Холостовой, М., 1997).

Бедность – состояние, при котором основные потребности человека или социально-демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения, т.е. находятся ниже прожиточного уровня (Социальная работа. Словарь-справочник /Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998).

К бедным обычно относят безработных, людей с низкооплачиваемой работой или частично занятых, больных и недееспособных, пожилых людей, членов многодетных семей либо семей с одним родителем.

Наибольший риск опуститься ниже черты бедности имеют потерявшие работу из-за обесценивания сбережений, низкого спроса на рабочую силу в период экономического спада, отсутствия опыта дополнительной занятости.

В настоящий момент в социальных науках сложилось две технологии определения бедности.

а) Абсолютный подход. Основан на понимании бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется на основе прожиточного минимума. При этом подходе границы бедности (так же как и богатства) определяются экспертно, путем изучения уровня удовлетворения социальных потребностей семей разного типа и размера дохода.

б) Относительный подход. Бедность рассматривается как относительная категория. Бедными считаются семьи, доходы которых в значительной степени отстают от принятого в данном обществе стандарта благосостояния и не позволяют вести образ жизни, наиболее распространенный в обществе.

В данном случае за основу может быть взят показатель «среднедушевой доход семьи». К бедным будет отнесен такой слой людей, которые имеют доход, составляющий половину, среднедушевого дохода в данной стране за данный период. К нищим будут относиться люди, чьи доходы составляют половину дохода бедных, или лишь четверть среднедушевого дохода по стране.

Другое различение бедности – «текущая» и «глобальная».

Текущая – бедность семей, находящихся в данный момент в тяжелом материальном положении.

Глобальная – отсутствие у семей таких важнейших компонентов благосостояния, как собственность, недвижимость (в том числе и жилье).

2. Вторая важнейшая функция минимального бюджета – собственно функция нормативной основы социальной защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

В начале 20-х гг. в СССР была разработана 17-ступенчатая тарифная система, первая ступень которой рассчитывалась как гарантированная минимальная заработная плата. Она и представляла прожиточный минимум. Однако с конца 20-х гг. оценить масштабы бедности невозможно, так как анализ обследований бюджетов семей и соответствующие публикации после 1928 г. были прекращены. Долгое время феномену бедности вообще не уделялось внимания. С 1975 года в СССР было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 рублей в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный минимум заработной платы и минимальная пенсия. В 1994 году минимальная заработная плата и минимальная пенсия составляла 2/3 стоимости минимального продуктового набора, за социальным порогом бедности (уровень прожиточного минимума) оказались 119 млн. человек, или 80% жителей России, в том числе 62 млн. человек, или 43%, находились за порогом физиологической бедности.

24 октября 1997 года принят Федеральный закон РФ 134 -ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливал официальный показатель бедности и его использование в качестве социального индикатора.

На практике широко распространено «административное» определение бедных. В этом случае прожиточный минимум практически не играет роль ориентира в социальной политике, а статусом «бедных» наделяются отдельные категории населения с наибольшим риском обнищания (многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры).

Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день измерение бедности осуществить чрезвычайно трудно. Нет четкой информации о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, неизвестен удельный вес второй работы, реальные доходы и т.д.

Проблема бедных – одна из самых сложных для любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой – чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Например, даже в такой богатой стране, как США, существует чрезвычайно разветвленная система социальной поддержки беднейших семей, поскольку в этой стране примерно 33 млн. человек, или 13,5 % всего населения, имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это значит, что эти люди живут ниже черты бедности, или, проще говоря, в бедности, поскольку не могут позволить себе приобрести тот набор товаров и услуг, который образует прожиточный минимум.

Поддержка нетрудоспособных граждан, например, инвалидов детства, многодетных или неполных семей – всех, кто по объективным причинам просто не в состоянии заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счет налоговых и других поступлений в бюджет государства.

Государство при этом выступает в роли перераспределителя доходов между различными группами граждан (такие перераспределения обычно называют трансфертными платежами – от английского слова «transfer» –перемещение, передача).

Нормативно-информационной основой обеспечения этих гарантий являются системы нормативных бюджетов, прежде всего бюджеты «скромного достатка». Такие бюджеты разрабатываются государственными органами (Бюро статистики труда в США), научными организациями по заказам профсоюзов. Результаты их разработки – уровни скромного достатка и бедности — не являются официальными нормативными актами, однако служат основой при определении устанавливаемой правительством минимальной заработной платы, она корреспондируется с уровнем скромного достатка (минимума материальной обеспеченности в нашей терминологии). Такой уровень в среднем составляет примерно 70% к среднему уровню дохода. В большинстве стран считается, что минимальная заработная плата должна обеспечивать достойный уровень жизни одному работающему. Как правило, минимальная зарплата составляет 40-50% средней.

Средняя заработная плата в России на 2009 год 6593 рубля в месяц и официальном прожиточном минимуме 4646 руб. Число россиян с доходами ниже этого уровня составляет 43 100 000.Черта бедности для США – 18 310 долларов на семью из трех человек в год, это 1525,83 долларов в месяц. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) наемного работника в России с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц. Минимальный размер оплаты труда (евро) в Люксембурге – 1642, в Ирландии – 1462, в Бельгии – 1387, в Румынии – 153, в Болгарии – 123. В США – 7,25 долларов в час.

Уровень бедности может обеспечить только самые необходимые потребности — в питании и некоторых услугах. К такому уровню привязывается минимальное социальное пособие, на которое имеют право практически все граждане страны. Обычно размер социального пособия составляет 20-30% уровня средней зарплаты.

В странах с более высоким уровнем социальной защиты эти показатели менее дифференцированы. Так, в Швеции максимальная зарплата лишь в два раза больше минимальной, а минимальная составляет около трех четвертей средней.

Разрыв доходов между бедными и богатыми в развитых европейских странах колеблется от 1:6 до 1:9. Если он превышает соотношение 1:10, то, по мировым стандартам, общество вступает в зону социальной нестабильности. Государство обязано противодействовать опасной социальной поляризации. Нормативы минимального потребительского бюджета являются также основой для установления и пересмотра нор потребления в учреждениях сферы социально-культурных услуг, действующих на бесплатной основе: больниц, детских дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты.

3.Функция. «Потребительская корзина» – набор предметов, входящих в составминимально потребительского бюджета, – служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуги, что, в свою очередь является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения. Потребительская корзина в России состоит из 407 продуктов питания и услуг, в Англии – 650.

Индексация представляет собой механизм корректирования денежных доходов населения с учетом индекса уровня потребительских цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, из видов доходов, которые подлежат индексации, и частоты их регулирования. Индексация должна соответствовать текущему росту цен. Для регистрации ее создается служба наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг.

Основным направлением социальной политики государства в области доходов с 1993 г. и по настоящее время стало регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработной платы, пенсий, пособий). Главным инструментом такого регулирования является показатель «прожиточный минимум», который представляет собой минимально допустимую физиологическую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания.

Прожиточный минимум – минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

Потребности – нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.

Минимальный потребительский бюджет семьи – складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного развития производительных сил, выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Предполагалось, что будут предложены меры, позволяющие приблизить минимальные размеры оплаты труда и социальных выплат к реальному прожиточному минимуму. На практике уже в 1992 г. прожиточный минимум превышал минимальный оклад, в дальнейшем этот разрыв лишь увеличивался. Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, достигавшее своего максимума в конце 1992 г. — приблизительно 365%, далее также уменьшалось и сегодня составляет лишь около 150%. Если в 1992-1993 гг. соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера имело положительную динамику, то начиная с 1994 г. оно стало ухудшаться, и впервые в 1995 г. средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума. В 2009 году в России средний размер пенсии составляет 3300 рублей. Минимальная пенсия в России обеспечивает существование пенсионера примерно на уровне военнопленного немца в 1941 году.

При проведении индексации (как в нашей стране, так и во многих других странах) обычно допускаются следующие манипуляции:

1) «в корзину» включаются, как правило, самые дешевые и недоброкачественные товары с разной возможностью роста цен;

2) объем потребления определяется по физиологическому минимуму и нередко бывает даже значительно ниже этого минимума;

3) индексация доходов осуществляется со значительным опозданием и отставанием от фактического роста цен, открывая возможности дополнительно «прикарманивать» доходы населения.

Таким образом, опыт проведения мероприятий социальной защиты показывает, что они могут являться действенным инструментом поддержания жизненного уровня, однако вводимые в настоящее время основные элементы новой системы не носят абсолютного характера, и некоторые из них, к примеру, индексация доходов, в условиях реформирования экономики применяются в крайне ограниченных и неэффективных формах.

В настоящее время в ряде регионов страны проводится в жизнь система адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Основными отличиями программы адресной социальной защиты от принятых ранее являются: исключение массовых «уравнительных» льгот для больших групп населения с различными уровнями доходов (все пенсионеры, учащиеся 1-4 классов и т.д.).

Индексация доходов – заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического повышения доходов по мере роста розничных цен.

Компенсация расходов – возмещение расходов представителям различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией | Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.