КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление персоналом и карьерными процессами в организации
Под персоналом организации понимают обычно совокупность лиц, обязующихся выполнять или выполняющих какие-либо работы (функции) для организации и связанных с нею трудовыми отношениями. К основным видам деятельности по управлению карьерными процессами в организации можно отнести: 1. привлечение, отбор и наем (прием) персонала; 2. оценку работ и работников, аттестацию рабочих мест и работников; 3. планирование и реализацию карьеры сотрудников организации, в том числе организацию обучения и повышения квалификации работников; 4. организацию должностных и квалификационных перемещений работников в организации и за ее пределами. Процессы, которые при этом следует планировать и регулировать приведены ниже. Потребности организации: → 1) процессы развития организации и работников: планирование развития бизнеса и рабочей силы, оценка потребности в кадрах различной квалификации, повседневная работа по оценке и развитию персонала; → 2) должностное перемещение: планирование и организация процессов, связанных с должностным перемещением и высвобождением занятых; → 3) планирование карьерных процессов: последовательная смена рабочих мест и должностей, формирование и подготовка резерва на замещение высвобождающихся должностей, предпенсионные программы. Процессы, подлежащие регулированию в организации: → 1) текущие внутриорганизационные процессы в среде персонала: анализ характера и содержания работ, привлечение и отбор претендентов на должность, профессиональная подготовка и адаптация, разработка положений о подразделениях и должностных инструкций, формирование и поддержание эффективных трудовых коллективов; → 2) контроль: за эффективным администрированием, оценка работ и работников, анализ перспектив развития организаций, повышение квалификации занятых, карьерное консультирование, организация процесса формирования карьеры; → 3) деятельность по управлению карьерными процессами: профессиональная и общеобразовательная подготовка и повышение квалификации, организационный дизайн, совершенствование организации труда, редукция труда, смена работ с учетом запросов работников, пенсионное планирование и консультирование, последовательное должностное перемещение.
Запросы индивида: → 1) фаза ранней карьеры: выявление сферы деятельности и подразделения для новых работников, их адаптация, освоение профессиональных навыков, обучение процессу планирования карьеры и контролю за его реализацией; → 2) фаза середины карьеры: стабилизация сферы деятельности, в которой развивается карьера, уточнение карьерных целей и путей их достижения, реальная самооценка, повышение квалификации, профессиональное и личностное саморазвитие; → 3) поздняя карьера: наставничество и передача накопленного опыта, подготовка к выходу на пенсию. Запросы индивида рассматривают базовые этапы индивидуальной карьеры за весь период трудовой деятельности. Они характеризуют тот путь, который проходит каждый работник. Потребности организации регулируются в рамках фирмы. Остались процессы, происходящие в организации и подлежащие административному регулированию на различных этапах ее функционирования. Трудности, с которыми сталкиваются в организации при управлении карьерными процессами: 1) игнорирование (осознанное или неосознанное) изменений на рынке труда, в результате чего часто снижается качество планирования; 2) игнорирование индивидуальных карьерных предпочтений работников, на которых составляются карьерные планы организации.
Факторы, в целом влияющие на управление карьерными процессами в организации и подлежащие обязательному учету при управлении карьерными процессами можно разделить на внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: 1. местонахождение организации, территориальные границы деятельности; 2. законодательство страны (международное законодательство); 3. экономические условия в границах деятельности; 4. научно-технический прогресс, его состояние и темпы развития; 5. рынок труда К внутренним факторам относятся: 1. цели организации; 2. организационная культура, в том числе основополагающие коллективные ценности; 3. инновации, их место и отношение к ним организации; 4. профессиональный характер работы и условий труда; 5. характеристики коллектива или рабочей группы (в том числе их возможности и подходы к ним через индивидуальные и личные вкусы и интересы и особенности личностей и групп); 6. стиль руководства. Управление карьерой какого-либо работника требует и от этого работника, и от организации (если она поддерживает этот процесс) определенных дополнительных усилий. Принципиальная схема взаимодействия организации и работника, разработанная специалистами по управлению персоналом на рисунке 1. Одна из главных задач управления карьерными процессами – обеспечение соответствия уровня профессионального развития отдельного работника и уровня его должности (выполняемой работы). Это взаимодействие требует выполнения ряда задач: · достижения взаимосвязи целей организации и отдельного работника; · обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного работника с целью учета его специфических потребностей; · обеспечения открытости процесса управления карьерой; · устранения «карьерных тупиков», в которых возможности для развития работника практически отсутствуют; · формирования наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста; · изучение карьерного потенциала сотрудников; · обеспечения обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистических ожиданий; · определения путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужное время и в нужном месте.
Говоря о развитии деловой карьеры, необходимо постоянно помнить о мероприятиях, направленных на поддержание мотивации работника. К ним можно отнести: 1. систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно 5 – 7 лет; 2. обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние на срок до 5 лет); 3. активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм; 4. систематическое развитие организационной деятельности, поддержание ценности обучения и творческого подхода; 5. реализация новых форм организационного взаимодействия (например, беседа начальника и подчиненного, неформальное общение администрации с персоналом на рабочих местах – развитие производственной демократии и т.д.). Перечисленные мероприятия носят общеорганизационный характер, но при этом составляют предмет заботы каждого руководителя. Рассмотрим организационные моменты управления карьерными процессами. Целью организационных мероприятий управления карьерными процессами в организации является проведение в жизнь комплекса мер по регулированию служебных перемещений, необходимых для эффективной деятельности организации, и создание благоприятной обстановки для работников, вовлеченных в эти процессы. Так как системы управления карьерными процессами в организации опираются на ряд специфических процессов и технологий, то для большей эффективности этой деятельности, должен быть соблюден ряд условий. Управленческая поддержка. Правильно организованное карьерное развитие персонала должно получать обязательную поддержку высшего управленческого звена. Служба персонала должна организовать разработку и исполнение программы развития карьеры своих работников: обучение управленческого персонала всех уровней методам проектирования и организации (дизайна) работ, оценки работ и работников, планированию карьерных перемещений и подготовке претендентов на руководящие должности, а также карьерному консультированию. Имея систему таких знаний средний уровень управленцев смогут реально управлять процессами должностного перемещения своих подчиненных.
Полная информация о будущей деятельности организации. Работники могут планировать свое должностное перемещение внутри организации только в том случае, если они четко представляют, что с ней будет в дальнейшем: каковы планы администрации и собственников, каково положение в отрасли, финансовое состояние организации и т.п. Изменения в стратегии и политике управления персоналом. С изменением стратегических целей должна быть проведена соответствующая корректировка стратегии и политики управления персоналом (например, внедрение долгосрочной должностной ротации кадров позволяет снизить ущерб от старения персонала и улучшить приспособление людей к новым условиям труда). Переводы и продвижение. Перевод – перемещение работника на другую должность, обязанности, ответственность, статус и характер коммуникаций которой являются почти такими же, как и на предыдущей. Продвижение - рост должностного статуса внутри организации. Переводы и продвижение требуют от человека приспособления к новым правилам работы и новой производственной среде. Перемещение, связанное с переездом к новому месту работы как внутри страны, так и за ее пределы, предъявляют повышенные требования к претендентам на вакантную должность. Они должны приспособиться не только к новой рабочей среде, но и к новым условиям жизни. Помощь при увольнении. Осуществляется в форме объективного информирования работника о его индивидуальных недостатках и консультирования о способах их преодоления. Гласность программы развития карьеры. Основные положения программы развития карьеры должны быть доведены до сведения всех работников организации и лиц, предлагающих свои рабочие руки данной фирме. Способы доведения этой информации многообразны: публикации в газетах и других печатных изданиях, издание специальных буклетов, оформление специальных стендов с подборкой соответствующих материалов, выдача рабочих характеристик и т.д. Оценка трудового потенциала работника. Трудовой потенциал можно измерить разными способами. Расчеты по каждому такому направлению проводятся в рамках любого вида работ, причем по каждому виду просчитывается общий объем трудовых затрат, а затем и общий объем затрат по всем видам. В дальнейшем эту информацию применяют для того, чтобы выяснить, насколько перевод на другую работу повлиял на удовлетворенность работника. Системы перемещений. Должна быть создана система подготовки лиц, зачисленных в резерв на продвижение, причем не только в профессиональной области, но и в сфере межличностного общения, умения вести деловые переговоры, совещания и т.п. Семинары по планированию карьеры. Появляется возможность оценить альтернативные способы решения тех или иных карьерных проблем, сопоставить теорию, методику и практику планирования карьеры. Карьерное консультирование. Широко развито за рубежом. Включает в себя следующие темы: · обсуждение с работниками их текущей профессиональной деятельности и возможностей профессионального и должностного продвижения; · индивидуальные интересы и цели в области карьеры; · фактически складывающиеся межличностные отношения, профессиональные и статусные ситуации; · сущность организационной, политики в сфере персонала; · законодательная база и государственная политика в области должностного перемещения. Такое консультирование обычно является для работников добровольным: они сами решают принимать в нем участие или нет. Эту работу проводят работники служб персонала или внешние консултанты-профессионалы. Программа развития персонала для различных социально-профессиональных групп. Считается целесообразной разработка программ развития персонала на длительный период. Подобные программы являются руководством к действию в первую очередь для менеджеров различных уровней, то целями этой работы являются, с одной стороны, всесторонняя подготовка соответствующего персонала, а с другой – сближение запросов работников с потребностями организации. Анализ требований, предъявляемых к претендентам на управленческие должности, и их деловых и личностных характеристик. Выявление и развитие черт, составляющих в комплексе талант работника, является обязанностью менеджеров. Подобный анализ необходим, чтобы составить: 1) план развития имеющегося персонала; 2) определить направления и возможности совершенствования внутриорганизационного менеджмента. Поскольку управленцы контролируют процесс оценки деловых и личностных качеств работников, поэтому они в состоянии выявить тех из них, кто пригоден для управленческой деятельности, и обеспечить развитие соответствующих черт. Консультационные центры. Подобные организации появились в 50-х годах в США (ассессмент-центры). Определение потребностей работника в развитии. Особое внимание уделяется становлению таких качеств, как ответственность за порученное дело, знание технологии управления, понимание значимости управленческой деятельности для фирмы и общества в целом. Коучинг (наставничество). Формальные программы развития и наставничества являются частью комплексной программы совершенствования управления организацией и преследуют ряд целей: · обеспечение поддержки работникам со стороны высшего менеджмента; · создание прямых коммуникаций между высшим менеджментом и работниками; · помощь работникам в освоении внутрифирменной культуры; · усиление взаимосвязи между работниками; · создание условий для того, чтобы работники смогли проявить свой талант. Наставники, как правило, являются консультантами (контролерами) для нескольких человек одновременно на протяжении 6 мес. Они должны быть готовы встретиться со своими подопечными не реже 1 раза в месяц как со всеми сразу, так и в индивидуальном порядке. Внеорганизационные интересы работников. Служба по управлению персоналом должна изначально ориентировать сотрудников на желание сделать карьеру именно в этой организации. Если на 1-ом месте у работника стоят внеорганизационные интересы (стремление к саморазвитию, хобби и т.п.), работа в данной организации служит лишь источником получения средств для жизни. Случайности в карьере. Как вы к ним относитесь, верите ли в них.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |