Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип коммуникативности

Идеального курса для всех возможных условий обучения не существует, но существует огромное количество учебных пособий, среди которых учитель-профессионал может найти нужные ему материалы, а в случае крайней необходимости и составить свои собственные.

Предмет методики. Как указано в «Словаре-справочнике по методике преподавания русского языка» М.Р. Львова (– М.: Изд-й центр «Академия»; Высшая школа, 1999, – с. 169), «предметом методики русского языка является процесс овладения языком, т.е. речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, фонетикой, орфоэпией, лексикой и пр. в условиях обучения … Методика изучает закономерности формирования языковых понятий, умений и навыков в области языка.

 

Задачи методики русского языка как науки:

- исследование процессов овладения нерусских учащихся теорией русского языка, системой грамматических понятий, речью и письмом, чтением и орфографией;

- дать понятие о методике русского языка как отрасли педагогической науки;

- раскрыть специфику теории методики обучения русскому языку учащихся национальных школ с учетом психолого-педагогических и лингвистических особенностей, межъязыковых явлений;

- ознакомить учителей и студентов с современными технологиями обучения русскому языку в разных типах национальных образовательных учреждений.

2.3. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку в национальной школе

См. новые программы по русскому языку 20011 года.

Принципы обучения в общепедагогическом аспекте – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса: «принцип обеспечивает достижение намеченной цели и определяет все частные шаги, действия, направленные к этой цели». (Л.П. Федоренко. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973, с. 16)

Система обучения русскому языку определяется совокупностью

общедидактических, лингвистических, психологических и собственно методических принципов.

В современной педагогике общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: принцип научности и связанные с ним принципы системности, последовательности и перспективности в обучении, принцип связи теории с практикой, принцип наглядности, доступности, сознательности и активности, прочности и др. Они наполняются в методике русского языка в башкирской школе.

Основополагающим в современной методике обучения русскому языку дидактическим принципом является принцип развивающего обучения, который предполагает развитие разнообразных качеств личности школьника, его интеллектуальных возможностей (внимания, памяти, мышления, воображения, познавательного интереса, творческой активности, морально-нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, эстетических вкусов и т.д.). Принцип развивающего обучения тесно связан с проблемным обучением. Учебное высказывание учащихся на уроках русского языка можно рассматривать как решение проблемного задания, речевой задачи.

Лингвистические принципы обучения в методике преподавания русского языка нерусским, в т.ч. башкирским учащимся, имеют ведущее, основополагающее значение, как для определения содержания, так и для построения эффективной методической системы обучения языку.

Указанные тенденции лингвистической науки определяют лингвистические принципы обучения языку, среди которых основными являются следующие.

1. Принцип системности и связанный с ним принцип комплексности, который предполагает формирование в сознании учащихся представления о языке как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных элементов разных уровней (фонетики, лексики. грамматики) и правил их функционирования в речи.

2. Функционально-семантический принцип предполагает
усвоение языковых средств как способа выражения того или
иного содержания, смысла, понятия (например, понятия вре­мени, пространства, причины). Например, понятие причины в русском языке можно выразить лексически (спросонья), морфологически (предлогами с существительными — из-за болезни, по причине, вследствие
болезни),
синтаксически (не пришел, так как был болен, потому что болел).

3. Принцип формирования и развития языковой личности,
взаимосвязанное обучение языку, общению, культуре.

Обучение языку стали понимать не только как усвоение правил языка, но и правил речевого поведения. В лингводидактической концепции обучения речевому общению смыкаются обще дидактические и психологические принципы развивающего и деятельностного подхода к обучению, положения психолингвистической теории речевой деятельности, идеи коммуникативной и функционально-семантической лингвистики, лингвистики текста, идеи формирования языковой личности.

Таким образом, принцип обучения языку, суть которого развитие языковой личности, предполагает параллельное изучение языка и культуры в процессе обучения общению.

Построение системы обучения русскому языку невозможно без учета психологических принципов обучения. В качестве ведущего психологического принципа можно назвать принцип деятельностно-развивающего подхода к обучению языку (Д. Б.Эльконин, В. В. Давыдов). Этот принцип основывается на теории деятельности Л. С. Выготского и его школы (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), на данных психолингвистики — науки о закономерностях рече­вой деятельности, о соотношении между системой языка и языковой способностью (А. А. Леонтьев и др.).

Таким образом, деятельность в методике преподавания русского языка — это познавательная учебная деятельность учащихся по усвоению языка и деятельность, в ходе которой они используют язык, т. е. речевая деятельность.

Другие психологические принципы: принцип индивидуализации и дифференцированного обучения (учет индивидуально-психологических особенностей учащихся), принцип мотивации обучения, воспитание интереса к предмету и др. также важны в методике обучения языку.

Методические принципы обусловлены дидактическими, лингвистическими и психологическими принципами обучения, но имеют свое особое, самостоятельное содержание, отражающее специфику учебного предмета — методики преподавания русского языка в национальной (башкирской) школе.

К собственно методическим принципам относятся:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные и вспомогательные средства обучения | Принцип учета родного языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.