Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный этап комплексного подхода к формированию

Вопрос 4.

Четвертый

мето­дики математического образования дошкольников на основе целостной «картины мира»

(90-е года XX века – начало ХХI века)

Современные концепции математического образо­вания дошкольников ориентированы на раннее формирование элементарных математических представлений, введение детей в мир математической логики, развитие самостоя­тельности мышления, освоение новых способов позна­ния мира, создание предпосылок для формирования теоретического мышления, необходимого для обучения в начальных классах школы, сочетание практической и игровой деятельности и т.п.

В рекомендациях к проектированию образователь­ной среды, в которой происходит воспитание и обуче­ние дошкольников, четко прослеживаются три направ­ления: познавательное, деятельностно-практическое и эмоционально-ценностное, связанные, соответственно, с познанием мира, его преобразованием и общением с ним.

Остановимся несколько подробнее на познаватель­ном развитии ребенка дошкольного возраста, которое подразумевает (Баряева Л.Б., 2002):

1. овладение средствами и способами познания, ко­торые используются на житейском уровне, то есть не принадлежат какой-либо одной науке, а являются об­щими для всех наук;

2. овладение средствами и способами описания ок­ружающего мира на житейском уровне, то есть «языком» игры, сказки и реалистического повест­вования, «языком» букв, цифр, геометрических форм, звуков, живописи, графики, движений и т.д.;

Среди средств познания и описания окружающей действительности в дошкольном возрасте особо выде­ляются сенсорные эталоны, эталоны разных мер (меры длины, веса, времени и т. д.), нравственно-этические и эстетические эталоны, модели, речь, всевозможные «языки». Все они в той или иной мере значимы для математического развития дошкольников и способствуют формированию у них целостной «картины мира».

На современном этапе предматематической подго­товки дошкольников наиболее значимы следующие способы познания: наблюдение (в том числе и самона­блюдение), обследование объектов, сравнение, сопос­тавление, классификация, сериация, анализ, синтез, умозаключения, оценка, простейшие измерения, экспе­риментирование как непосредственно с предметами, так и с их образами, моделями с опорой на изображение и без таковой.

3. развитие интеллектуальных эмоций, то есть та­ких, которые возникают в ходе интеллектуальных про­цессов и способствуют их протеканию.

Существенная роль в процессе познания принадле­жит «интеллектуальным» эмоциям: удивлению, интере­су к окружающему и к самому познанию, радости от­крытия, сомнениям, уверенности в правильности своего решения и т.д. Л. М. Кларина отмечает, что, познавая, ребенок должен не просто эмоционально общаться с другими детьми и взрослыми, но и «переживать» всю «палитру» интеллектуальных эмоций.

4. знакомство детей с разными сферами действи­тельности, расширение их познавательной активности и самостоятельности, а также их опыта, связанного с по­знанием естественнонаучной, логико-математической, социальной, нравственно-этической сфер и т. д.

В современных исследованиях находит отражение и проблема творчества в педагогической деятельности воспитателя. З.А. Михайлова педагогическое творчест­во воспитателя в процессе решения задач математиче­ского развития детей определяет «как способность ор­ганизовать познание детьми математических отношений, связей и зависимостей, развитие их интере­сов и способностей в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными возможностями...» [ Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений / Под ред. З.А. Михайловой, Д.И. Воробьевой. – СПб.: ЛОИУУ, 1994. – С. 3 ]. Она об­ращает внимание на то, что творчество педагога состоит в умении определить и выбрать максимально эффектив­ные, интересные и доступные пути и средства матема­тического развития детей.

Отсюда вытекает основное требование к организа­ции обучения и воспитания на современном этапе: сделать занятия максимально эффективными, для того чтобы на каждом воз­растном этапе обеспечить ребенку максимально доступ­ный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Важное направление в деятельности по совершенст­вованию педагогической работы дошкольных учрежде­ний, в том числе и математического образования детей, связано с программно-методическим обеспечением. Се­годня имеются широкие возможности в выборе про­грамм математического развития, в использовании раз­личных образовательных моделей и технологий. В большинстве образовательных программ общий объем знаний, которые должен получить ребенок, как правило, примерно одинаков и соответствует действующему в стране стандарту дошкольного образования. Однако разные программы могут значительно отличаться друг от друга методическими подходами, содержанием и объемом материала для разных возрастных групп. Наи­большие различия, по нашему мнению, отмечаются в содержании программ для детей младшего дошкольного возраста.

В связи с появлением «Концепции дошкольного образования» стали пересматривать методы, приемы, формы обучения детей дошкольного возраста. Была изменена и концепция математического развития дошкольников. Это наложило особые требования к профессиональной подготовке специалиста.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап системного формиро­вания | Компьютерные офисные технологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.