Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.)




Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.)

Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта.

В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения».

Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук.

Базисным законом нашего мышления является:

1-й принцип: «Я есть я»;
2-й принцип: «Я есть не я»;
3-й принцип: «я противополагает в я, делимому я делимое не я».

Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним.

Абсолютный субъект - Я- охватывает природу, эмпирические субъекты.

Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.

 

Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю.

«Учение об искусстве».

Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии.

Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой.

 

Особенности философии в России

 

 

Онтология-учение о бытие

Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать.

Философский смысл бытия- причина всего сущего.

Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя.

Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной.

Доказательства бытия:

1. От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было;

2. От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует;

3. От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом;

4. От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться;

5. От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления

Бытие - это то, что существует в сознании и порождает особенности:

1. Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени;

2. Многообразный мир беспрерывно изменяется.

 

Формы (виды) бытия:

1. Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на:

· Бытие явлений, природы(первая природа);

· Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа);

2. Бытие человека:

· Бытие человека в мире вещей;

· Специфически-человеческое бытие;

3. Бытие духовного(идеального):

· Индивидуализированное духовное;

· Объективированное духовное;

4. Бытие социального:

· Бытие индивида;

· Бытие общества

 

Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека.

Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность.

Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное.

Концепция пространства- времени

Атрибуты(признаки) бытия: пространство и время.

Два понятия:

1. Субстанциальная концепция пространства и времени;

2. Реляционная концепция пространства и времени.

Движение и материя существуют неразрывно так же, как и с пространством и временем.

Время - последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и развития, а пространство- как форма бытия она выражает их протяжённости и расположение относительно друг друга.

Свойства пространства и времени:

1. Объективность;

2. Вечность;

3. Несотворимость;

4. Неуничтожимость;

5. Для времени- бесконечность;

6. Для пространства- безграничность.

Особенность социального времени

1. Социальное время ускоряется;

2. Социальное время зависит от хоз.деятельности человека;

3. Социальное время однолейно(от прошлого у будущему).

Концепция развития в диалектической философии

Развитие- процесс необратимых изменений системы, состоящей в переходе от низшего уровня организации к высшему, и от простого к сложному.

Законы диалектики:

1. Единство и борьба противоположностей;

2. Переход количества в качество;

3. Отрицание отрицания.

Законы Гегеля:

1. Выдвижение тезиса;

2. Выдвижение антитезиса;

3. Синтез.

Самоорганизация систем как основа их развития

Система- взаимодействие отдельных элементов и целого- большие суммы сових частей.

Синергия- коллективные(совместные) усилия.

Флуктуация колебания- отклонение от точки равновесия.

Принципы синергетики:

1. Любые изменения происходят в открытых системах, которые взаимодействуют с окружающей средой, а закрытие системы стремится к антропии.

2. Условия удаления системы от точки термодинамического равновесия;

3. Появление случайности;

4. Флоктации направляют дальнейшее развитие машины;

5. Процессы являются необратимыми из-за случайности

 

Гносеология

Гносеология - наука о сознании.

Сознание-это психическое отражение человеком действительности, не зависимо от того, на каком уровне оно осуществляется: чувственном или рациональном.

В узком смысле сознание- это высшая форма отражения действительности.

Структура сознания или психики разделяется на 3 уровня:

1. Бессознательное или подсознание;

2. Сознание;

3. Сверхсознание.

Свойством сознания является его направленность или интенциональность. Сознание всегда направлено на что-то. Направленное сознание происходит благодаря воле человека(усилия). Большую роль в сознании играет память- процессы, обеспечивающие фиксацию прошлого опыта, это сбережение, воспроизведение, идентификация информации.

На данный момент популярна голографическая память, то есть набор голограмм, взаимодействующих между собой. В каждом нейроне содержится информация всей памяти.

Сознание человека всегда эмоционально окрашено. Объекты сознания характеризуются элементами переживания. Подсознание наше какое-то действие содержит как навыки, то есть привычка. Подсознание выступает как помощник сознанию, то есть берёт на себя часть постоянно повторяющихся функций, действий и поэтому многие действия мы делаем неосознанно(ходим, дышим). Подсознание служит фундаментом для чёткой работы сознания. Это совокупность психических явлений, рефлексов, не поддающихся контролю сознания.

В бессознательное включают сновидения, гипнотические состояния, состояние невминяемости, то, что человек с усилием может вспомнить, к бессознательному не относиться.

Платон считал, что бессознательное- это внутреннее скрытое знание.

Августин говорил, что это помещение, скрытое от сознания.

Кант считал, что это интуиция.

Шопенгауэр считал, что это воля.

Фрейд рассматривал, что это комплекс неосознанных влечений- либидо.

Юнг считал, что это коллективное бессознательное, то есть у всех людей есть коллективный бессознательный опыт.

 

Сверхсознание(или надсознание)- это результаты рождения гипотез, догадок, то есть интуитивное озарение. Работа сверхсознания также не контролируется волевым усилием и поэтому сверхсознание- это высший этап отражения реальности или интуиция.

Самосознание- это осознание человеком окружающего мира или самого себя и связи Я с миром. В самосознание включаются самоидентификация, самоконтроль, самооценка, самопознание. На начальном этапе самосознания человек отождествляет себя с окружающими явлениями, людьми, то есть мы всегда эмоционально реагируем на критику(например, своей школы, своего университета, своего дома).

Общественное сознание- это результат объективирования личного сознания через язык, предметы, культуры и оно относительно независимо от сознания людей, но развивается через сознание каждого отдельного человека. Общественное сознание не существует в виде отдельного субстрата, то есть нет носителя общественного головного мозга, который его порождает.

 

Сознание и язык

Содержание сознания выражается через язык или речь, то есть мысль всегда осуществляется на каком-то языке. Невозможна фиксация мысли без слов.

Функции языковой деятельности:

1. Коммуникативная;

2. Орудийно- мыслительная;

3. Когнетивная(то есть познавательская);

4. Регулятивная(регуляция поведения);

5. Трасляционная.

Каждый язык накладывает определённый стиль мышления, то есть у каждого свой собственный язык, собственный менталитет.

Мифологический язык- язык сферы бессознательного и единой для всех культур(наличие одинаковых символов).

 

Теория познания (гносеология)

Гносеология- от греч. «гносис»-значение.

Гносеология - раздел философии, исследующий природу знания, его возможности, отношения знания к реальности и условия его достоверности.

Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Гераклит: «многознание ничему не научает».

Задачи гносеологии:

1. От истинности знания зависят результаты практики;

2. Усиление наших познавательных возможностей;

3. Научный оптимизм присущ знаниям. Зная что-то, можно оптимистичнее относиться к будущему.

Проблемы, которые решает гносеология:

1. Выделение основ и условий познавательного процесса. Условия познания- это окружающий мир, то есть то, что мы познаём, сам человек- форма отражения мира в мыслях и чувства;

2. Отражение- это процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой могут воспроизводить свойства и структуру других материальных тем.

Человек привносит субъективное в объективное.

Существуют первичные объекты отражения- это какая-либо часть материального мира.

Вторичные объекты познания- это сознание и его образы.

Третичные объекты- это идеальные понятия(точка, идеальный газ, плоскость).

3. Что такое субъект познания? И как он взаимодействует с объектом познания?

4. Как идёт развитие знания? Каковы закономерности процесса познания?

5. Что такое истина? Как определить достоверные знания?

Объект и субъект познания

Объектом называют то, на что направлена практическая познавательная деятельность человека. Объект познания для разных ученых может быть разным.

Субъект познания - это носитель познавательной активности, осуществляющий направленную деятельность и оценивающий её результаты.

Формы знания:

1. Обыденно- практическое знание выражается в поговорках, пословицах;

2. Художественное познание- это образы, которые познаёт художник, как он использует в своей деятельности;

3. Научные знания характеризуются своей доказательностью;

4. Духовные знания- мифологическое, магическое, религиозное, то есть то знание, накапливающее в социальном опыте, принадлежит обществу в целом.

Знание:

· Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы.

· Чувственное - в его основе лежат наши ощущения, восприятия.

 

 

Философия человека в истории философской мысли

Человек как личность.

3 подхода:

1. Человек как индивид- отдельный представитель человеческого рода, конкретный носитель общечеловеческих свойств и их характеристик, и при таком подходе существует проблема соотношений индивидуального и биологического.

2. Человек как индивидуальность - рассматривается не общечеловеческие свойства, а конкретные, неповторимые биопсихосоциальные качества.

3. Человек как личность. В личности главное место занимают сущностные характеристики, выражающиеся в духовности, не имеют значение биологические качества, сословия, профессия, национальность, а оценивается влияние человека на культурные развития (вклад человека в культуру).

1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности.

2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе.

3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее.

Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.

 

Жизнь и смерть в философии человека.

Главный вопрос: в чем смысл жизни?

Негативная позиция в определении смысла жизни, сущность которой заключается в выражении: «всё суета».

Позиция экзистенционализма заключается в философии.

А. Камю:

Он утверждал, что жизнь человека - это абсурд, и сравнивал жизнь человека с человеком, который находится в телефонной будке, которого мы не слышим, и он нас не слышит.

Религиозная позиция, в которой осмысленным признаётся в духовной(внутренней) жизни человека: в достижении вечной жизни, преодолении тварного начала.

Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему.

Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов).

Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти).

Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе.

Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели.

Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни.

Ценности:

1. Ценность перетивная- зависит от чувств.

2. Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее).

3. Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом.

Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.

 

Понятие «смерть»

В чем смысл смерти?

Бессмертие:

1. Родовое- продолжение жизни потомков;

2. Творческое- жизнь в своём творчестве;

3. Религиозное- продолжение жизни в раю;

4. Чувственное- потеря чувства времени;

5. Натуралистическое- слияние с природой.

 

Философия общества

Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека.

2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне:

1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне;

2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений.

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации.

Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека.

Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы.

4 основных характеристики общества:

1. Самодеятельность;

2. Самоорганизация;

3. Саморазвитие;

4. Самодостаточность;

4 типа общественных отношений:

1. Материальная сфера;

2. Социальная сфера;

3. Духовная сфера;

4. Политическая сфера;

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки.

Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества.

В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода:

1. Формационная;

2. Цивилизационная;

Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества:

1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет;

2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы;

3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне;

4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями;

5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем.

Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы.

Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика.

К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства.

Цивилизационность

Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным.

Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения.

Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг.

В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам.

Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23.

Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества.

3 этапа развития общества:

1. Традиционное общество- связано с земледелием;

2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность;

3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.

 

 

Философия истории

Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля.

Проблемы философии истории:

1. Смысл и направленность истории;

2. Типологизация общества;

3. Критерии периодизации истории;

4. Критерий прогресса общества.

Общество движется целенаправленно.

Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного).

В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин.

История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс.

У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала.

Субъекты истории - кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.