КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фридрих Шеллинг (1775- 1854 гг.)
Иоанн Готлиб Фихте (1762- 1814 гг.) Он был субъективным идеалистом и испытывал большое влияние И. Канта. В 1792 году Фихте анонимно опубликовал работу «Опыт критики всякого откровения». Занял кафедру философии в Йенском университете; выпустил учебник для студентов «Основа общего наукоучения». Суть философии Фихте: он считал, что истинные достоверные знания даёт нам наука и, создав своё наукоучение, считает, что это наука наук. Базисным законом нашего мышления является: 1-й принцип: «Я есть я»; Существует эмпирический субъект, которому предметы его восприятия кажутся чем-то внешним. Абсолютный субъект - Я- охватывает природу, эмпирические субъекты. Фихте пытается преодолеть дуализм Канта в чувственности и рациональной воле. Фихте считает возможным радостное исполнение морального долга. Фихте считал, что только личности могут поступать морально, и свобода должна охраняться государством, государство должно дать каждому человеку собственность, закрепить её за человеком и уже потом её охранять.
Выдвинул и обосновал идею тождества, бытия и мышления, которую развил в последствии более полно. Считал себя учеником Фихте, но не был согласен с ним в противопоставлении Я и НЕ Я, т.е. мышлении природы. Шеллинг говорит о том, что природа тоже дух, только спящий=> природа рассматривается как мышление. Дух в природе выражается, например, в магнитах. Шеллинг отличал всё большее подчинение материи жизненной форме, т.е. наша эволюция, дух всё больше подчиняют материю. «Учение об искусстве». Шеллинг считал, что продукт искусства- это продукт гения, и гений вносит бесконечное в конечное, а бесконечное есть прекрасное, и искусство является инструментом философии.
Шеллинг дал идею абсолюта. Абсолютный Бог стремится к самопознанию => когда это происходит, то он выводит себя из тьмы на свет, т.е. порождает себя. Но так как Бог бесконечен, то этот процесс не проистекает во времени => изначально свет преобладает над тьмой.
Особенности философии в России
Онтология-учение о бытие Обыденный смысл понятия бытия: быть, находиться, существовать. Философский смысл бытия- причина всего сущего. Различают сущее и бытие. Бытие- это некая основа. Сущее- это многообразие, в котором существует бытие. Бытие –это причина самого себя. Субстанция- причина самой себя. Она является неизменной. Доказательства бытия: 1. От времени в том, что появляется чего-либо, которого до этого не было; 2. От пространства в том, что присутствие вещи говорит, что где-то она отсутствует; 3. От движения в том, что вещь присутствует в одном месте, что его нет в другом; 4. От новизны в том, что новое отсутствовало прежде, чем появиться; 5. От противоположностей в том, что у каждого понятия есть его противопоставления Бытие - это то, что существует в сознании и порождает особенности: 1. Мир является беспредельным и не приходящим целым. Беспредельное- мир не имеет ни начала, ни конца. Не приходящее- мир не имеет ни начала, ни конца во времени; 2. Многообразный мир беспрерывно изменяется.
Формы (виды) бытия: 1. Бытие вещей, явлений и процессов, которое подразделяется на: · Бытие явлений, природы(первая природа); · Бытие явлений и процессов, созданных человеком(вторая природа); 2. Бытие человека: · Бытие человека в мире вещей; · Специфически-человеческое бытие; 3. Бытие духовного(идеального): · Индивидуализированное духовное; · Объективированное духовное; 4. Бытие социального: · Бытие индивида;
· Бытие общества
Относительно первой природы, она является первичной и объективной реальностью. Природа бесконечна во всех её проявлениях. Природа является объективной, так как от ничего не зависит, и первичной, так как порождает все причины бытия. Её объективность предполагается из зависимости от неё человека. Вторая природа- это комплексная природно-социальная реальность. Может вступать в конфликт с первой природой, к каждому отдельному человеку дана объективно, независимо от него. Бытие отдельного человека предоставляет единство тела и духа, то есть человек- это первая и вторая природа для себя. Человеческая реальность дана человеку независимо от него. Человеческое бытие бесконечно во времени. Человек может познавать бытие и может осознавать свою ответственность. Субстанциальное бытие Бога выделяют некоторые философы, где индуализированное(Бог как личность) или объективированное. Концепция пространства- времени Атрибуты(признаки) бытия: пространство и время. Два понятия: 1. Субстанциальная концепция пространства и времени; 2. Реляционная концепция пространства и времени. Движение и материя существуют неразрывно так же, как и с пространством и временем. Время - последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и развития, а пространство- как форма бытия она выражает их протяжённости и расположение относительно друг друга. Свойства пространства и времени: 1. Объективность; 2. Вечность; 3. Несотворимость; 4. Неуничтожимость; 5. Для времени- бесконечность; 6. Для пространства- безграничность. Особенность социального времени 1. Социальное время ускоряется; 2. Социальное время зависит от хоз.деятельности человека; 3. Социальное время однолейно(от прошлого у будущему). Концепция развития в диалектической философии Развитие- процесс необратимых изменений системы, состоящей в переходе от низшего уровня организации к высшему, и от простого к сложному. Законы диалектики: 1. Единство и борьба противоположностей; 2. Переход количества в качество; 3. Отрицание отрицания. Законы Гегеля: 1. Выдвижение тезиса; 2. Выдвижение антитезиса; 3. Синтез. Самоорганизация систем как основа их развития
Система- взаимодействие отдельных элементов и целого- большие суммы сових частей. Синергия- коллективные(совместные) усилия. Флуктуация колебания- отклонение от точки равновесия. Принципы синергетики: 1. Любые изменения происходят в открытых системах, которые взаимодействуют с окружающей средой, а закрытие системы стремится к антропии. 2. Условия удаления системы от точки термодинамического равновесия; 3. Появление случайности; 4. Флоктации направляют дальнейшее развитие машины; 5. Процессы являются необратимыми из-за случайности
Гносеология Гносеология - наука о сознании. Сознание-это психическое отражение человеком действительности, не зависимо от того, на каком уровне оно осуществляется: чувственном или рациональном. В узком смысле сознание- это высшая форма отражения действительности. Структура сознания или психики разделяется на 3 уровня: 1. Бессознательное или подсознание; 2. Сознание; 3. Сверхсознание. Свойством сознания является его направленность или интенциональность. Сознание всегда направлено на что-то. Направленное сознание происходит благодаря воле человека(усилия). Большую роль в сознании играет память- процессы, обеспечивающие фиксацию прошлого опыта, это сбережение, воспроизведение, идентификация информации. На данный момент популярна голографическая память, то есть набор голограмм, взаимодействующих между собой. В каждом нейроне содержится информация всей памяти. Сознание человека всегда эмоционально окрашено. Объекты сознания характеризуются элементами переживания. Подсознание наше какое-то действие содержит как навыки, то есть привычка. Подсознание выступает как помощник сознанию, то есть берёт на себя часть постоянно повторяющихся функций, действий и поэтому многие действия мы делаем неосознанно(ходим, дышим). Подсознание служит фундаментом для чёткой работы сознания. Это совокупность психических явлений, рефлексов, не поддающихся контролю сознания. В бессознательное включают сновидения, гипнотические состояния, состояние невминяемости, то, что человек с усилием может вспомнить, к бессознательному не относиться.
Платон считал, что бессознательное- это внутреннее скрытое знание. Августин говорил, что это помещение, скрытое от сознания. Кант считал, что это интуиция. Шопенгауэр считал, что это воля. Фрейд рассматривал, что это комплекс неосознанных влечений- либидо. Юнг считал, что это коллективное бессознательное, то есть у всех людей есть коллективный бессознательный опыт.
Сверхсознание(или надсознание)- это результаты рождения гипотез, догадок, то есть интуитивное озарение. Работа сверхсознания также не контролируется волевым усилием и поэтому сверхсознание- это высший этап отражения реальности или интуиция. Самосознание- это осознание человеком окружающего мира или самого себя и связи Я с миром. В самосознание включаются самоидентификация, самоконтроль, самооценка, самопознание. На начальном этапе самосознания человек отождествляет себя с окружающими явлениями, людьми, то есть мы всегда эмоционально реагируем на критику(например, своей школы, своего университета, своего дома). Общественное сознание- это результат объективирования личного сознания через язык, предметы, культуры и оно относительно независимо от сознания людей, но развивается через сознание каждого отдельного человека. Общественное сознание не существует в виде отдельного субстрата, то есть нет носителя общественного головного мозга, который его порождает.
Сознание и язык Содержание сознания выражается через язык или речь, то есть мысль всегда осуществляется на каком-то языке. Невозможна фиксация мысли без слов. Функции языковой деятельности: 1. Коммуникативная; 2. Орудийно- мыслительная; 3. Когнетивная(то есть познавательская); 4. Регулятивная(регуляция поведения); 5. Трасляционная. Каждый язык накладывает определённый стиль мышления, то есть у каждого свой собственный язык, собственный менталитет. Мифологический язык- язык сферы бессознательного и единой для всех культур(наличие одинаковых символов).
Теория познания (гносеология) Гносеология- от греч. «гносис»-значение. Гносеология - раздел философии, исследующий природу знания, его возможности, отношения знания к реальности и условия его достоверности. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Гераклит: «многознание ничему не научает». Задачи гносеологии: 1. От истинности знания зависят результаты практики; 2. Усиление наших познавательных возможностей; 3. Научный оптимизм присущ знаниям. Зная что-то, можно оптимистичнее относиться к будущему. Проблемы, которые решает гносеология: 1. Выделение основ и условий познавательного процесса. Условия познания- это окружающий мир, то есть то, что мы познаём, сам человек- форма отражения мира в мыслях и чувства; 2. Отражение- это процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой могут воспроизводить свойства и структуру других материальных тем. Человек привносит субъективное в объективное. Существуют первичные объекты отражения- это какая-либо часть материального мира. Вторичные объекты познания- это сознание и его образы. Третичные объекты- это идеальные понятия(точка, идеальный газ, плоскость). 3. Что такое субъект познания? И как он взаимодействует с объектом познания? 4. Как идёт развитие знания? Каковы закономерности процесса познания? 5. Что такое истина? Как определить достоверные знания? Объект и субъект познания Объектом называют то, на что направлена практическая познавательная деятельность человека. Объект познания для разных ученых может быть разным. Субъект познания - это носитель познавательной активности, осуществляющий направленную деятельность и оценивающий её результаты. Формы знания: 1. Обыденно- практическое знание выражается в поговорках, пословицах; 2. Художественное познание- это образы, которые познаёт художник, как он использует в своей деятельности; 3. Научные знания характеризуются своей доказательностью; 4. Духовные знания- мифологическое, магическое, религиозное, то есть то знание, накапливающее в социальном опыте, принадлежит обществу в целом. Знание: · Рациональное - определяется на сам разум; то знание, которое формируется непосредственно в сознании человека: различные теории, концепции, формулы. · Чувственное - в его основе лежат наши ощущения, восприятия.
Философия человека в истории философской мысли Человек как личность. 3 подхода: 1. Человек как индивид- отдельный представитель человеческого рода, конкретный носитель общечеловеческих свойств и их характеристик, и при таком подходе существует проблема соотношений индивидуального и биологического. 2. Человек как индивидуальность - рассматривается не общечеловеческие свойства, а конкретные, неповторимые биопсихосоциальные качества. 3. Человек как личность. В личности главное место занимают сущностные характеристики, выражающиеся в духовности, не имеют значение биологические качества, сословия, профессия, национальность, а оценивается влияние человека на культурные развития (вклад человека в культуру). 1-й подход сводит личность к нестандартным, неповторимым характеристикам, то есть индивидуальности. 2-й подход говорит, что личность полностью основывается на общественной жизни, то есть личность рассматривается как производная общественных отношений, существующих в данном обществе. 3-й подход заключается в дуализме личности, то есть дуализм индивидуального и общественного; общего и единичного; человека и коллектива и так далее. Вывод: личность- это духовное явление, возникшее на основе природных задатков и социальных условий.
Жизнь и смерть в философии человека. Главный вопрос: в чем смысл жизни? Негативная позиция в определении смысла жизни, сущность которой заключается в выражении: «всё суета». Позиция экзистенционализма заключается в философии. А. Камю: Он утверждал, что жизнь человека - это абсурд, и сравнивал жизнь человека с человеком, который находится в телефонной будке, которого мы не слышим, и он нас не слышит. Религиозная позиция, в которой осмысленным признаётся в духовной(внутренней) жизни человека: в достижении вечной жизни, преодолении тварного начала. Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему. Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов). Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти). Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе. Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели. Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни. Ценности: 1. Ценность перетивная- зависит от чувств. 2. Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее). 3. Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом. Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.
Понятие «смерть» В чем смысл смерти? Бессмертие: 1. Родовое- продолжение жизни потомков; 2. Творческое- жизнь в своём творчестве; 3. Религиозное- продолжение жизни в раю; 4. Чувственное- потеря чувства времени; 5. Натуралистическое- слияние с природой.
Философия общества Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека. 2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне: 1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне; 2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений. Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом. Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации. Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека. Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы. 4 основных характеристики общества: 1. Самодеятельность; 2. Самоорганизация; 3. Саморазвитие; 4. Самодостаточность; 4 типа общественных отношений: 1. Материальная сфера; 2. Социальная сфера; 3. Духовная сфера; 4. Политическая сфера; Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки. Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества. В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода: 1. Формационная; 2. Цивилизационная; Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества: 1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет; 2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы; 3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне; 4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями; 5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем. Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы. Производительные силы - это орудие труда, человек. Базис - это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка - это культура, религия, политика. К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса, ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства. Цивилизационность Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным. Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения. Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг. В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам. Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23. Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества. 3 этапа развития общества: 1. Традиционное общество- связано с земледелием; 2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность; 3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.
Философия истории Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля. Проблемы философии истории: 1. Смысл и направленность истории; 2. Типологизация общества; 3. Критерии периодизации истории; 4. Критерий прогресса общества. Общество движется целенаправленно. Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного). В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин. История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс. У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала. Субъекты истории - кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |