Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идейный спор между двумя традициями отношения к силе




К концу 19 века, традиция ненасилия стала недоминирующей, но в интеллектуальном и в политическом поле она вышла на первый план.

Мысль о том, что возможно, мы уже достигли того уровня развития, когда войны стали невозможны. Яркий пример: за 2 года до ПМВ была написана книга о том, что войны в Европе невозможны, ибо большая степень взаимозависимости – войны для Европы больше не актуальны.

Но ПМВ восприняли так, что не доделали мы справедливый порядок. Дальше – принципы Вильсона, Лига Наций и попытка установить какой-то мировой порядок, хоть и с центром в Европе. Попытки ни к чему не приводят, происходит ВМВ, и она эти принципы и попытки дискредитирует, а после неё в каждой из этих традиций идёт собственное развитие.

 

В реалполитик уделяется внимание тому, чтобы найти рациональный баланс сил, который бы предотвращал войны, а если необходимо воевать, то найти способы, как это баланс сил нарушить в свою пользу. В рамках этих мыслей появляются разные военно-политические концепции: концепция отбрасывания, концепция сдерживания, в 60е гг. концепция НАТО гибкого региагирования, и к концу 20 века эта традиция приходит к большому тезису – иногда его называют доктриной Пауэлла, бывшего начальника каких-то штабов в США, - ведение войн возможно, и при необходимости нужно вести войны с позиций абсолютного превосходства (projection of power with overwhelming advantage). Если уж вы воюете, то вы не должны ограничивать себя в применении силы. Считается, что практическим применением этой концепции была первая волна в Заливе 1991, когда в отношении Хусейна применили гораздо большее кол-во вооружений, чем было необходимо, для того, чтобы его армия была нейтрализована. Всё это делалось по принципу, что раз уж мы воюем, то не надо оставлять противнику ни малейших шансов.

 

В традиции ненасилия идут другие дискуссии: европейские интеллектуалы левого толка были под большим впечатлением от того, что они не могли в межвоенный период построить что-то справедливое в мире, и для них базовым вопросом стало: когда нужно было остановить Гитлера? Консенсусным было мнение, что Вторая Мировая война стала результатом того, что Гитлеру постоянно шли на уступки, пытаясь договориться. Вопрос: если возникает некое чудовище, с которым невозможно договориться, на каком этапе его нужно остановить решительными мерами? Формируется консенсус, что использование силы оправдано для поддержания существующего порядка, который признаётся большей частью тех, кто в этом порядке участвует. Если возникает тот, кто хочет этот порядок изменить в своих целях, то в отношении его возможно использование силовых методов (снова возвращение к категориям: мир, порядок, справедливость, только порядок на этот раз признаётся самоценностью сам по себе, ибо альтернатива порядку – хаос, все ужасы двух мировых войн и прочее). То есть, применение силы возможно не ради справедливости, а ради поддержания порядка, но таким образом, что применение силы дозировано и пропорционально той угрозе, которая возникает: если есть небольшой вызов, то не надо для нейтрализации вызова использовать всю мощь армии. В этом – принципиальное отличие в том, как хочет применять силу эта традиция в отличие от того, к чему пришла реалполитик, которая пришла к overwhelming advantage. Сторонники поддержания порядка – воюем ради порядка и обязательно соразмерно угрозе, есть страх перед излишним использованием силы, ибо это может наоборот способствовать расширению конфликта.

 

 

Таким образом, к концу 20 века реалполитик подходит с тем же – воюем с абсолютным превосходством, а традиция мира и ненасилия – воюем ради поддержания порядка, но с минимально возможным использованием силы, и эта традиция во многом перерождается в традицию порядка – не так важно поддержание мира, сколько поддержание порядка, ради этого можно использовать силу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.