Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Саморегулирование финансового рынка




По мнению многих экспертов, реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций участников рынка (СРО), уполномочиваемых в силу закона применять правила разработанных ими стандартов к своим членам.

 

Особенности административного регулирования национальных фондовых рынков исторически складывались по-разному в континентальной Европе и англо-американских странах.

Так, в континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты; соответственно, вмешательство государства в их деятельность носит более активный характер.

В Великобритании и США официальными рынками ценных бумаг являются фондовые биржи, создаваемые как частные организации. В Великобритании Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board), который играет важную роль в регулировании финансовых услуг и которому Кабинетом министров делегированы соответствующие полномочия, также создан в форме компании с ограниченной ответственностью участников в пределах определённой суммы (a company limited by guarantee), т.е. имеющей ограниченную ответственность её членов на сумму, на которую они внесли обязательство произвести вклад в её имущество в случае ликвидации.

В Германии институт саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно действующему законодательству отсутствует. Там традиционно регулирование фондового рынка осуществлялось органами государственной власти земель. В 1994 г. Закон об операциях с ценными бумагами учредил Комиссию по ценным бумагам, которая должна была взять на себя функции регулирования.

За нарушение установленных профессиональными участниками рынка правил организации торговли ценными бумагами следует наказание в виде порицания, штрафа, приостановления членства. Высшей мерой наказания является исключение, что для профессионального участника рынка фактически означает конец карьеры. Помимо указанных правил СРО разрабатывает детальный кодекс для стандартизации средств урегулирования сделок с ценными бумагами, включая процедуры поступления и поставки, подтверждения, даты расчетов, расчет накопленных процентов, перевод денег и рекламации.

Итак, с 30-х гг. XX века в США сложилась двухуровневая система регулирования рынка ценных бумаг: первый уровень - органы государственного регулирования, прежде, всего Комиссия по ценным бумагам и биржам, и специальные органы регулирования в штатах; второй уровень - саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

КЦББ включает пять членов, назначаемых президентом США, четыре отдела (корпоративных финансов, регулирования рынка, инвестиционного менеджмента и правозащитный), 18 управлений (аудиторское, информационных технологий, кадровое, аттестационное и др.), 11 региональных офисов.

В свою очередь, на втором уровне функционируют два типа саморегулируемых организаций:

1 тип. Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASD (National Association of Securities Dealers). Членство в ней обязательно для брокеров и дилеров, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Без членства в NASD организация не может получить лицензию, дающую право работать на рынке, стать членом фондовой биржи, заниматься клиринговой или депозитарной деятельностью. NASD Inc. - это группа компаний, в которой одна холдинговая компания контролирует деятельность двух других организаций - NASD Regulations (собственно саморегулируемой организации) и NASDAQ (торговой системы) возникшей в феврале 1971 г.

2 тип. Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг, членами которых являются его профессиональные участники, например, Нью-Йоркская фондовая биржа - New York Stock Exchange (NYSE), National Association of Securities Dealers Automated Quotation System (NASDAQ), Depository Trust Company (DTC), National Securities Clearing Corporation (NSCC), Option Clearing Corporation (OCC) и другие. В законодательстве и на практике они также именуются саморегулируемыми. Членство в такой организации для профессионального участника добровольное.

Функциональное назначение саморегулируемых организаций двух обозначенных типов различно. NASD в основном ориентирована на регулирование отношений между участниками рынка ценных бумаг и их клиентами, а также на решение проблем, общих для всех участников рынка вне зависимости от сферы их деятельности на биржевом, внебиржевом или ином рынке. Саморегулируемые организации второго типа организуют и регулируют главным образом отношения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг в процессе осуществления ими той или иной деятельности на этом рынке.

NASD - это модель, предполагающая делегирование саморегулируемым организациям на основании закона небольшой части государственных полномочий по регулированию и контролю за деятельностью брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг. При этом наиболее важные регулирующие функции по регулированию и контролю на рынке ценных бумаг выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) -государственный орган, наделённый значительными нормотворческими, исполнительными и отчасти судебными полномочиями.

Саморегулируемые организации второго типа - это пример делегирования полномочий "снизу" участниками рынка, которые передают часть своих прав биржам, депозитариям, клиринговым организациям в целях лучшей организации торговли и расчётов на фондовом рынке.

В настоящее время активное развитие на мировых рынках так называемых " Альтернативных Торговых Систем" (ATS), которые, в отличие от СРО, являются коммерческими организациями, ведёт к уменьшению значимости СРО второго типа как регулятора фондового рынка и к повышению роли СРО первого типа.

Великобритания.

 

Законом (The Financial Services Act 1985) принята весьма специфическая система делегирования полномочий государственной (публичной) власти на рынке ценных бумаг. На этой основе в UK сложилась целая система СРО.

В соответствии с законом регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании возложено на Кабинет министров (Secretary of State). Этот правительственный орган свои полномочия по регулированию рынка ценных бумаг делегировал специальному органу, известному как Securities and Investments Board (SIB). Он финансируется за счет взносов участников рынка, но сам непосредственно СРО (SRO) не является. SIB, по законодательству UK, вправе самостоятельно выдавать лицензии на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, но может делегировать его и СРО, что на практике и сделал.

При этом разными сферами инвестиционной деятельности "руководят" разные СРО. The Securities and Futures Authority (SFA) занимается брокерами-дилерами, являющимися членами London Stock Exchange (LSE), London Futures and Options Exchange (LIFFE), London Metal Exchange (LME) и других товарных бирж Великобритании. Другая СРО - The Investment Management Regulatory Organisation (IMRO) - регулирует деятельность управляющих компаний и попечителей, организующих функционирование инвестиционных и пенсионных схем. Третья СРО - Personal Investment Authority (PIA) организует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере управления и консультирования коллективных инвестиционных, пенсионных и страховых схем. Формально в Великобритании членство в СРО не является обязательным. Разрешение на право осуществлять инвестиционную деятельность (direct autorization) компании могут получать в СРО или напрямую в SIB. Однако на практике второй вариант - явление редкое. При этом одна и та же компания может являться членом двух и более СРО.

В отличии от США биржи и клиринговые организации формально не называются в Великобритании СРО. Они осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг не на основании обычного разрешения (autorization) как другие участники рынка ценных бумаг, а на только при условии получения от SIB статуса "признанной" инвестиционной биржи или "признанной" клиринговой организации. Фактически же функции бирж и клиринговых организаций в отношении их членов в Великобритании аналогичны практике, сложившейся в США.

Однако в последнее время система регулирования финансового рынка в Великобритании претерпела существенные изменения. В стране создан по сути мегарегулятор (Financial Services Authority - FSA).

Статус. Неправительственная организация, инкорпорированная по закону о компаниях 1985 года, осуществляющая регулятивные и надзорные полномочия в отношении любых компаний и лиц, осуществляющих деятельность на финансовых рынках.

История. В 1998 году ФСА от Банка Англии переданы полномочия по надзору за банковским сектором.

С 1 декабря 2001 года в силу вступил Закон «О финансовых услугах и финансовых рынках», которым ФСА были переданы полномочия следующих органов:

A) Комиссии строительных обществ;

Б) Комиссии инвестиционных партнерств;

B) Организации по регулированию инвестиционного менеджмента;

Г) Органа по регулированию индивидуальных инвестиций;

Д) Органа по регулированию рынка ценных бумаг.

 

Дополнительно ФСА получила полномочия по регулированию рынка закладных, мониторинга и рассмотрения вопросов по применению Кодекса рыночного поведения Code of Market Conduct).

 

Состав. ФСА состоит из Исполнительного органа, члены которого назначаются Казначеем Ее Величества (Министром финансов), в составе Исполнительного председателя, трех управляющих директоров и 11 совещательных директоров.

 

За каждым управляющим директором закреплено отдельное направление работы:

A) Директорат регулятивного процесса и управления рисками;

Б) Директорат по вопросам потребителей финансовых услуг, инвестиций и страхования;

B) Директорат по вопросам привлечения депозитов и рынков депозитных услуг.

Сегодня совещательными директорами ФСА являются, в частности, представители Банка Англии, Национального совета потребителей, частного траст-фонда, банка АБН-АМРО, бывший высокопоставленный руководитель Ситибанк/Саломон Смит Берни, два руководителя научных организаций.

Совещательные директора выполняют функцию внутреннего контроля за решениями ФСА и ее Исполнительного председателя.

Официально декларируемые основные цели ФСА:

а) Борьба с инсайдом и усиление защиты информации финансового рынка;

б) Усиление интереса общества к финансовому рынку;

в) Защита потребителей финансовых услуг;

г) Борьба с финансовыми преступлениями и правонарушениями.

Финансирование.

За счет регулируемых участников рынка.

 

Отчетность.

Ежегодная перед Минфином, которое обязано докладывать о деятельности ФСА Парламенту.

Дополнительная устная отчетность на заседаниях Коллегии Минфина.

 

Госорганы и организации, с которыми обязаны взаимодействовать:

• Минфин;

• Банк Англии;

• Министерство промышленности и торговли;

• Министерство труда и пенсионного обеспечения;

• Регулятор пенсионного инвестирования;

• Офис честной торговли (до некоторой степени - аналог российского МАП);

• Офис расследований серьезных мошенничеств на рынке;

• Национальная служба уголовных расследований.

 

Организации, признанные ФСА и привлекаемые к сотрудничеству:

• Ассоциация сертифицированных бухгалтеров;

• Институт актуариев;

• Институт лицензированных бухгалтеров Англии и Уэльса;

• Институт лицензированных бухгалтеров Шотландии;

• Институт лицензированных бухгалтеров Ирландии;

• Юридическое общество Англии и Уэльса;

• Юридическое общество Северной Ирландии;

• Юридическое общество Шотландии.

 

Основные полномочия:

• Выдача разрешений на осуществление деятельности (допуск на рынок в той или иной форме) любыми лицами, намеревающимися осуществлять бизнес на финансовом рынке;

• Согласование внутренних контролеров финансовых институтов;

• Сбор информации о всех участниках рынка;

• Надзор за всеми институтами, привлекающими средства во вклады, в страховые полисы, в коллективные инвестиционные схемы и проекты.

• Специальный надзор за финансовыми группами на рынке;

• Надзор за деятельностью бирж и торговых площадок, в том числе не только по ценным бумагам. Например, ФСА надзирает за деятельностью Лондонской биржи металлов.

• Надзор за клиринговыми организациями;

• Мониторинг сделок с активами;

• Официальный государственный листинг ценных бумаг.

• Опыт саморегулирования аудиторов.


 

3. Этика фондового рынка и традиции делового оборота как элементы регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.