Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КОНСПЕКТ. 1. Тождество, контраст, нюанс (подобие)

ПЛАН

ИЛЛЮСТРАЦИИ. СМОТРЕТЬ ПАПКУ

СТАТИКИ И ДИНАМИКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ

ЛЕКЦИЯ 3

C ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ:

1. Тождество, контраст, нюанс (подобие)

 

2. Симметрия:

· элементы симметрии: линия, точка, плоскость;

· виды симметрии: осевая, центральная;

· механизмы симметрии: отражение, перенос, поворот;

· асимметрия;

· дисимметрия;

· антисимметрия.

 

3. Метр

 

4. Ритм:

· нарастание, убывание;

· направленность: радиальная, линейная;

 

5. Статика, динамика.

Параметры:

· направленность (ориентация в пространстве);

· геометрическая форма;

· симметрия дисимметрия асимметрия;

тождество нюанс контраст (размер, ластика, пропорции, детали, светлотный тон, цветовой тон, фактура положения в пространстве);

· метр, ритм;

· расположение композиционного центра;

· тип композиции.

 


ТОЖДЕСТВО, КОНТРАСТ, НЮАНС (ПОДОБИЕ)

Тождество – равенство по виду, образу или какому-либо свойству композиции.

Оно может быть полным (абсолютным) и частичным (рис. 0).

Полное сходство выражается в одинаковости элементов по всем их композиционным свойствам, например размеру, цвету, пластике и т. д. (рис. 1) На его основе часто строятся композиции, в которых элементы повторяются, образуя одинаковые орнаментальные ряды и равномерно заполненные, декоративные плоскости (рис. 2).

Композиция, составленная из тождественных элементов, носит спокойный, уравновешенный характер. При абсолютном тождестве элементов она может отличаться монотонностью (рис. 3). Устранению монотонности способствует достижение их частичного сходства.

 

Частичное сходство означает отношение в целом одинаковых элементов, имеющих, однако, небольшое различие по какому-то одному признаку. (рис. 4)

Пример – одинаковые по размеру, расположению, конфигурации, фактуре элементы и несколько немного отличающихся по цвету.

Такая ситуация позволяет придать композиции некоторую «живость», активность в плане ее воздействия на зрителя.

Контраст – резко выраженная противоположность, различия явно преобладают по всем основным композиционным свойствам. Служит целям подчеркивания, акцентации отдельных элементов. (рис. 6)

 

Используются контрасты разного рода:

· линий (рис. 6а),

· объёмов, (рис. 6б)

· масс, (рис. 6в)

· тонов, (рис. 6г)

· силуэтов, (рис. 6д)

· текстур,

· фактур (рис. 6е)

· положения в пространстве.

При использовании контраста сильнее выявляются художественные качества каждого элемента.

Оно может быть, так же как и небольшое различие, сдержанным и может быть обострённым.

Сдержанный контраст проявляется при резком различии второстепенных элементов. (рис. 7а)

Обостренный контраст имеет место при резком отличии главного элемента от второстепенных элементов. При нем композиция приобретает самую большую активность в плане воздействия на зрителя. (рис. 7б)

Полярность – характеризуется тем крайним состоянием контраста, при котором наиболее ярко проявляется полное различие элементов по всем их композиционным свойствам. (рис. 8)

При полярном соотношении элементов композиция становится предельно активной. Она подходит к черте, за которой начинается ее разрушение.

 

Задача дизайнера заключается в том, чтобы не допустить разрушения, наиболее ярко раскрыв художественные свойства каждого элемента. Решается она на уровне достижения равенства между элементами по какому-то одному признаку и установления крайнего различия по всем прочим свойствам.

Пример — использование в композиции элементов, равных по размеру, но разных по пластике, расположению, цвету, тону и пр.

Абсолютное расхождение элементов по всем признакам ведет к разрушению композиционной связи между ними, образованию хаоса. Если один элемент композиции отличается по всем параметрам от других элементов, то он отторгается композицией.

Построение «полярной» композиции является очень важным моментом в учебно-композиционной работе.

Связь между основополагающими, противоположными элементами представляет основу композиционного творчества.

В композиции может использоваться одновременно несколько различий. Важно, чтобы каждое различие «работало» на форму, чётче выделяло главный элемент, смягчая, в то же время, отношения между второстепенными элементами.

 

Нюанс (подобие) – характеризуется слабым различием элементов композиции по основным признакам: размеру, тону, цвету, фактуре; противоположное значение – контраст. (рис. 9)

Нюанс демонстрирует разнообразие качеств подобных форм.

 

Нюансное отношение может быть сближенным и отдаленным.

Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются, так называемым, обратным изменением свойств, например увеличением размеров и уплощением рельефа. (рис. 9а)

Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров(рис. 9б).

При той или иной нюансировке меняется и характер композиции: при сглаживании различий она становится более спокойной, при их увеличении — острой.

Нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению ее цельности.

Пример — цветовое сочетание, основанное на сближенных тонах, представляющих собой единую цветовую гамму, воспринимаемую как целостный хроматический ряд.


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование АИС в системах регулирования движением судов | Симметрия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.