Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежные субкультуры России




 

В России, а до этого – в СССР развитие молодежных субкультур имело свою специфику. Особенно это было характерно для 1950-1970-х гг., когда становление и развитие многих субкультур было калькой с европейского и американского образцов. Подражание вело к тому, что развитие субкультуры опаздывало на несколько лет по сравнению с оригиналом, и очень часто основные проявления субкультуры были искажены до неузнаваемости.

Фактически первой молодежной субкультурой в СССР были стиляги. Это движение оформилось в середине 1950-х гг. в крупных городах, прежде всего, в Москве и Ленинграде, а также в Прибалтике. Главной отличительной особенностью стиляг было подражание западному, прежде всего, американскому стилю одежды, музыкальным вкусам и, в какой-то мере, ценностям.

Слово стиляги было пущено в оборот фельетонистами наряду с таким эпитетом, как «плесень». Сами представители этого движения его не любили. Но слово стиль было для них ключевым.

Государство вело борьбу со стилягами. В местах их скопления периодически проходили рейды милиции и комсомольских оперотрядов. Им выстригали клок волос и распарывали брюки-дудочки. Началом затухания движения стиляг было, как ни странно, временное открытие «железного занавеса». Проведение VII Международного фестиваля молодежи и студентов, в Москве летом 1957 года познакомило советскую молодежь с настоящими иностранцами и с оригинальным западным искусством.

Движение хиппи в Советском Союзе началось в конце 1960-х гг. У советских хиппи было два центра – Москва и Ленинград. Сообщество хиппи называлось «движением» и, чаще, «Системой». Двадцатилетие движения торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. В среде хиппи считалось, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия.

Движение панков возникло в конце 1970-х гг. также в Москве и Ленинграде, впоследствии распространившись по всей России. В отличие от хиппи, у панков в СССР была куда более мощная социальная база – прежде всего, молодежь индустриальных центров. Ленинградские панки называли себя «звери». Их гимном была песня А. Рыбина «Все мы как звери». Лидером питерских панков был А. Панов («Свинья»).

Всплеск молодежных субкультур в СССР (молодежь, к ним относящуюся, тогда называли «неформалы») относится ко второй половине 1980-х гг. Тогда начал рушиться «железный занавес», в страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени были «металлисты» – поклонники тяжелого рока.

Внешний вид поклонников «хэви металл» практически не отличался от американских и западноевропейских аналогов и выражался в подражании и копировании атрибутики своих кумиров, певцов «металлических» рок-команд («Kiss», «AC/DC», «Iron Maiden», «Except», «Metallica» и др.). Обязательными атрибутами металлистов были кожаные куртки и напульсники в заклепках, повязки на шею или на плечи, также проклепанные или унизанные металлическими шипами кожаные ремни, значки, часто самодельные, с фотографиями кумиров или косой молнией. Очень часто музыкальный стиль был лишь предлогом для того, чтобы вести соответствующий стиль жизни или просто исповедовать подобный стиль в одежде. Исследователи приводили следующие данные: чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. Однако в их числе находились и учащиеся техникумов и вузов.

В современной России наиболее массовыми молодежными субкультурами являются футбольные фанаты, байкеры, толкинисты, райтеры и некоторые другие.

Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов. Территориально фан-движение ограничивалось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. В частности, в среде фанатов московского «Спартака» выделяются такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, – «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии.

Можно выделить 3 принципиально разные группы участников фан-движения:

1) так называемые футбольные хулиганы (hooligan's) – это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20 – 30, реже 50, человек в одной фан-группе. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения, что находит отражение даже в специальной символике.

Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20 – 40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе. Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами.

Старейшим байкерским клубом России является московский мотоклуб «Ночные волки». Его основатели были выходцами из стихийных рокеров 1980-х гг., но к 90-м годам перевоплотились в сообщество другого плана, взяв за основу жесткую иерархию, создав в Москве клуб по образцу и подобию тех же американских «Ангелов ада».

Начало движения толкинистов относится примерно к 1992 г. Первые толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время ролевых игр с художественным миром Толкиена дало необходимый материал для социального конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали «Эгладор» (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра.) и Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: «по-эльфийски» (красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и колокольчики); «по-гномовски» (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны); «по-гоблински» (косухи и козаки). Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Важными организационными формами движения являются ролевые игры: «кабинетки», проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в палатках [54, с. 86-87].

Райтеры (от англ. writeписать) – это самоназвание авторов граффити. Граффити (итал. graffiti, от греч. γραφειν писать)надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Считается одним из видов самовыражения молодежи. Изначально граффити использовалось политическими активистами для высказывания лозунгов и уличными бандами для метки территории. В Россию граффити попало в конце 1980-х годов, но лишь спустя более 10 лет получило признание и известность. В настоящее время в России существует порядка 100 команд, хорошо занимающихся граффити (из них около 70 в Москве и Петербурге). Подобно своим американским предшественникам, райтеры всегда выступают под «никами» – кличками. Общаются они на специфическом жаргоне, заимствованном главным образом из нью-йоркского уличного сленга. Себя, как указывалось выше, они называют исключительно «райтерами», свои произведения – «писами» (от англ. piece – кусок), подчеркивая временность и фрагментарность уличного искусства [14].

Таким образом, современные молодежные субкультуры в России характеризуются значительным разнообразием. Большинство из них представляет собой течения, заимствованные с Запада и более или менее адаптированные к отечественной социокультурной среде.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.