Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки воспитанности по Щурковой Надежде Егоровне

Критерии и показатели воспитанности учащихся начальных классов.

Уровни воспитанности

Уровни воспитанности (разработаны Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др. )

•Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

•Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

•Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

•Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности учащихся, выражающийся в количественных (в баллах), а затем в качественных показателях (низкий, средний, высокий)[4].

В таблице 1 приведены критерии и показатели воспитанности учащихся, ориентированные на завершающий 4 класс начальной школы.

Уровень воспитанности личности учащихся IV класса (по Катович Наталье Константиновне)

Критерий оценки Показатель Оценка (от 1 до 5)
1. Мировоззрение    
1.1. Нравствен­ность и кол­лективизм Умение согласовывать личные и общественные интересы  
Заботливость, чуткость, отзывчивость  
Дружелюбие и доверительное отношение к сверстникам и старшим  
Уважительное отношение к людям  
Общительность, открытость  
Способность к групповой или коллективной деятельности  
Способность к адаптации в новых условиях  
1.2. Патрио­тизм и граж­данственность Знание своих прав и обязанностей  
Участие в социально значимой деятельности ближайшего окружения  
Проявление интереса и потребности к получению информации о событиях школы, города и т. п.  
Участие в культурно и социально значимых делах (праздниках, акциях и др.) класса, школы, города  
Знания об основных памятниках культуры города, региона и других слагающих национальной культуры  
2. Трудолюбие Старательность, добросовестность, бережливость, аккуратность  
Помощь старшим и младшим  
Умение обслуживать себя  
Организованность, исполнительность и инициативность  
Потребность участия в постоянном труде  
Устойчивый интерес к учению  
Вдумчивость  
3. Отношение к близким Уважение, чуткость, сострадание, посильная забота о членах семьи  
Активное участие в семейных делах и традициях  
Способность выполнять те или иные обязанности в семье  
Участие в планировании семейных дел, организации совместного досуга  
4. Саморегуляция поведения, в том числе навыки здорового образа жизни Самодисциплина  
Самообладание  
Знание правил безопасного поведения в общественных местах, предупреждение несчастных случаев  
Знание о положительном влиянии закаливания, движения, свежего воздуха, общения с природой на организм человека  
Знания о вредных привычках и влиянии их на организм человека  

 



В основу педагогической диагностики следует положить единый документ – Карту воспитанности школьника (по Кочетову А.И.)

Интегративные качества личности Ведущие качества личности, выступающие как задачи целостного формирования личности младших школьников
Подструктура сознания
Любознательность Устойчивый интерес к учению
Проницательность Наблюдательность
Эрудированность Осведомленность
Подструктура саморегуляции
Требовательность к себе Добросовестность
Самостоятельность Исполнительность, инициативность
Решительность Самоуважение
Восприимчивость Чувствительность
Оптимистичность Бодрость, мажорность
Совестливость Стыдливость
Работоспособность Навыки гигиены, привычка к режиму
Подструктура поведения  
Коллективизм Умение согласовывать личное и общественное
Гуманность Заботливость
Трудолюбие Аккуратность, старательность, бережливость, щедрость
Честность Искренность, правдивость

Для каждого возраста выделены 6—8 интегративных качеств, в связи с которыми формируются все другие.

Использование карт воспитанности предполагает, что формирование интегративных качеств обеспечит воспитание и развитие целостной личности, что в связи с интегративными качествами будут воспитываться и развиваться другие личностные качества.

Порядок перечисления признаков качества – это одновременно и порядок их воспитания.

Карта воспитанности младшего школьника основана на положительных признаках ведущих качеств личности.

В начальной школе карты воспитанности заполняются учителями вместе с родителями. Подчёркиваются только устойчивые признаки формируемых качеств. Несформированность признаков уже говорит о невоспитанности ребёнка и необходимости семье и школе усилить работу в данном направлении.

В первом классе заполняется карта воспитанности младшего школьника. Уже при первой встрече родителям объясняется, что все качества личности, которые указаны в карте воспитанности, — это программа их воспитания. Определяется то, что надо воспитывать у ребёнка в первую очередь. Если, к примеру, надо оценить уровень развития гуманизма, то подчёркиваются те признаки, которые проявляются постоянно (заботливость, дружелюбие, вежливость, внимательность к людям, умение подчинять личное общественному в своём поведении). Карта воспитанности заполняется учителем вместе с родителями ежегодно. Это позволяет учителю видеть, как изменяется ребёнок, в какой области развивается быстрее, в чём отстаёт. А подсчитав общее число учащихся, имеющих те или иные признаки воспитанности, учитель может объективно оценить, каковы результаты его собственной работы, точно наметить задачи и содержание воспитательной работы с классом.

На обратной стороне карты воспитанности определены задания родителям и ребёнку: какое поручение выполнить, на что обратить внимание, чтобы воспитать необходимое качество личности.

Общий критерий оценки воспитанности: воспитанное положительное отношение к наивысшим ценностям жизни.

Содержанием диагностики будут ценностные отношения: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость либо слабость, привычность, эмоциональность, целостность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Критерии оценки воспитанности по Щурковой Надежде Егоровне

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.146.212
Генерация страницы за: 0.09 сек.