Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концентрация и конкуренция на российском рынке кинодистрибьюции




Характеристики рынка кинодистрибьюции (проката) и кинопоказа

ЧАСТЬ 2. Экономика кино.

Основное международное право в области кино и телевидения.

Лекция 4. Мировой кинорынок. Место, состояние и характеристики российского рынка кинодистрибьюции и кинопоказа (объемы, структура и динамика развития кинопроката)

 

4.1. На мировом кинорынке ежегодно выпускается более 6000 полнометражных игровых фильмов, из которых около 1300 производится в Голливудских материнских и дочерних кинокомпаниях.

Основу мировой киноиндустрии составляют голливудские студии, так называемой «большой восьмерки»: Warner Brothers, Paramaunt и Universal Pictures, Sony Pictures, Buena Vista, 20th Century Fox и Dreamworks, их рыночная доля вместе с дочерними компаниями – 21,6% (около 10 млрд. долл. США кассовых сборов).

Мировые кассовые сборы всех фильмов в 2010 году, выросли на 8% по сравнению с 2009 годом (сообщает Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America – MPAA) и составили – 32,8 млрд. долл. США.

Мировой кинорынок делится по географическому признаку на три региона:

- Северная Америка (США и Канада);

- Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион;

- Европа, включая Россию и страны СНГ, Ближний Восток и Африка

 

Самый высокий рост кинорынка в 2010 году зафиксирован в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе: по 25% и 21% соответственно. Общая выручка от кассовых сборов в этих регионах достигла $10,8 млрд. Впервые кассовые сборы Европы, Ближнего Востока и Африки (в сумме $10,4 млрд) составили менее половины суммы от мировых продаж билетов. Вклад Китая в кассовый сбор Азиатско-тихоокеанского региона составил 40%.

Объем продаж билетов в США и Канаде не изменился и составил порядка $10,6 млрд.

Количество людей, посетивших кинотеатры в 2010 году выросло на 3% (до 223 млн.

Общее количество билетов, проданных в США и Канаде, упало на 5%: до 1,34 млрд., вернувшись к показателям 2008 года.
Сборы от 3D-фильмов в США и Канаде составили 21% от общего количества, что практически вдвое больше уровня 2009 года. Один из трех зрителей посмотрел 3D-кино в 2010 году впервые. Выручка от 2D-кино упала на 11%

Доля России на мировом кинопрокатном рынке составила в 2010 году – 3,2 % (доля российских фильмов 0,45% (160 млн. долл. США) от мировых кассовых сборов.

 

Кинорынок России оценивается по конечному результату, каковым является показатель кассовых сборов от продажи кинотеатральных билетов, то есть по сегменту рынка кинодистрибьюции и услуг кинопоказа.

Этот рынок демонстрирует стабильный рост. Активно реконструируются старые и строятся новые кинотеатры, открываются новые кинозалы. Постепенно идет увеличение доли современных кинотеатров в регионах.

Для полноты рыночного анализа, следует рассматривать (анализировать) группу следующих основных показателей кинодистрибьюции и кинопокааза.

 

Количество картин, выпущенных в прокат за год. Покажем динамику выпуска картин в кинотеатральном прокате с 2002 по 2010 год (таблице 1). В 2010 году фильмов российского производства было выпущено 89, а иностранного производства 291.

Таблица 1

Год Российское производство (шт.) Иностранное производство Всего
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Общий сбор от показа выпущенных в прокат фильмов на территории России составил в 2010 году - 31100 млн. руб. (1013,6 млн. долл. США), в том числе: российского производства– 4665 млн. руб. и фильмов иностранного производства 26435 млн. руб. Начиная с 2002 года, российский кинопрокат показывает стабильный рост кассовых сборов. Это представлено в таблице 2.

 

Таблица 2.

Год Кассовые сборы, млн.руб. Кассовые сборы российских фильмов, млн.руб. Кассовые сборы зарубежных фильмов, млн.руб.
  3170,7 194,4 2976,3
  5272,6 254,4 5018,1
  6984,3   6048,3
  8941,1 2635,9 6305,2
  11171,5 3081,8 8089,7
    4353,1 11231,8
  20168,7 5176,6 14992,1
  24691,8 5477,5 (23,7%) 19214,3
    4665 (15%)  

 

Важным показателем кинорынка является динамика наработки (кассовых сборов) на одну копию. Под копией понимается 35-мм фильмокопия или цифровая копия, но не в физическом смысле пакет фильма DCP на жестком диске) а как количество экранов на которых был показан фильм в цифровом формате за время проката. Эти данные предоставляются дистрибьюторами по результатам букинга.

Таблица 3.

Показатели Наработка на 1 копию
         
В тыс. руб. 386,1 292,3 325,5 356,8 378,6
В тыс. USD 14,2 11,4 13,1 11,2 12,6

 

Основные факторы роста сборов в 2010:

- показы 3D-фильмов - 32,5% от общих сборов (только "Аватар" Джеймса Кэмерона, собрал $113 млн.).

- рост цен на билеты (в 2009 кинопрокатном году билет стоил в среднем $5,31, то в 2010-м - $6,37, основном за счет более дорогих билетов на 3D-фильмы, которые доходили до $15 за сеанс).

- рост посещаемости на 14,9%.

- рост количества новых цифровых кинозалов с 161 до 525 по всей России, а их доля выросла примерно с 8,2 до 23,4%.

При анализе кинорынка представляет интерес распределение кассовых сборов российского проката по странам производителям фильмов: в 2010/2009 – фильмы из Европы, независимых кинокомпаний США и прочих – 19% / 15%; Голливудские компании – 66% / 62%; Россия – 15% / 23%.

Также интересна для анализа структура средних кассовых сборов одного фильма по странам-производителям:

Таблица. 4.

Страна-производитель Средние кассовые сборы одного фильма, млн. USD
         
Голливуд 3,1 4,1 6,1 5,0 9,2
Россия 1,6 1,8 2,6 2,3 2,1
Европа и независимые к/к США 0,5 0,7 0,9 0,8 1,0
Другие 0,1 0,1 0,2 0,42 0,49
В целом 1,4 1,6 2,3 2,3 2,9

Необходимо знать общую структуру кассовых сборов фильмов по накопленной сумме разных стран производителей с учетом ранга (рейтинга) фильмов, то есть сколько процентов кассовых сборов собирают фильмы страны производителя, входящие в первую десятку, двадцацатку фильмов и т.д. Так в 2010 году первые 20 российских фильмов собрали 90,8% кассы отечественных кинопроектов, первая двадцатка Голливудских фильмов – лишь 73,2%. В 2009 году эта структура была следующая: первые 20 российских фильмов собрали 94%, а Голливудских – 66%. Это говорит о том, что доходность российских фильмов в целом более рисковая, чем голливудских.

 

Из таблицы 5 видно, что количество посещений зрителями кинотеатров также растёт из года в год.

Таблица 5

Год Число посещение зрителей, млн. чел. Средняя цена билета, руб. Средняя цена билета, USD
    78,4 2,5
  65,3 77,6 2,53
  73,3 91,3 3,17
  84,5 107,6 3,8
  86,9 124,8 4,6
  115,1 135,4 5,3
      6,76
  146,3 168,8 5,31
  155,9 194,4 6,5

 

Среднее количество кинопосещений (кинопотребление на 1 человека): составило в 2010 году в целом по России 1,1 раза в год на душу населения, в городах, имеющих современные кинозалы – 2,04 раза в год. Динамика это важного показателя показывает постоянный рост, особенно начиная с 2006 года:

Таблица 6.

Киноптребление, раз / год Годы
         
РФ 0,63 0,73 0,83 0,93 1.10
города с современными кинотеатрами   1,25   1,43   1,61   1,76   2,04

Активно реконструируются старые и строятся новые кинотеатры, открываются новые кинозалы. Постепенно идет увеличение доли современных кинотеатров. Динамика количества кинотеатров и кинозалов (экранов) показана в таблице 7.

Таблица 7.

Год Количество кинотеатров Количество кинозалов
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Средняя обеспеченность населения России современными кинозалами в 2010 году составила – 1,7 на 100 тыс. чел (в 2009 году – 1,5).

Стоит также обратить внимание и на количественное размещение кинотеатров в нашей большой стране. Распределение кинотеатров и залов по федеральным округам России в 2010 году очень неравномерное, что представлено в следующей таблице 8.

 

Таблица 8.

Округа Кинотеатры Кинозалы Доля рынка по количеству залов
Московский регион (Москва и Московская область)     24,9%
Приволжский ФО     17,0%
Санкт-Петербург     10,4%
Сибирский ФО     10,8%
Центральный ФО (без учета Московского региона)     10,7%
Южный ФО     8,9%
Уральский ФО     9,0%
Дальневосточный ФО     4,6%
Северо-Западный ФО (без учета С.-Петербурга)     3,8%
Северо-Кавказский ФО      
ВСЕГО     100%

 

Возрастная структура аудитории кинозрителей не оптимальна, в сравнении с другими странами - преобладает молодежная аудитория. Показатели на 2009 год в таблице 9.

Таблица 9

Возрастные группы Структура, %
До 16 лет  
17-24 лет  
25-44 лет  
45-54 лет  
+55 лет  
Всего  

 

Емкость рынка (потенциальный объем) кинодистрибьюции и кинопоказа в России оценивается экспертами в $1,3-1,5 млрд., который по прогнозу Маркетингового агентства «Step by Step» может быть достигнут уже в 2012 году.

Количество залов в России – 2245, что не сопоставимо с количеством залов в странах с развитым кинорынком. Например, в США насчитывается почти 42000 кинозалов, в европейских странах с меньшим, чем в России, населением и меньшей территорией количество залов превышает российские показатель, а именно: во Франции - 6366 залов, в Германии - 5848 залов, в Испании - 5292 зала.

По данным отраслевых агентств потенциальный объем российского кинотеатрального рынка оценивается как минимум 3 тыс. (из расчета 3 кинозала на 100 тыс. человек), нормальное количество 4 тыс., а желаемое количество – более 5 тыс. кинозалов.

 

Рынок кинодистрибьюции (кинопроката) и кинопоказа в России является высоко концентрированным, а по характеру конкуренции рынок относится с рынку олигополистической конкуренции.

В 2010 году три крупнейшие кинопрокатчика – Централ Партнершип, WDSPR и 20-й век Фокс имели 65% кассовых сборов в России, имеют долю 65% проданных билетов, при этом количество релизов (новых фильмов объявленных к показу) у этих компаний составило 23% (см. материалы НеваФильм (отчет за 2010 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.