Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние рынка эфирного ТВ




Федеральные эфирные каналы играют наиболее заметную роль на рынке российских средств массовой информации, а соответственно и в социально-политической жизни страны.

Эфирное телевидение в России является бесплатным для потребителей, так как основу системы эфирного вещания составляют государственные и коммерческие телеканалы (и те и другие получают основной доход от продажи рекламного времени). В результате ТВ доступно сегодня для большинства россиян (около 140,5 млн.).

Эфирные телеканалы имеют наибольшую сеть распространения, хотя большинство из них можно лишь условно назвать «эфирными», поскольку сочетаются различные технологии доставки телесигнала (посредством не только эфира, но и кабеля, в том числе IP ТV и спутника) при доставке общероссийских каналов пользователям через федеральный или местный эфир.

В настоящее время доступность эфирных телевизионных каналов для населения в регионах Российской Федерации такова, что одной–двумя телепрограммами обеспечены свыше 95% жителей страны, тогда как к пяти телеканалам имеют доступ лишь 33% граждан.

 

Количество телерадиовещательных компаний в России (по данным официального отчета Роскомнадзора о выданных лицензиях на ТВ вещание, на 1 января 2009 года):

Всего было выдано 4 965 действующих лицензий,

В том числе:

- на эфирное телевещание – 2 705,

- цифровое телевещание – 19,

- спутниковые трансляции – 14,

- эфирное и кабельное вещание – 2.

 

 

Рисунок 3. Степень охваченности населения России основными эфирными телеканалами (по данным на начало 2010 г.)

 

Подсчитать реальное количество каналов, транслирующихся в России, достаточно проблематично, поскольку различные юридические лица, оформившие лицензию, могут являться региональными представителями одного и того же эфирного федерального канала, сотрудничать с сетевыми каналами на определенной территории (на условиях полного или частичного предоставления эфирного времени столичному «сетевику»), или же являться самостоятельным местным телеканалом.

Кроме того, следует разделять понятия: 1) телеканала как СМИ, имеющего только регистрацию СМИ, покупающего услуги вещания и связи и 2) телеканала - вещателя, имеющего регистрацию СМИ и лицензию на вещание.

 

По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», в 2010 году в сегменте общефедерального эфирного телевидения в России работает 20 каналов, претендующих на статус телеканалов общенационального охвата, хотя уровень реального технического проникновения этих телеканалов варьируется в широком диапазоне – от 99% до 36%. Сложилось принятое в индустрии деление этих телеканалов на три группы:

- федеральные каналы («Первый», «Россия 1», НТВ, «Пятый канал»);

- основные сетевые каналы (СТС, ТНТ, «РЕН ТВ»);

- специализированные (или нишевые или тематические) эфирные телеканалы (ТВЦ, «Россия К», «Домашний», «Россия 2», «Муз ТВ», MTV, «ТВ-3», ДТВ, «Россия 24», «Euronews», «2х2», «Звезда», «7ТВ»).

 

Существенной особенностью рынка эфирного ТВ является высокая концентрация телекомпаний. Все эфирные общефедеральные телеканалы, за исключением ТВ канала «Звезда» (Министерство обороны РФ) и ТВЦ (Департамент имущества города Москвы), входят в крупные медиа-холдинги – ФГУП ВГТРК, ОАО»Первый канал», OOO «Газпром-Медиа», «СТС Медиа», Национальная Медиа Группа, «Проф Медиа» и «АФ Медиа Холдинг», что характеризует рыночную конкуренцию на российском телевизионном рынке как олигополистическую. Кроме того, все эфирные каналы, за исключением ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» («Пятый канал») и русскоязычной версии «Euronews» (Франция), производятся в Москве, да и у «Пятого канала» управляющий офис находится в Москве.

20 эфирных общефедеральных телеканалов контролируют более 91% телесмотрения, имея охват аудитории от 99% («Первый канал») до 36% (канал «2х2»).

«Первый канал», телеканал «Россия 1» и НТВ имеют возможность приема свыше 95% населения России. Это каналы, унаследовавшие сеть эфирного распространения программ Центрального телевидения СССР. Приближаются к ним по охвату телевизионные сети СТС, «РЕН» и ТНТ – первые телеканалы, вещание которых организовывалось по сетевому принципу. В целом, сетевой принцип организации вещания является преобладающим для эфирных телеканалов. Вещание каналов в регионах обеспечивается с помощью региональных партнеров (эфирных телестанций и кабельных операторов) или же через собственные региональные телестанции.

Популярность эфирных телеканалов среди населения России по данным TNS Россия:

- в 2010 году первые места по показателю доли аудитории занимают «Первый Канал», «Россия 1» и НТВ; остальные идут с существенным отрывом от лидеров. Телеканал НТВ серьезно укрепил свои позиции и приблизился к «Первому каналу» и «России 1», в то же время сократился разрыв между лидерами «первого» и «второго» дивизионов («Первым каналом» и «Россией 1», и СТС и ТНТ, соответственно).

Большинство национальных эфирных каналов вещают с использованием орбит (дублей) – версий канала, предназначенных для различных часовых поясов. Число орбит варьируется от двух до пяти. Несколько каналов используют прямое вещание, т. е. без орбит, и зрители, живущие в разных часовых поясах, видят синхронно одну и ту же «картинку» независимо от местного времени («Россия 2», «Россия 24», «2х2», «Euronews»).

Помимо федеральных общедоступных эфирных телеканалов в России также имеется сеть региональных станций, транслирующих в местном эфире телеканалы собственного производства.

Региональные телеканалы, имеющие полноценное вещание (в среднем около 22 часов в сутки), охватывающее от 50 до 80% телевизионной аудитории региона, развиты только в 12 городах:

- в Челябинске («Восточный экспресс» и «31 канал»); - в Новосибирске («49 канал» и ОТС); в Санкт-Петербурге («100 ТВ», «Петербург»); в Нижнем Новгороде («Волга»); в Уфе (БСТ); в Иркутске («Аист»); в Екатеринбурге («Четвертый канал»);

в Казани (ТНВ); в Томске («ТВ-2»); в Ярославле (НТМ); в Краснодаре (НТК);

- в Красноярске («Афонтово»).

 

 

Рисунок 4. Возможность приема эфирных телеканалов и доля аудитории

 

Рисунок 5. Динамика доли аудитории пяти крупнейших эфирных каналов

 

В остальных Субъектах Федерации областные и республиканские телеканалы имеют 2-3 часовую сетку вещания, размещая свою информацию в эфире федеральных или сетевых телеканалов.

Такие каналы не имеют специфической целевой ориентации в отличие от общефедеральных телеканалов, а также сильной материально-технической базы, которая бы позволяла производить большие объемы собственной продукции. Однако главным их преимуществом и целью является информационный контент местного значения.

Долгое время местные телевизионные станции не имели возможности получать высококачественный контент для показа его своей аудитории, поскольку их прямой доступ к крупным производящим и дистрибьюционным компаниям в России и за рубежом был затруднен (студии-мейджоры не будут договариваться напрямую с региональной телекомпанией, а сектор агрегаторов контента в стране развит слабо).

В большинстве случаев местным телеканалам приходилось заключать договора на сетевое вещание с федеральными компаниями, теряя при этом свою самобытность и самостоятельность в формировании эфира.

В сентябре 2004 года ситуацию попытались изменить агентство «Контракт-регион» и «Первая видеокомпания», которые создали «Региональный телевизионный синдикат» (РТС), работавший по следующей схеме: пул региональных телеканалов получал качественный и достаточно дорогой телевизионный продукт (обычно фильмы и сериалы) и размещал его в своем эфире в прайм-тайм. В обмен на это компания-посредник, формирующая синдикат, получала в свое распоряжение рекламные блоки, которыми перемежала показ этих фильмов и сериалов. Продажа рекламного времени в этих блоках приносила посреднику «живые» деньги, которыми он расплачивался с поставщиком телепродукта.

Такая же схема легла в основу созданного в феврале 2005-го «Национального телевизионного синдиката» (НТС), пришедшего на смену РТС. Создателем НТС стала группа «Видео Интернешнл», лидер на российском рынке размещения рекламы на телеканалах. Генеральным партнером проекта стал «Первый канал»; договора на передачу контента были подписаны с крупными российскими и зарубежными правообладателями.

В августе 2010 года НТС предлагала своим партнерам 10-часовую программную сетку, включающую следующие линейки передач: исторические документальные фильмы, дневные сериалы, российский сериал-ХИТ, советское кино, зарубежное кино, российское кино (с понедельника по четверг), российское кино-ХИТ (по пятницам), юмористические программы (по выходным дням).

 

 

Описание субъектов рынка удобно представлять в виде аналитической схемы присутствия, взаимозависимости и взаимодействий всех игроков (субъектов) рынка аудиовизуальных медиа.

 

Технологические платформы эфирного ТВ:

Основным потенциалом рынка эфирного ТВ являются те или иные существующие технологические платформы:

- платформа эфирного вещания;

- платформа спутникового ТВ вещания + региональная телекомпания + местная кабельная сеть («последняя миля»).

 

Платформа эфирного телевизионного вешания принадлежит государству – это «Российская телевизионная и радиотелевещательная сеть».

 

Спутниковые платформы в России, используемые эфирными ТВ каналами:

Существуют две основные спутниковые платформы, на которых размещаются почти все бесплатные и платные цифровые ТВ каналы:

А. Платформа НТВ-Плюс:

- "БОНУМ-1" (зона обслуживания спутника – 56о в.д.), 8 транспондеров (ретрансляторов).

- два российских спутниках «Галс» (4 арендованных ретранслятора)

– французском спутнике TDF-1(четыре арендованные ретранслятора).

- Eutelsat W4, 36 в. д.: покрывает Европейскую территорию и Урал - сигнал принимается с тарелкой 60 мм, Западная и Центральная Сибирь - с тарелкой 90 мм, осуществляет доставку сигнала (цифровой стандарта MPEG-2) до подписчиков (самый крупны пакет - Триколор ТВ – «Оптимум» с аудиторией подписчиков 5,5 млн.). В 2013 году этот спутник вероятно будет выведен из эксплуатации и все, размещенные на нем каналы, в том числе аналоговые, перейдут на Eutelsat W7;

- Eutelsat W7, 36 в. д.: покрывает Европейскую территорию, Урал с тарелкой 60 мм, Западную и Центральную Сибирь с тарелкой 90 мм), и осуществляет доставку сигнала (цифровой стандарта MPEG-4) до подписчиков пакета (самый крупный пакет - Триколор ТВ – «Супер-Оптим» с аудиторией подписчиков 2,5 млн.

Эта плаформа покрывает сигналом территорию России, кроме Восточной Сибири, и охватывает аудиторию около 120 млн. населения.

 

Б. Платформа «Радуга ТВ»:

- спутник ABS1 (8 транспондеров с полосой 3 Мбит / сек), сейчас 8-9 каналов на одном транспондере, после некоторой модернизации в 2012 будет 10—12 каналов), тарелки – 90 см.

- В 2012 году вводится в эксплуатацию еще один более мощный спутник ASB2 (75 каналов), тарелки 50 см.

Эта платформа будет покрывать всю территорию России, охватывая качественным сигналом все население.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.