Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок 7-8 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности




«Асоциализация» означает процесс усвоения личностью ан­тиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух свя­занных с данной проблемой терминах: «десоциализация»- и «от­ставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее неко­торая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобществен­ные нормы и ценности, образцы поведения.

Асоциализация личности происходит в те же хронологиче­ские периоды (детство, отрочество, юность), что и социализа­ция, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае чаще речь идет о частич­ной десоциализации, когда личность порывает одну или не­сколько положительных связей с обществом, государством, в то время как другие остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности4под влиянием группы скрытых преступников, од­новременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие соци­альные роли.

На раннем этапе социализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки , неосознанно или частично осознавая, перенимают у взрослых , ведущий асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. Применяются или позитивные санкции(похвала, одобрение, поддержка и т.д.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности , или негативные (осуждения, неодобрение, угрозы и избиения и т.д.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например: могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жесткость, презрение к честному труду.

В основе многих теорий о личности преступника лежит посту­лат о генетической, психофизиологической и прочих предрасположенностях человека к агрессии, совершению преступлений. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов данные обстоятельства. Ра­зумеется, есть факторы, причем не только аномального свой­ства, которые способствуют совершению преступлений, в том числе встречаются так называемые безмотивные.преступления, деяния, совершаемые в состоянии аффекта, по неосторожно­сти, в пределах самообороны, но имеют место и умышленные убийства.



Ресоциалиизация – процесс социального восстановления личности, усвоения ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, раз­рушение усвоенных личностью в процессе асоциализации .

Суть его — в восстановлении и развитии у личности социаль­но полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных по­ведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае ресоциализацию осуществляют такие ее специальные институты, как воспитатель­но-трудовые колонии несовершеннолетних осужденных, испра­вительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы (для взрослых осужденных). Главной целью этих социальных институтов является-исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации (для осужденных это постпенитенциарный этап ресоциализации) и ряда других категорий лип: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабили­тация». Во многом эти термины синонимичны по отношению друг к другу, во всяком случае они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия, прежде все­го—в объекте социальной работы.

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и боль­ным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматиче­ский синдром, в частности: «афганцы», «ликвидаторы черно­быльской аварии», лица, перенесшие природные стихийные бед­ствия, беженцы из так называемых горячих точек, освободив­шиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица ис­пытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.).

 

 

Раздел III – Социальная психология общения

Урок 9-10 Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. Общение и деятельность.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.81.72.117
Генерация страницы за: 0.083 сек.