Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 01.04.2013

Изменения в архитектуре и градостроительстве во второй половине XIX – нач. XX века.

Лек

 

На предыдущей лекции обсуждалось, что такое утопия, взаимосвязь между утопическим мышлением и архитектурой.

Мы успели обсудить социальные утопии и иллюстрирующие их пространственные модели до-индустриального периода.

Проблемы, вызванные промышленной революцией, ростом городов, развитием промышленности, научно-техническим прогрессом, повлияли на профессиональную деятельность архитекторов и градостроителей.

Революции в Европе, последовавшие после ВФР 1789 года ускорили изменения в обществе.

Возникли два достаточно противоположных направления

«с одной стороны, утопия авангарда, впервые сформулированная в начале XIX века в проекте идеального города Леду, с другой антиклассический. антирациональный и антиутилитаристский христианский реформизм, впервые заявленный в «Контрастах» Пьюджина (1836).»[1]

Клод Николя Леду (1736-1806) – проект города Шо.

 

Язык Булле и Леду стал родовым признаком овеществления утопии языком архитектуры.

 

 

Булле – учитель Леду, оказавший влияние на язык архитектуры авангарда Кенотаф Ньютона (1784)

Поиски гармонии в эпоху Просвещения связаны с парадигмой научного, прежде всего, математического метода изучения природы. [2]

 

 

Пьюджин (1812-1851) теоретик архитектуры, «фанатик» нео-готики, готическая страсть характерная примета романтизма.

В наше время критики вспоминают наследие Пьюджина в связи с проблемой связи истории и идеологии, истории и религии и их роли в искусстве и в жизни, которая не была разрешена в XX веке.[3]

Нео-готику сменили нео-классицизм, модерн, современная архитектура, которая тоже сейчас не в почете.

Но Пьюджин видел в готике не стиль, а возможность вернуть идеалы христианства.

Последователи Пьюджина это англичане Джон Рескин (1819-1900), и Уильямс Моррис (1834-1896).

Талантливые и плодотворные профессионалы, главные цели, вместе с тем, видели не в произведениях своего творчества как таковых, а в воздействии их на духовный мир человека, верили в идею преобразования общества средствами искусства.

Дж. Рескин проповедовал равенство и единодушие мастеров средневековья, но также признавал «культ героев» с решающей ролью личности в развитии общества. В основе его идей вера в предназначение искусства – моральное совершенствование человека.

Джон Рескин, первый профессиональный искусствовед, преподаватель истории и теории искусства в университете, автор книг и очерков по истории и теории искусства главное внимание уделял ценностям морали, религии, единстве Добра и Красоты («Прогулки по Флоренции», «Семь светочей архитектуры», «Лекции об искусстве» - всего 50 книг).

Его подход к анализу произведений архитектуры можно вполне назвать «социально-экологическим», - он первый акцентировал связь произведений искусства (живопись, архитектура, скульптура) с историей, природой (геологией, климатом), религией, образом жизни жителей города.

Например, его анализ памятников Флоренции неразрывно связан с деятельностью основателей монашеских орденов св.Франциском и св. Домиником. Рескина и Морриса призывали к возврату к жизни в природе, занятиям ремесленным трудом: «Простота в искусстве, простота в жизни».

Рост промышленных городов, технический прогресс, машинное производство, появление строительного бизнеса проявились в потоке безобразного, безстильного, буржуазного.

Ответная реакция художников, разделяющих идеи социального утопизма проявилась в появлении художественных школ и течений, объединивших сторонников возврата к общинной жизни и совместным занятиям ручным трудом.

Тезис «Польза и красота» вдохновил Уильяма Морриса, романтика, «главного выразителя эстетики викторианской эпохи», примкнувшего к ним прерафаэлитам, отрицавших застывшие принципы академизма, призывающих учиться у природы к созданию «Движения искусств и ремесел»

«Средневековый социализм» - утопия, основанная на идеализации существования и работы средневековых цехов, безымянных творцов, объединенных общими творческими задачами, например, по строительству средневекового храма.

 

Пропагандист и во многом продолжатель взглядов Рескина, Моррис также принадлежит к направлению «эстетических утопий» в архитектуре: писатель, художник, художественный критик, книгоиздатель, общественный деятель социалистического толка[4] он ориентировался на отказ от массового производства и создание уникальных вещей ремесленными способами без использования машинной техники.

Его собственный дом «Ред хауз» является овеществленным манифестом его «Движения искусств и ремесел». И Рескин и Моррис организовали коммуны, живущие своим ремесленным трудом с целью преодолеть пагубные последствия промышленной революции и вернуть рабочих «к земле».

В 1881 г Моррис основал фирму по производству предметов интерьера.

Сам он участвовал в производстве всех видов изделий, кроме мебели.

Использовался только квалифицированный ручной труд. Но социальная роль воздействия на мораль общества не могла быть достигнута т.к. используя только ручной труд, производилось небольшое количество уникальных предметов, которые покупались богатыми людьми. В очередной раз утопия обернулась своей противоположностью.

“Red house” - один из первых образцов архитектуры "Движения искусств и ремесел" - был построен архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис.

 

 

 

Ван де Вельде

«Блуменверф» в Иккле (Бельгия) ознаменует появление проектирования «изнутри-наружу».

При кажущейся схожести задач У. Морриса и Ван де Вельде – метод и цели создания домов разные.

«Блуменверф» проектировался исключительно для семьи, для преодоления в рамках дома эстетического несовершенства и безобразия окружающего внешнего мира. Автор не участвовал в изготовлении интерьеров, он создал единый эстетический проект, где все предметы были спроектированы им: от вилок и ложек до одежды членов семьи.

В центре не общественная польза, а «философия жизни» индивида, семьи.

Пример создания «совокупного произведения искусства».

 

Архитектор Чарльз Войси (1857-1941) в конце 80х начал строить загородные дома в духе традиционного жилища английских фермеров на основе метода проектирования «изнутри-наружу»: от рациональной организации быта к архитектурной форме. Появление функциональных зон, формирующих ассиметричный объем.

Стал автором книг «Здравый смысл как основа искусства» (1906) и «Индивидуальность» (1915).

 

Его протофункционализм, направленный на рационализацию жизни среднего класса в природном окружении завершил линию трансформации моррисовской утопии, связал ее с рационализмом начала 20 века и послужил отправочной точкой жизнестроительного направления в архитектуре 20 века.

Соединение эстетических утопий с новыми формами строительного производства послужило распространению стиля модерн.

Идеологически отклонение художников и архитекторов от классического направления, представленного академизмом было подкреплено философским направлением, самым ярким представителем которого явился Фридрих Ницше (1844-1900), утверждавший права чувств и инстинктов и волю личности. В его трудах отмечаются два начала в творчестве – «дионисийское» (чувственное, жизненное, стихийное) и «аполлоническое» (интеллектуальное, созерцательное, полное чувства меры).

Сверхчеловек, воля к власти это для политиков, а

для художников и архитекторов тезис о том, что эмоциональное начало также важно, как и рациональное нашел и получил распространение, повлиял на творчество архитекторов и художников.

 

Другие философы «философии жизни» (Дильтей, Бергсон, М Вебер, Г. Зиммель) положили начало исследованиям развития цивилизации во взаимосвязи с развитием культуры. «Философия жизни» пришла на смену отживающему свое позитивизму.

«Жизнь» рассматривалась ими как нечто более высокое, цельное и сложное, высшее, не тождественное сложно организованной материи, постигаемую через интуицию и индивидуальные качества человека.

«Социокультурные» исследования положили основу социологических исследований 20 века.

Под влиянием «философии жизни» сложилось направление в архитектуре, называемое по-разному в Германии, Австрии, Франции, Испании, России – модерн, стремительно получивший распространение во всех этих странах и в Америке с 1890-1900гг.

Отто Вагнер (1840-1918) глава наиболее влиятельной архитектурной школы в Вене (испытал влияние философии Ницше).

В своей книге «Современная архитектура» сделал вывод о недопустимости использования какого-либо исторического стиля для современного произведения. Поддерживал эстетические воззрения Рескина о том, что бесполезное не может быть красивым.

Книга исследователя кельтской старины Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856), использовалась как Отто Вагнером, так и многими другими известными архитекторами периода поиска нового языка архитектуры, например, Луисом Салливаном.

 

 

Термин «социализм» появился в середине XIX века во многом как ответ на теории французского философа Сен-Симона. Радикальное направление утопии Жесткая централизация управления, восходящая к Платону. Впоследствии в XX века воспринятая и воспроизведенная в тоталитарных режимах.

Классики утопического социализма Фурье (1772-1837) и Оуэн (1771-1858) делали акцент не на управлении сверху, а на воспитании и активизации внутренних ресурсов способностей людей и вере в возможность гармонизации труда, (предшественники «жизнестроительных идей» в архитектуре XX века).

Они большое значение уделяли пространственным условиям организации жизни и труда, видели в них необходимое условие осуществления гармоничного общества.

 

 

Утописты-социалисты:

Роберт Оуэн (1771-1858) промышленник, общественный деятель, создатель социально-экономической теории кооперативной коммунальной организации жизни, создатель английских профсоюзов, предшественник Эбенизера Говарда (1850-1928)

Теория «деревни-кооператива» с населением около 1000 чел. Занятых в с/х, с наличием кое-какой промышленности.

Предлагал в 1817 г модель расселения «лишнего» населения промышленных городов, предвосхитив Говарда и Райта (город широких горизонтов 30хгг).

 

Нью Ленарк – практические попытки улучшить условия жизни рабочих ткацких предприятий в Шотландии.

Нью Хармони – практический эксперимент создать коммуну в США, Индиана (1825).

Пространственные модели выполнялись на традиционном архитектурном языке того времени.

Строительство жилья для рабочих стало актуальной темой в середине XIX в в Англии. Чэдвик организовал общество по улучшению условий рабочего класса и при его содействии первые дома для рабочих были построены в Лондоне в 1848г по проекту архитектора Генри Робертса.

Он же представил 2х этажные коттеджи для рабочих на всемирной выставке в Лондоне 1951 г. Тип дома для рабочих, получивший распространение.

Дальше создавались различные благотворительные общества, после принятия Законов о расчистке трущоб (1868-1875) Акта о жилищном строительстве для рабочего класса (1890) привели к появлению 6-ти этажных блоков. – жилой комплекс Миллбенк (1897).

 

Джордж Пульман (1831-1897)

Осознав, что производительность труда рабочих зависит от условий их жизни, построил городок PULLMAN в штате Иллинойс США.

Умонастроения во многом определялись новыми социальными классами: буржуазией, технической интеллигенцией: вера в прогресс, ненависть к монархии, нежелание вновь пережить революционные выступления народа, - все это повлияло на тренд преобразований городов в Европе.

 

Не только Париж, но и другие европейские города требовали реконструкции.

Градостроительным преобразованиям подверглись вслед за Парижем:

Рим (1870)- прокладка новых магистралей, площадей, реконструкция русла и набережных Тибра, строительство новых мостов.

Цель реконструкции – создание образа столицы единой Италии, запечатление результата объединения под правлением Виктора – Эммануила и графа Кавура.

 

 

 

Вена - после подавления революции 1848-1849гг монархия Габсбургов стремилась зримо подтвердить свою прочность, развернув в столице строительство представительных зданий, несущих историческую символику.

Реконструкция центра с прокладкой Рингштрассе на месте крепостных сооружений по типу прокладки больших бульваров в Париже.

 

И в том и в другом случае язык архитектуры отличался использованием исторических стилей, здания служили прославлению официоза, торжества буржуазного государства. В сочетании с новыми достижениями в строительной отрасли, появлению конвейерного производства, торжество машинного мира, буржуазного вкуса, эксплуатации и обезличивания рабочих привели к дегуманизации среды больших городов, с одной стороны, и появлению новых типов зданий и застройки, для выражения которых еще не было известно архитектурных форм. Масштабы строительства односемейных особняков, загородных домов снижались, вместе с тем рос спрос на многоквартирные дома для рабочих, промышленные здания.

Как всегда на острие проблем была Англия.

Проблема обострялась отсутствием достаточного количества профессиональных кадров.

Распространению идей и знаний об архитектуре способствовало появление и развитие сети ж/д дорог, что способствовало расширению рынка знаний, опыта, информации, технологий, строительных материалов.

 

В конце 19 века как реакция на все возрастающее безобразие городов и обезличивание труда человека, обезличивание, «встраивание» его в процесс машинного производства, возникли философские, эстетические, социальные теории о преобразующей силе искусства.

«Красота спасет мир». [5]

Впервые появилась и утвердилась в дальнейшем вера в «жизнеустроительный» потенциал красоты.

 

Начался поиск художественного языка, основанного на индивидуальной воле художника, отстраненного от официальных буржуазных стереотипов. [6]

 

Антиномия «целесообразного» и «художественного», об общего целесообразного, функционально-полезного к субъективному. Этой парадигме следовали видные архитекторы конца XIX века: Отто Вагнер, и Венский Сецессион (Хоффман)

 

Отто Вагнер – станция городской железной дороги.

 

Отто Вагнер здание почты в Вене

Йозеф Хоффман

Дворец Стокле, Брюссель – наиболее полная реализация принципа «совокупного» произведения искусства.

Адольф Лоос (1870-1924)

Испытал влияние творчества Луиса Салливена (провел 3 года с 1893-1896 в США).

Противник эстетики Сецессиона и принципа «совокупного произведения искусств».

Основывался на социальных идеях У. Морриса, считавшего, что социальная справедливость может быть достигнута путем исключения из производства и потребления всего, выходящего за рамки необходимого. Стиль украшения и орнаментальности представлялся ему недостойным современной культуры.

«Орнамент и преступление» (1908)

Эстетизация рационального

Парадигма антидекоративного стиля – дом Штайнера в Вене(1910).

 

XIX век в целом – это век научно-технических открытий, изменивших жизнь.

На изучение общественных явлений распространялись методы основных наук – физики, биологии, поэтому достаточно долго позитивная наука об обществе называлась «социальная физика», а ее разделы по аналогии с механикой социальной статикой и социальной динамикой.

Первая половина века – до европейских революций 40-50х годов и вторая отличаются по степени и темпу развития экономических, культурных процессов.

Линия разлома – 1848 г. «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

 


[1] К. Фремптон Современная архитектура. Стройиздат 1990

[2] Г. Ревзин О гармонии в архитектуре проект классика [email protected]

[3] А.Г. Раппопорт газета Коммерсант 05.08.1994

[4] А.В. Иконников Утопическое мышление и архитектура М., «Архитектура-С», 2004

[5] Ф.М. Достоевский

[6] Ницше

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принятие христианства. Культура и быт Руси | Уважаемые дамы и господа!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.