Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема познаваемости мира и философский скептицизм




Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир? Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах конечного опыта невозможно познание бесконечного.

В вопросе о возможностях познания выделены 3 линии: когнитивный (познавательный) оптимизм, скептицизм (сомнение, недоверие, греч.- рассматривающий исследующий); агностицизм (гнозис - знание, а- отрицание) недоступный познанию

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Идеалистическая позиция Гегеля выражена в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и глубины и дать ему наслаждаться ими». Материалистическая концепция Маркса – теория отражения, суть которой: процесс познания – отражение в сознании впечатлений, приходящих извне. Процесс познания подчиняется трем законам диалектики. Проводится качественное различие между познанием теоретическим и эмпирическим (включающим чувственное). Утверждается диалектическая связь между абсолютной и относительной истиной: абсолютная истина недостижима, на каждом этапе развития мы имеем дело с относительными истинами, их накопление приближает к абсолютной истине. Критерий истины – общественная практика человечества – основа и цель познания.

Скептики (греч. skeptikds - склонный к рассматриванию, размышлению) не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, в возможности познать причины и сущность вещей (Пиррон, Секст-Эмпирик, Абеляр, Эразм Роттердамский, Монтень, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо).

Агностики (греч. agnostos - недоступный познанию) отрицают познаваемость мира, и проводят границу между опытом и объективной реальностью (Юм, Кант). Агностицизм Канта утверждает невозможность постичь сущность вещей. По-Канту, окружающий мир отделен от человека (субъекта) пропастью; вырваться из субъективности и совершить прыжок (трансцензус) в объективный мир, как он есть сам по себе, человеку принципиально не дано; людям доступны лишь «вещи-для-нас», но не «вещи-в-себе», лишь явления (феномены), но не сущности вещей (ноумены). Поэтому человеку невозможно познать сущность вещей. Агностицизм - направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно; это отрицание познаваемости сущности объективного мира.

Философские доктрины, близкие агностическим выводам: неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, прагматизм. Их агностицизм обусловлен гносеологическими причинами, внутренней логикой, традицией, восходящей к Юму и Канту.

Но отрицание познаваемости мира агностиками - не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы пока нет ответа. Проблема, подводящая к агностицизму: предмет в процессе познания преломляется сквозь призму органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения, полученные в результате преломления. Каковы предметы на самом деле, мы не можем знать. Мы замкнуты миром наших способов познания и не можем сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе. Но практический вывод агностицизма опровергается развитием науки, познания. Позитивист О.Конт заявил, что нам не суждено узнать химический состав Солнца, но его определили с помощью спектрального анализа.

Один из истоков агностицизма - гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Релятивисты исходят из скептического принципа: всё в мире скоротечно, истина на житейском и на научном уровне выражает знания о явлениях лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Всё знание неопределенно, недостоверно, относительно, условно, субъективно, конвенционально (лат. - соответствующий договору, условию). По релятивизму: истина должна быть только абсолютной, а если истина не абсолютна, то она не истина - неверие в абсолютную истину. Релятивист подменяет верное положение «Знание содержит момент относительного» ошибочным «Знание всегда относительно», долой знание! «Это ужасное рассуждение: если я не могу всего - значит, я ничего не буду делать» (Л.Н. Толстой).

Скептицизм восходит к рассуждениям античных философов - Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Антифонта, Фразимаха - предшественников и современников Сократа и Платона (споры с софистами в Диалогах Платона). «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде сомневаться» (Аристотель).

Агностицизм противоречит практике знания, - его положения входят в конфликт с теориями, подтверждающимися на опыте. На основе этих теорий инженеры строят машины, достигающие поставленные в проекте цели. Если теория со временем отвергается, то не целиком, некоторые «кирпичи» переносятся в новое теоретическое здание. Теории, развиваемые независимо в разных областях, обнаруживают параллелизм, родство, связь. Это наводит на мысль о том, что есть нечто, стоящее за теориями. Это «нечто» сформулировать трудно. Его существование - загадка познания. А. Эйнштейн говорил: «самое непостижимое в этом мире то, что он постижим». Практика знания - сумма огромного числа косвенных опровержений агностицизма.

Агностицизм - гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Он расцветает в период (или в преддверии) ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем, когда нечто, считавшееся ранее истинным, в свете новых данных науки оказывается ложным. Психология скептицизма: он попирает не только изжившее себя, но все новое нарождающееся. В его основе не исследовательская жажда нова-торства и вера в силу разума, а привычка к однажды принятым на веру принципам.

Но в разумной мере скептицизм необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - шаг к истине. Сомнение - червь, подтачивающий устаревшие догмы, необходимый компонент развивающейся науки. Нет познания без проблемы, но и нет проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; знание - сомневается. Противостоять агностицизму и скептицизму можно лишь перенесясь из умозрения в сферу практической деятельности, в эксперимент.

Рациональное, чувственное, эмпирическое, теоретическое познание. Формы мышления: По вопросу о соотношении чувственного и рационального в познании существовали две противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты отдавали решающую роль в процессе познания органам чувств.

Рационалисты,опираясь на успехи в математике, стремились доказать, что всеобщие, необходимые истины невыводимы из чувственного опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Но в практике познания любое знание есть единство чувственного и рационального (логического). Оно невозможно ни без одного из них. Чувственное познание дается через органы чувств. Его формы: 1) ощущения; 2) восприятия 3) представления.

Чувственное знание - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу.

Эмпирический уровень познания появляется при использовании приборов; он предполагает наблюдение, описание, ведение протоколов, использование документов (историк работает с архивом). Это более высокий уровень познания, чем чувственное познание. Исходная, простейшая форма чувственного познания - ощущение - непосредственное отражение действительности: простейший чувственный образ, отражение, копия свойств предметов объектов, явлений (цвет, вкус, слух).

Спектр модальности ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные, температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические ощущения. Каждая форма ощущений отражает через единичное общие свойства данной формы и вида движения материи (электромагнитные, звуковые колебания, химическое воздействие).

Любой предмет обладает множеством свойств. Мы воспринимаем и осмысливаем их как единое целое. Объективная основа восприятия образа как целостного - единство и множественность разных сторон, свойств предмета. Восприятие - более сложная форма чувственного познания, в которой на основе ощущений в сознании возникает целостный образ объекта при непосредственном контакте с ним отражающий воздействующие на органы чувств, предметы, их свойства, отношения.

Восприятие связано с мышлением, включает осознание, осмысливание предметов, свойств, отношений, основанное на вовлечении впечатления в систему имеющихся знаний. Ощущения и восприятия осуществляются в процессе практического взаимодействия человека и внешнего мира, в результате работы органов чувств.

Хотя ощущения и восприятия являются источником знаний человека, но познание не ограничивается ими. После прекращения воздействия предмета на органы чувств, образ предмета не исчезает сразу. Он сохраняется в памяти. Мыслить что-то можно по исчезновении, т.к. о нем остается представление. Душа оперирует образами вещей, не имея их в поле чувственного восприятия. «Размышляющей душе представления заменяют ощущения» (Аристотель). И с закрытыми глазами что-то представляется. Латинская пословица: знаем столько, сколько удерживаем в памяти.

Память играет важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно целое. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как незнакомые, не узнавая и не осознавая их. Чтобы осознать что-то, необходима аналогия, умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления. Представления - обобщенный чувственный образ предмета, сложившийся из прошлого созерцания, который когда-то воздействовал на органы чувств и потом восстанавливается по памяти; опосредованное воспроизведение образа предмета, образное знание о нем.

Ощущения и восприятия - начало сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может комбинировать и создавать новые образы. Представление - промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением. Познание невозможно без воображения, оно восполняет недостаток наглядности. Воображение вызывает имеющиеся в опыте (в подсознании) образы, связывает их и поднимает их до общих представлений. Воспроизведение образов осуществляется воображением произвольно, без непосредственного созерцания.

Признаки чувственного познания: непосредственное знание, наличие контакта; единственный источник информации; образность; но: знание о единственном, а не об общем; внешнем, а не внутреннем; знание явления, а не сущности.

В практической деятельности необходимо знание сущности, что достигают рациональным познанием связанным с деятельностью разума (рассудка), мышлением

Мышление – активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное, абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира; процесс создания новых идей. Формы мышления: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение

Понятие – форма рационального познания, мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки рода предметов, явлений, процессов. С помощью понятий познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны. В языке понятия обозначают словом, фразой. Различают обыденные понятия (дом, стол), научные (энергия, скорость). Общие понятия – философские категории (материя, время, качество, количество). Понятие – результат обобщения однородных предметов на основе существенных свойств.

Опровержение - высказывание в котором нечто утверждается или отрицается.

Суждение – форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета т.е. посредством связи понятий утверждаются (отрицаются) свойства, связи, отношения. В познавательной деятельности мы оперируем не понятиями о вещах, мы судим. Суждение истинно, когда связь понятий соответствует связи вещей.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из сопоставления суждений (посылок) выводится заключение (следствие) - логически выведенное новое суждение. Формы умозаключений: дедуктивные и индуктивные.

1) Дедукция (лат. выведение)- метод познания - выведение знания от общего к частному, единичному; переход от общих посылок к заключениям о частных случаях; логический вывод частных следствий из общего положения.

2) Индукция (лат. наведение) - метод исследования - выведение знания от частного к общему; от данных опыта, фактов к их обобщению, выводу, умозаключению - обобщенное суждение (обобщение результатов эксперимента); произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок.

В современной философии эмпирический и теоретический методы познания взаимосвязаны и взаимодополняемы, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, сложные задачи. Теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые, широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует, направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию методов и_средств. Если целью эмпирического познания является установление научных фактов, то от научной модели зависит, как будут «упорядочены и интерпретированы факты. По словам А. Пуанкаре, ученый создает язык, на котором говорится о факте. Следовательно, «всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений»; «эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой». Оба направления дополняют, корректируют друг друга. Для достижения достоверности, истинности их используют вместе.

Иррационализм - внерациональные формы познания: вера, воля, откровение, нирвана, экстаз – стремление к общей конечной цели – слияние Я с Абсолютом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.