Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение и интуиция как способы и формы познания и творчества




Творческое воображение, фантазия - средства развития способности человека преобразовывать мир. Законы фантазии отличны от законов логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным деталям, фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Богатое воображение предохраняет ученого от избитых путей. Человек, лишенный творческого воображения и идеи, в обилии фактов может не увидеть ничего особенного: он к ним привык. Для свершения великого нужна независимость от предрассудков и привычек.

Творческое воображение воспитывается ходом жизни человека, усвоением сокровищ духовной культуры человечества. Существенное значение играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности.

Логика научного открытия: от поисков и вычленения фактов, их отбора к обработке данных в результате наблюдения, эксперимента. Далее классификация, обо-бщение, выводы. На этой основе возникают гипотезы, проводятся их отбор и проверка на практике, в эксперименте. Затем формулируется теория и осуществляется предсказание. Но логика не исчерпывает духовных ресурсов творческого мышления.

Л.де Бройль: «Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и интуиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки. Так (поразительное противоречие!), наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием».

Интуиция - полуинстинктивное сознание стоящее выше обычного сознания, являющее по познавательной силе сверхсознание. Интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция схватывает многообразие особенностей объекта в их единоцельности, «заглядывая» на объект из-за «спины» интеллекта, с высоты сверхсознания. Это «умное созерцание», пронзающее мелочи частностей, вцепляющееся в суть объекта.

Опытный врач сразу может понять суть болезни, а потом обосновать правильность чутья. Деятели науки, искусства, полководцы, государственные, политические деятели, изобретатели отмечали, что самыми плодотворными периодами творческого процесса мышления являются моменты наплыва вдохновения, восторга и внезапного «озарения». На крыльях этого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности сознания, когда его взгляд на вещи становится максимально проницательным и он оказывается способным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновенно пробегая и перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в эти мгновения, по словам Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию.

Новые знания, не вытекающие из добытых ранее систем правил, могут быть получены эвристически, путем творческого поиска, не гарантируя заранее успеха: ищущий новое должен быть готов к тому, что его поиски могут кончиться неудачей. Научить человека «делать» открытия и мыслить творчески невозможно, как научить создавать шедевры искусства. Логика так же мало может помочь, как знание грамматических правил - научить создавать подлинно художественные стихи. Но интуиция не нечто сверхразумное или неразумное. В ней не осознаются признаки, по которым осуществляется вывод, и приемы, с помощью которых делается этот вывод. Интуиция - не только постижение истины, но чувство и понимание, что это истина. Это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней, и во сне она преследует его и требует ответа.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот. На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

П.Флоренский, говоря о путях обретения истины - задаче всякого познания, первоначально называет два: интуицию, т.е. непосредственное восприятие, и дискурсию, т.е. сведение одного суждения к другому, рациональный анализ. Подразумевая различные теории знания, он различает «чувственную интуицию» эмпириков, т.е. непосредственное восприятие объекта органами чувств, «субъективную интуицию», т.е. самовосприятие субъекта, у трансценденталистов и достаточно туманно им характеризуемую «субъективно-объективную интуицию» различных мистиков (мистика «естественная, без- или внеблагодатная» у индусов, персов, неоплатоников, в оккультных и теософских системах (Столп и утверждение истины с. 25; 622-624).

Поиски Флоренского в области мистической физиологии знаменуют собой стремление выйти за рамки господствующего типа познания, которое в современной философии ощущается как «усохшее» сравнительно с познанием, доступным людям прошлого. Современное господство научного типа познания ощущается как регресс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.