Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История педагогических идей и воспитательных практик




Тема 4.1. Педагогика в системе наук о человеке

 

Вопросы для обсуждения:

1. История педагогических идей и воспитательных практик

2. Педагогика как наука: объект и предмет, цель и задачи, основные категории

3. Связь педагогики с другими науками

4. Структура содержания педагогики

5. Понятие методологии педагогики. Методы педагогических исследований

Литература:

1. Жук, А.И. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. — Минск: Аверсэв, 2003

2. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса В 3 ч. Ч.1. / С.С. Кашлев — Минск: Зорны верасень, 2005

«Педагогика» — слово греческого происхождения (paida — дитя, gogike — вести), буквально оно переводится как «дето­рождение», «детовождение», или искусство воспитания. В Древ­ней Греции «педагогом» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагоги­ческими ценностями Византии и других стран. Столь обшир­ное наследие было воспринято восточными славянами одно­временно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и гре­ческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерус­ской книжности был свой канонический жанр «учительной ли­тературы», включавший тексты наставительного характера. На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое само­сознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передавать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому практика воспитания пер­воначально определялась как передача жизненного опыта лю­дей от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Воспитание было таким же обществен­ным явлением, как и любая другая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдель­ных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми, между людьми в обществе. Таким образом, в основе педагогики лежат представления о целена­правленном процессе передачи человеческого опыта и подготов­ки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

До того как зародилась письменность, педагогические суж­дения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педа­гогики вообще мы находим в сказках, былинах, песнях, час­тушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, загово­рах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скоро­говорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народ ных приметах. Только позже, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму и стали носить характер советов, неписаных правил и рекомендаций.

Однако наибольший интерес представляют разные инсти­туты воспитания и обучения, существовавшие в период сред­невековья в Древней Руси.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домаш­него воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти-семи лет малолетний княжич предавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжи­ча к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у род­ного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспита­ние детей родной сестры. В результате создавались оригиналь­ные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из вос­питателя племянников в своей семье в духовного и нравствен­ного наставника детей в семье родителей. С принятием хрис­тианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появился институт «мастеров грамоты» — одино­чек и школ «мастеров грамоты». Мастера грамоты были глав­ными лицами народного просвещения и подготовки духовен­ства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при мона­стырях и церквах. Обучение детей было тяжелым делом, тре­бовавшим времени и большой затраты сил, чтобы научить не­ многому — читать и писать.

История развития русского педагогического самосознания, с точки зрения П.Ф. Каптерева, выдающегося русского педаго­га конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церков­ный, государственный и общественный.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов — Сократа, Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и рас­крыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрож­дения (XIV—XVI вв.). В 1623 году англичанин Фрэнсис Бэкон (1561—1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогиче­ского опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) разработал содержательные понятия образования и соответству­ющую методологию, установив критерий педагогических ис­следований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он обосновал необходимость обучения и воспи­тания сообразно природе ребенка, на основе объективных за­кономерностей разработал систему принципов обучения, со­здал классно-урочную систему обучения, заложил основы клас­сического, или традиционного, образования.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469—1536) в Голландии, Дж. Локка (1632—1704) — в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784) - во Франции, И.Г. Песталоцци (1746-1827) - в Швей­царии, И.Ф. Гербарта (1776-1841) и А. Дистервега (1790-1866)- в Германии, Я. Корчака (1878-1942)- в Польше, Д.Дьюи (1859—1952) — в США и др. Постепенно преодоле­вался религиозный характер образования, расширялось содер­жание классического образования, основательно стали изучать­ся родной язык, история, география, естествознание. В XIX веке возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом были созданы предпосылки для становления педагогики в качестве учебной дисциплины. В педагогической практике получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических нака­заний в школах, преодоления средневековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятельности, отказа от «сло­весного воспитания», усиления нравственного воспитания, при­ближения образования к жизни, соединения обучения и вос­питания с трудом, специальной подготовки учителей как про­фессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики ста­ла теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем детей русского царя Алексея Михайло­вича и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывались Петр I и Иван V. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской акаде­мии, которая была открыта после его смерти в 1687 году и расширила систему высшего образования в Российском госу­дарстве. Симеон Полоцкий выступал против теории «врожден­ных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учите­лей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществ­ляться целенаправленно.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развива­лась в трудах М.В. Ломоносова (1711 — 1765), Н.И. Новикова (1744-1818), Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910), П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национально­сти и социального положения детей), светской (освобожден­ной от влияния церкви), а общее среднее образование — обя­зательным. Страна вышла в число ведущих по проценту насе­ления, имеющего общее среднее и высшее образование. Систе­ма образования строилась на идеях формирования всесторон­не и гармонично развитой личности, непрерывности и преем­ственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через кол­лектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К.Крупской (1869-1939), С.Т.Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918—1970) и др. В последние десятиле­тия XX века идеи и теории активизации обучения, проблем­ного, развивающего и личностно-ориентированного образова­ния, педагогики сотрудничества, технологизации образователь­ного процесса разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Ба-банским, В.П. Беспалько, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, И.С. Якиман­ской, педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шатало­вым, Е.Н. Ильиным и др.

В современных условиях педагогику рассматривают как на­уку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

• через систему образования «проходит» каждый человек: от дошкольного воспитания до повышения квалификации (последипломного образования);

• во многих странах создана система непрерывного образо­вания человека под девизом «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».

Спектр ответвлений педагогики расширился к концу XIX ве­ка и представляет большую систему педагогических знаний. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогичес­кой науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т. д.

Таким образом, термин «педагогика» употребляется в не­скольких значениях:

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каж­дый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педа­гогики. Ее рассматривают как одну из сфер человеческой де­ятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимо­связь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновре­менно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. По­этому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и сис­темного знания о развивающейся личности, которое «добыва­ется» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дис­циплину, которая включает в себя теоретические и практиче­ские аспекты обучения и воспитания человека на всех возраст­ных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогиче­ским, так и непедагогическим специальностям.

В-пятых, педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение, которое определяется педагогиче­ской культурой человека, качеством полученного им образова­ния, уровнем развития образовательной сферы в обществе.

 

2. Педагогика как наука: объект и предмет, цель и задачи, основные категории

Сегодня термином «педагогика» принято обозначать две области специфической человеческой деятельности, направ­ленной па социальное воспроизводство поколений людей, образование человека:

♦ педагогическая наука;

♦ педагогическая практика (хотя более точно обозначает педагогическую практику термин «педагогия»).

Педагогика как наука является исследовательской деятельность по изучению педагогической действительности человека по выработке и теоретическому обоснованию объективных знаний о педаго­гическойдействительности. Педагогическая действитель­ность составляет часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность человека. Слагае­мыми педагогической действительности являются обуче­ние и воспитание, педагогическое взаимодействие, педаго­гические средства и условия, содержание педагогического процесса, педагогические методы и т. д.

Педагогика как наука представляет собой отдельную от­расль знаний о педагогическом процессе и слагаемых педаго­гической действительности.

Педагогика как практика есть реальное взаимодействие участ­ников педагогического процесса целях их развития. Это дея­тельность педагога и учащихся

по созданию условий своего оптимального развития, опыт воспитания и обучения, опыт педагогического взаимодей­ствия.

Объектом педагогики выступает процесс развития лично­сти, т. е. те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название «обра­зования». Образование и есть та область окружающей действи­тельности, которую изучает педагогика.

Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор (ведущее условие) развития личности. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процес­са для совершенствования педаго­гической практики.

Данная цель может быть конк­ретизирована следующими задачами:

♦ разработка теоретических основ организации педагоги­ческого процесса;

♦ обоснование технологии педагогического процесса;

♦ обоснование оптимальных педагогических условий (ус­ловий развития учащихся и педагогов) развития личности;

♦ обоснование системы педагогических средств;

♦ разработка теоретических основ управления педагоги­ческим процессом;

♦ обоснование содержания и структуры профессиональ­ной педагогической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.