КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины и определения
Качество является по своей сути выражением свойств предметов и явлений. В связи с тем, что самих предметов и явлений множество, для их обобщения вводится понятие «объект качества». Объектом качества по международным стандартам серии ИСО выступают: · деятельность или процесс; · продукция (результат деятельности или процесса), которая, в свою очередь, может быть материальной, или нематериальной, или комбинацией из них; · организация, система или отдельное лицо; · любая комбинация из них. В понятие «продукция» в прикладных сферах вкладывается различное значение. Так в бухгалтерском учете можно столкнуться со следующим перечнем: товары, продукция, работы, услуги, тем самым подчеркивается производственная и материально осуществленная форма продукции как таковой. В управлении качеством продукция – более комплексное понятие. Это – результат деятельности фирмы (или процессов), который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Свойства продукции – это объективная особенность, проявляющаяся при создании, эксплуатации или потреблении продукции. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (например, оборудование длительного использования), а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Качественная или количественная характеристика любых свойств продукции называется ее признаком. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия и пр. Качественные признаки могут носить альтернативный характер и иметь только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие или отсутствие дефектов.
Количественные признаки продукции являются ее параметрами (например, скорость, мощность и пр.). Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. Качественные признаки продукции, по которым потребители судят о товаре или услуге, не подвержены измерениям и точным цифровым значениям, в этом отношении их определение является более сложным. Требования к качеству могут определяться как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью воплощения их в объекте и проверки. Термин “требование” охватывает как рыночные контрактные требования, так и внутренние требования организации. Они могут быть разработаны, детализированы и актуализированы на различных этапах планирования. Важно, чтобы требования к качеству были выражены на начальной стадии в функциональных терминах и задокументированы. Требования к качеству представляют возможность проверки и подтверждения их выполнения. При определении требований к качеству должны учитываться и требования общества, под которыми понимаются обязательства, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и других соображений, не всегда зафиксированных в перечисленных документах. Под другими соображениями в данном случае подразумеваются защита окружающей среды, здоровье, безопасность, надежность, сохранение энергии и естественных ресурсов. Требования общества включают юридические и нормативные требования, границы которых подвижны и могут меняться. Следует подчеркнуть, что требования общества в современных условиях становятся все более жесткими во всем мире.
По мере развития общественного производства изменялся подход к требованиям к качеству продукции. В условиях становления промышленного производства основными требованиями к качеству являлись точность и прочность, а масштабы производства позволяли проводить проверку каждого изделия. Со временем продукция становится все более сложной, число характеристик (свойств) продукции растет, а, значит, и требования к качеству постоянно возрастают. Возникла система контроля качества, суть которой сводилась к обнаружению дефектной продукции и изъятию ее из производственного процесса (причем, чем раньше это изъятие произойдет, тем меньшие последствия будут иметь место для предприятия - производителя) В условиях жесткой конкурентной борьбы системы контроля качества было недостаточно. Начала складываться концепция управления качеством, которая опиралась на процесс создания качества[4]. Рисунок 1 - Процесс создания качества
В соответствии с новой концепцией, управление качеством сосредотачивалось на каждом этапе создания продукта, а не только лишь на результате производственной деятельности. В новой концепции контроль продолжает играть важную роль, но он рассматривается наряду с такими процессами, как анализ, планирование и прогнозирование качества. По сути дела, мы говорим о так называемом «встраивании» качества в конструкцию и технологию, когда продукция еще находится на стадии разработки. Процесс начинается с получении информации о рынке и выявлении нужд потребителей, после чего эти сведения преобразуются в технические и конструктивные требования, в подготовку производства, закупки, производство и т.д. Пример структурирования требований к качеству в процессе создания нового продукта на японской корпорации Dynic Corporation приведен в вшивке данной главы.
В дальнейшем процесс создания качества трансформировался в системы менеджмента качества, рассматриваемые в разделе 4 настоящего пособия. Система управления качеством создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Система управления качеством представляет собой согласованную структуру, действующую на предприятии и включающую эффективные технические, управленческие и организационные методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее полное взаимодействие всех подсистем предприятия, в том числе людей, машин и информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Система управления качеством включает в себя 3 ключевых принципа, которые лежат в основе технических, управленческих и организационных методов, обеспечивающих функционирование и развитие системы качества: · Обеспечение качества; · Управление качеством; · Улучшение качества. В стандарте ИСО 8402 дано следующее определение: «Обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству». В связи с громоздкостью такого определения выделим его суть, отбросив второстепенные определения и обстоятельства. Обеспечение качества – планируемые и систематически выполняемые организацией – производителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. К ним могут относиться работы по контролю качества продукции, организации труда персонала направленной на повышение качества и т.д.
Процесс обеспечения качества реализует как внутренние, так и внешние цели обеспечения качества. Внутренние цели обеспечения качества в рамках организации создают уверенность у руководства, в том, что требования заказчиков будут выполнены. Внешние цели обеспечения качества - в контрактных или других ситуациях, создают уверенность у потребителей или других лиц, что требования контракта будут выполнены. Указанные цели достигаются двумя путями: - проведением испытаний (измерений) продукта / услуги для установления их соответствия или несоответствия заданным требованиям или стандартам. - оценкой организации – производителя относительно ее возможности стабильно производить продукты / услуги с заданным уровнем качества. Управление качеством - к нему относятся методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности направленные как на контролирование процессов, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования подразделений предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукции для достижения экономической эффективности. Улучшение качества - это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование системы управления предприятия и производства, а также системы качества. Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства или системы управления предприятием. Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при более низкой цене. Достигается улучшение качества посредством реализации следующих мероприятий: - улучшением (повышением) уровня стандартных показателей качества; - введением новых стандартов с более высоким уровнем качества; - осуществлением инноваций. Система качества реализует политику в области качества. Политика в области качества определяет основные задачи и цели организации в области качества. Систему качества можно представить в виде пирамиды качества[5] в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2 - Пирамида качества
Общая направленность на наиболее полное удовлетворение потребителя, реализуемая в концепции всеобщего качества (TQM), предполагает проведение серьезной внутренней работы, основанной на лидерстве, мотивации, высоком организационно-техническом уровне производства. Качество фирмы выражается в системной реализации мероприятий по повышению качества продуктов и процессов производства, реализации политики качества в принимаемых управленческих решениях и планировании. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации. Качество должно пронизывать всю организацию целиком, включая каждого ее сотрудника, отделы, службы, оно должно стать частью культуры – только в этом случае потребитель получит от организации высококачественные товары и услуги. Таким образом, становится очевидным, что система управления качеством охватывает все уровни управления предприятием, а именно: · Стратегическое управление; · Оперативное управление; · Управление на уровне ежедневных транзакций. Стратегическое управление - связано с тем, что обеспечить более высокий уровень качества без совершенствования технологии производства и управления невозможно, а задача такого совершенствования относится к задачам стратегического развития предприятия. Оперативное управление связано с управлением качеством всех процессов предприятия при достигнутом уровне развития, т.е. зоной управления качеством. Управление на уровне ежедневных транзакций связано с контролем и мониторингом выполнения процессов, что является исходной информацией для улучшения качества. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |