Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика ландшафтных исследований зарубежных стран




Специфика современного ландшафтоведения

· Ландшафтоведение выступает как интегрирующая концепция 21 века. Суть: к ландшафту относят не только природные компоненты, но и человека и продукты его деятельности. То есть мы живем в этом ландшафте. Ландшафт – все, что нас окружает и системы, которые создает человек. Отношение между природой и обществом рассматривается как целостность. Ландшафт рассматривается как понятие принадлежащее не только географии, но и значительно большему полю культуры (М.Д.Гродзинский)

· Экологизация ландшафтоведения. Решение экологических проблем выходит на первое место. Формируется ландшафтная экология, в результате взаимодействия теоретической экологии и ландшафтоведения. Термин «экология ландшафта» введен Е.Геккелем в 1866 г.

· Гумманизация ландшафтоведения. Наука решает проблемы связанные с интересами человека. Как человек воспринимает ландшафт, в каком ландшафте ему наиболее комфортно, вопросы обустройства ландшафта и др. Антропоцентризм выступает с положительной стороны. Развивается эстетика, дизайн ландшафта. Формируется новаянаука видеоэкология, изучающая воздействие эстетических свойств ландшафта на человека.

· Эниологическое представление о ландшафте (Г.И.Швебс). Базируется на гипотезе об энерго-информационном поле — новом виде материи. Наиболее ярко в ландшафте проявляются так называемые геоактивные структуры (геопатогенные и геомантийные зоны), аномально воздействующие на все компоненты ландшафта.

Немецкая школа: А. Гетнер, З. Пассарге, К. Троль, Э. Неев, Г. Хаазе, И. Шмихюзен.

Специфика: ландшафт представляли как природно-антропогенную систему.

Французская школа: Э. Реклю, Ж. Бертран, Ж. Вейбер, Ф. Бриссар.

Специфика: изучается восприятие человеком в ландшафте. Развивается эстетика и дизайн ландшафта

Школа США: Р. Чорли, Б. Кенеди, К. Зауэр.

Специфика: Ландшафт рассматривается как объект природопользования. Четко прослеживается хозяйственная направленность.

В конце XIX-первой половине XX вв. в географии западных стран господствовал хорологический подход (А. Геттнер, Р. Хартшорн, Ч. Колби, В. Финч и др.). Считалось, что любое деление земной поверхности не может быть объективным. Географию пытались ограничить только прикладными задачами. Ландшафт рассматривался либо как пейзаж, либо как произвольно выделяемая часть территории. На этом фоне выгодно отличались взгляды 3. Пассарге и А. Пенка (Германия) и Видаля де ля Бланша (Франция), которые были близки русским ученым. Однако при этом ландшафты выделялись формально, путем механического наложения друг на друга отдельных компонентов, часто с учетом хозяйственных явлений. В физико-географическом районировании к русским работам были близки взгляды англичанина Э.Дж. Гербертсона, американца Ч.Р. Драйера, немецких ученых Г. Фишера и М. Гейстбека.

Подобное положение сохранялось на западе и в 40-60-ых годах. Однако в Германии Г. Бобек, Г. Кароль, Э. Винклер и др. пришли к выводу, что у географии должен быть свой объект исследования— ландшафт. Объем его толковался по— разному. Внутри ландшафта предлагалось выделять от 3-х до 5-ти морфологических единиц (Г. Бобек, И. Шмитхюзен, К. Паффен, К. Тролль). Были выполнены работы по физико-географическому районированию Германии в масштабе 1:1000000. Формируются ландшафтно-экологические представления К. Тролля. Согласно им, изучалось функционирование экотопов и баланс вещества. В 50-ые годы ландшафтные исследования, опиравшиеся на взгляды советских ученых, начались в Польше (Е. Кондрацкий).

В этот период в англоязычных странах, по мнению А.Г. Исаченко, к идее географического комплекса близко подошли Ф. Анерт и Д. Миллер. Стихийно ландшафтный подход складывался при проведении прикладных работ при городском, сельскохозяйственном и лесном планировании (Англия, США, Австралия, Канада) (работы К. Джонса, Дж. Худсона, А. Доуэра и др). К сожалению, комплексное картографирование при этом проводилось путем механического наложения друг на друга карт отдельных компонентов.

К 80-ым годам на западе возникло новое направление — экология ландшафта. В Северной Америке объектом ее изучения является мозаика ячеек, матриц, коридоров, сетей. Объем этих понятий жестко не установлен (Р. Форман, М. Гордон). В Западной Европе, по мнению А. Рихлинга, основной единицей изучения стал экотоп. И лишь в Германии, Польше, Голландии (И. Зоннерфельд), отчасти во Франции (Ж. Трикар, Г. Ружери) взгляды ряда ученых приближаются к представлениям генетического ландшафтоведения.

Своим появлением экология ландшафта обязана, в основном, биологам и инженерам, обустраивающим ландшафт. Это наложило свой отпечаток на характер исследований. Оно усугубилось слабым знакомством западных ученых с достижениями генетического ландшафтоведения. Отсюда большой разнобой во взглядах на объект исследования и способы его изучения. Сейчас трудно сказать, станет ли экология ландшафта частью всего ландшафтоведения или только его прикладного раздела (что вероятнее). Однако, несомненно, она уже вносит вклад в разработку новых методов полевого изучения ландшафтов, в моделирование природных и хозяйственных явлений, а также в планирование, организацию ландшафта и уход за ним.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.