Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование личности

Человеческую личность необходимо рассматривать как развивающуюся по опре­деленным стадиям (этапам) во взаимодействии со средой.

Концепции развития личности по этапам

Таблица

Представители Сущность концепций
3. Фрейд, Э. Эриксон смена кризисов психосоциальной идентичнос­ти
А. Маслоу и К. Роджерс реализация потребности в самоактуализации
Ж. Пиаже периодизация умственного развития
Ш. Бюлер развитие интенций (намерений, це­лей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор
А. В. Петровский процесс вхождения и интеграции с со­циальной средой
В. И. Слободчиков становление челове­ческой субъективности через рефлексию

 

Социализация - усвоение индивидом социального опы­та, в ходе которого формируется конкретная личность.

Черты личности - подход к формированию личности, основанный на выделении ее черт, пытается определить та­кое их сочетание, которое лучше всего отражает личность. Считается, что черты организованы в иерархию, начи­ная с конкретных реакций и кончая общими стилями психо­логического функционирования. Их можно охарактеризовать частотой, интенсивностью и диапазоном ситуа­ций. В человеческом поведении и личности существуют естественные структурные единицы, которые могут быть выявлены с помощью факторного анализа.

 

Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности.

Детерминанты личности - это группы факторов, предопределяющие

формирование и развитие личности. Наиболее исследованные являются биологические, социальные, ситуационные и культурные детерминанты.

Таблица

Характеристика детерминант личности

Детерминанты Факторы, их составляющие Воздействие
Биологические наследственные, генетические, физиологические прямым и косвенным образом
Социальные родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я_концепция, архетипы постоянное, процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение
Культурные характеристики обширной социокультурной среды существенно влияют на личность и формируют ее иерархию ценностей, социальную динамику
Ситуационные характеристики обширной социокультурной среды воздействуют, часто непредсказуемо

 

Факторный анализ является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других; тем самым он фиксирует элементы струк­туры личности, которые называют факторами. Появившиеся в результате факторы отражают черты личности, которые мож­но интерпретировать и называть, находя то общее содержание, которое объединяет все связанные с фактором признаки.

Наиболее известны из тео­ретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, Л. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем из Большой пятерки (OCEAN): О - Открытость к освоению нового опыта, С – Сознательность, Е – Экстраверсия, А – Доброжелательность, N - нейротизм или эмоциональная стабильность.

Данная модель подтверждается факторным анализом слов, обозначающих черты личности, то есть люди в разных культурах, говоря на разных языках, конструируют личность в соответствии с пятифакторной моделью. Личностные черты существуют потому, что играют важную роль в процессе естественного отбора.

В каждом из факторов Большой пятерки выделяются шесть специфических граней (более конкретные черты, компоненты, из которых складывается обобщенный фак­тор Большой пятерки), которые оцениваются по шкале из­мерения грани.

По существующим стандартизированным тестам можно составить индивидуальный профиль личности по этим пяти факторам и сопоставить его с профилем работы, профилем профессии, которые отражают уровень предъявляемых требований к этим характеристикам личности работника. Такого понятия, как хороший или плохой профиль личности, не существует. Каждый человек уникален и имеет свою неповторимую индивидуальность, которая может лучше или хуже соответствовать различным типам трудовых ситуаций. Специалисты в области черт личности полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам «Большой пятерки» остаются стабильными примерно после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост оценок, что позволяет некоторым психологам утверждать, что, подобно интеллекту и физическому росту, черты личности, очевидно, имеют свою точку полной зрелости. Развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни.

Эта модель может успешно применяться при профессиональной ориентации, диагностике личности, т.к. пять основных характеристик тесно связаны с совместной деятельностью в условиях организации и вместе с физическими характеристиками и способностями влияют на успех выполнения служебных функций и обязанностей.

 

3.4. Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса.

Крис Арджирис предложил модель работающего человека, которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты. Арджирис считал, что человеческая личность в любом возрасте развивается не столько от стадии к стадии, сколько в разной степени и по разным аспектам преобразуется на пути от незрелого до зрелого состояния, характеризующегося соотносительностью и субъективной значимостью набора из семи основных параметров для самой личности. Арджирис утверждает, что по мере приобретения людьми опыта и самоуверенности в своей работе они могут быть описаны, скорее всего, параметрами, соответствующими зрелому возрасту (раз ной степени активности, независимости, разнообразием поведенческих моделей и т. д.). Эта модель дает метод описания и измерения роста отдельной личности в условиях определенной организационной культуры и важные рекомендации для менеджеров, которые должны стараться стимулировать активность, независимость, карьерный рост личности и способствовать раскрытию ее способностей. К сожалению, Арджирис заявляет, что организации типично спроектированы для поощрения и вознаграждения «незрелости» и для подавления и наказания «зрелости». Если он прав, то основной конфликт (несоответствие) существует между людьми с запросами зрелой личности и природой формальных организаций, в которых они работают. Это несоответствие является отправным моментом в понимании взаимодействия личности (индивидуальными свойствами личности, ее установками, потребностью самоактуализации) и требований организации (регламентацией деятельности, должностными инструкциями и т. д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура личности. Человек - один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, ложной социальной организацией и трудовой деятельностью | Личность и работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.