Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасль, регион, страна

Конкурентные преимущества отрасли схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль. Так, например, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся: высокий уровень конкурентоспособности страны, активная господдержка малого и среднего бизнеса, качественное правовое регулирование экономики страны, высокий научный уровень управления и т.д. Внутренние конкурентные преимущества также схожи с конкурентными преимуществами предприятий: высокая потребность в товаре отрасли, оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли, оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции, высокий удельный вес конкурентоспособного персонала, качественная информационная база и т.д.

Р. А. Фатхутдинов укрупнено подразделил все отрасли и сферы на три групп:

1. Конкурентоспособные на внешнем рынке: добыча нефти, газа, военная техника, некоторые виды проката черных и цветных металлов, отдельные достижения в сферах здравоохранения, образования.

2. Неконкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках: социальная и производственная инфраструктура, сельское хозяйство, научное, нормативно-методическое и информационное обеспечение всех ветвей власти.

3. Частично конкурентоспособные на внутреннем рынке: отдельные отрасли народного хозяйства и сферы деятельности.

Оценку конкурентоспособности отрасли предлагается осуществлять, исходя из 30 наиболее значимых по объему продаж товаров по формуле (3.1):

, (3.1)

где Котр – конкурентоспособность отрасли;

i = 1,2…30 – товары отрасли, являющиеся лидерами по объему продаж в расчетном году;

Кri – конкурентоспособность i-го товара в расчетном году, доли единицы.

Кri рассчитывается по формуле (3.2):

, (3.2)

где - конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы;

- эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица;

- эффективность лучшего образца – конкурента, используемого на данном рынке;

- корректирующие показатели, учитывающие конкурентные преимущества.

Идеальное (максимальное) значение конкурентоспособности отрасли равно 30, т.е. тогда, когда все 30 наиболее значимых товаров отрасли имеют конкурентоспособность равную 1. На практике его значение может находиться в пределах 15 – 20.

К разновидностям региональных образований следует относить: республики, края, области и города.

Конкурентные преимущества региона определяются следующими факторами:

· конкурентоспособность страны,

· природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона,

· предпринимательская и инновационная активность в регионе,

· уровень соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам.

· Уровень международной интеграции и кооперирования региона.

На основе перечисленных групп факторов каждый регион, страна может сформулировать свои конкурентные преимущества и использовать их в своих целях.

Конкурентоспособность региона рекомендуется осуществлять по той же методике, что и конкурентоспособность отрасли, страны, подставляя в формулу показатели по данному региону.

Конкурентные преимущества страны:

· высокие расходы из госбюджета на НИОКР,

· высокие расходы в развитие человека,

· стабильность правовой и политической системы страны,

· доля ВВП на душу населения,

· высокая продолжительность жизни,

· высокая эффективность использования ресурсов,

· оптимальный экспорт,

· низкая инфляция,

· наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение,

· значительная доля конкурентоспособных фирм,

· гибкость финансовой системы страны,

· динамичность внутреннего рынка, отсутствие сверхнормативной государственной задолженности,

· высокий уровень образованности населения,

· высокая конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний,

· открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования,

· высокое качество инфраструктуры рынков и регионов,

· низкие налоговые ставки и таможенные платежи,

· высокая культура бизнеса в стране,

· высокий уровень информационного обеспечения управления.

Конкурентоспособность государств, предприятий, материальной продукции и услуг в широком понимании – это комплексное свойство, определяемое совокупностью показателей, на основе которых формируются предпочтения потребителей. Каждый уровень конкурентоспособности характеризуется целым комплексом показателей.

Конкурентоспособность государства определяется многочисленными показателями. Женевская организация «Юропиен Менеджмент Форум» проанализировала и выделила 10 групп показателей.

1. Динамизм экономики. Этот показатель включает следующие показатели:

· Темпы экономического развития;

· Состояние национальной валюты;

· Уровень промышленного производства (уровень технологий, объем производства товаров на душу населения и т.д.)

Всего в этой группе – 25 критериев.

2. Эффективность промышленного производства. Эта группа характеризует уровень промышленного производства, достигнутый в стране. Сюда включают следующие показатели:

· Прямые затраты на оплату рабочей силы.

· Косвенные затраты на оплату рабочей силы.

· Энергоемкость.

· Ресурсоемкость.

· Соотношение доходы/расходы.

· Обучение.

· Текучесть.

· Нарушение дисциплины, прогулы и т.п.

3. Динамизм рынка. Эта группа определяет привлекательность рынка данной страны для производителей. Включает следующие характеристики:

· Объем потребительских расходов на душу населения.

· Совершенствование послепродажного обслуживания.

· Изменение технического уровня качества реализуемых товаров.

· Изменение дизайна реализуемых товаров.

4. Развитие финансовой системы. Определяет состояние и возможности финансовой системы. Включает следующие характеристики:

· Состояние финансовой системы.

· Деятельность банков.

· Рынок ценных бумаг.

5. Развитие рынка рабочей силы. Характеризует трудовой потенциал государства. В эту группу входят показатели:

· Численность населения.

· Темпы роста населения.

· Темпы роста рабочей силы.

· Уровень безработицы.

· Уровень образования и квалификации.

· Средний возраст.

· Средняя продолжительность жизни и т.п.

6. Роль государства. Это особая группа характеристик, которые определяют стратегию государства, связанную с развитием экономики и финансовой системы данной страны. К данной группе относятся:

· Система налогообложения.

· Содержание экономической политики.

· Политика в области охраны окружающей среды и безопасности.

· Доля государственного сектора в национальном доходе.

7. Ресурсы и инфраструктура. Эта группа определяет возможности страны, связанные с обеспечением высокоэффективного производства соответствующей материальной базой и материальными компонентами. Особенность этих компонентов состоит в том, что их улучшить или очень сложно, или невозможно. Сюда включаются:

· Природные ресурсы.

· Обеспеченность поставщиками.

· Соотношение производства товаров потребительского и производственного назначения.

· Основные фонды и их модернизация.

· Капитальное строительство.

8. Готовность стимулировать торговую деятельность. Определяет государственную политику в области развития рыночной торговой деятельности. Включает показатели:

· Налоги на торговлю.

· Свобода торговли.

· Кредитование торговли.

· Выделение земли и инвестирование в торговлю.

9. Политика страны в отношении нововведений. Показывает инновационные возможности государства и его стремление их развивать. В эту группу входят:

· Финансирование фундаментальной науки.

· Готовность руководства страны и фирм к реализации новых идей, освоению новых изделий, производственных процессов, технологий и т.п.

10. Социально-политическая обстановка. Показывает, насколько политика государства и стратегия товаропроизводителей ориентированы на социальную сферу и отражают мнения и настроения в обществе. Включает показатели:

· Величина и распределение доходов в обществе.

· Трудовые отношения в производственной сфере.

· Инвестиции в социальную сферу и образование.

· Стабильность политической обстановки.

Эту методику использовал в 1995 –1996 гг. Всемирный банк. По этим критериям на первом месте были США. Россия была на 48-м, последнем месте из оцениваемых стран.

В конце 1997 и 1998г. оценка конкурентоспособности стран осуществлялась по другой методике. В основу были приняты 9 критериев:

1. Политический риск (в смысле возврата своих денег); весомость критерия – 25 баллов из 100.

2. Экономические перспективы (25).

3. Показатель внешней задолженности (10).

4. Долг в связи с дефолтом или в связи с реструктуризацией долга (10).

5. Рейтинг платежеспособности по кредитным долгам (10).

6. Доступ к банковским ресурсам (5).

7. Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам (5).

8. Доступ к рынкам капиталов (5).

9. Предоставление форфейтинговых услуг (5).

В 1997г. на 1-м месте были США, Россия – на 78-м. В конце 1998г. на 1-м месте был Люксембург, Россия – на 127-м месте из 180 стран[1].

Российские авторы предлагают оценивать конкурентоспособность страны на основе следующих принципов:

1. Применение преимущественно количественных методов оценки. Количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности. Максимальный уровень конкурентоспособности страны должен быть равен или больше единицы.

2. Оценивать конкурентоспособность с точек зрения политического, экономического, духовного, экологического, социального и т.д. развития страны или человека.

3. Применять показатели, отражающие прошлое, настоящее и будущее развития страны.

4. Формула оценки конкурентоспособности страны должна быть идентична формулам оценки товаров, организаций, с определением весомости показателей.

5. В формулу должен быть включен показатель, который отражает естественные конкурентные преимущества страны

6. Показатели не должны иметь прямую зависимость от размера страны, ее численности. Использовать относительные показатели, чтобы можно было включить в оценку все страны и они были бы сравнимы.

7. Оценка должна осуществляться ежегодно органами ООН.

На основе этих принципов можно определить конкурентоспособность страны по формуле (3.3):

, (3.3)

где - показатель конкурентоспособности страны;

- значимость i – го показателя фактора конкурентоспособности, i = 1, 2… n; = 1

Кi – конкурентоспособность i-го показателя можно определить (3.4):

, (3.4)

где П стрi – абсолютное значение i-го показателя страны;

Пнi – нормативное (лучшее в мире, плановое) значение i-го показателя страны, к которому она стремится.

С методической точки зрения страна не может претендовать на превосходство или планировать его по всем показателям конкурентоспособности. Поэтому некоторые показатели будут не максимальными, а оптимальными для данной страны.

Процедура оценки конкурентоспособности страны выглядит так. На первом этапе оценки конкурентоспособности собирается информация и проверяется ее достоверность. На следующем этапе устанавливаются нормативы оптимального уровня, которым должны отвечать или стремиться к ним та или иная страна. Нормативы чаще всего являются стратегическими.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите уровни конкурентоспособности.

2. Какие детерминанты конкурентного преимущества страны определены М. Портером? Каково содержание модели конкурентных сил М. Портера?

3. Что такое эксклюзивная ценность?

4. Перечислите ключевые факторы конкурентоспособности следующих объектов: персонала, продукции, предприятия, отрасли, региона, страны.

5. Что такое конкурентоспособность страны? Какие показатели используются при ее оценке?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предприятие | Характеристика конкурентной среды предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.