Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация и оценка персонала

Шекшня С. В. Управление персоналом в современных организациях. – М., 2002. – 368 с.

Определите, за счет каких внутренних и внешних источников может быть покрыта потребность в персонале в планируемом году, отметьте преимущества и недостатки источников и определите конкретные потребности в персонале в плановом периоде для организации, где вы работаете или проходили практику.

Этап 3

Этап 2

Первый этап

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Шекшня С. В. Управление персоналом в современных организациях. – М., 2002. – 368 с.

2. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и д оп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365 с.

 

 

Задание 1. В организации сложилась ситуация необходимости потребности в персонале извне. Рассмотрите возможности различных источников и путей покрытия этой потребности.

 

Сгруппируйте основные источники предложения рабочей силы на рынке труда и обсудите вопросы, касающиеся каждого источника. Результаты обсуждения занесите в таблицу

 

Вид источника привлечения персонала Какой процент предложений может быть получен благодаря этому источнику? Для привлечения какого персонала служит в большей степени данный источник?
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

Обсудите названные источники привлечения персонала и запишите аргументы «за» и «против». Результат оформите в таблице.

Источник 1. –
«за» «против»
   
   
   
   
   
   
   
   
Источник 2. –
«за» «против»
   
   
   
   
   
   
   
   
Источник 3. –
«за» «против»
   
   
   
   
   
   
   
   
Источник 4. –
«за» «против»
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Источник 5. –
«за» «против»
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 

Совместное обсуждение полученных аргументов «за» и «против» использования тех или иных источников покрытия дополнительной потребности в персонале, принятие решений – в какой из ситуаций эффективнее обращение к тому или иному источнику.

Задание 2. Одним из разделов оперативного плана работы с персоналом организации является раздел «Планирование привлечения персонала». Анализ показал, что организация не сможет полностью покрыть потребность в персонале за счет внутренних ресурсов.

Источники покрытия потребности в персонале оформите в таблице

Источники покрытия потребности в персонале
Покрытие потребности в рабочей силе за счет работников предприятия Систематическое наблюдение за рынком труда Конкретные меры по привлечению рабочей силы Прием на работу
       
         
         
         
         

Литература:

2. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и д оп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365 с.

 

 

Задание 1. Протестируйте себя, используя тест «Стресс в процессе адаптации».

Внимательно продумайте каждую из представленных ниже ситуаций и решите, какие в каждой из них у вас возникли бы реакции. После краткого описания каждой ситуации дана серия реакций, которые нужно оценить ответом «да» или «нет». Для этого возьмите лист бумаги, проставьте нумерацию ситуаций от 1 до 18 и против каждой цифры напишите выбранные ответы: «а» или «б». В каждой ситуации будет по шесть реакций на выбор.

Например: 1 – а, а, б, а, б, б.

2 – б, б, б, а, а, б.

Ситуация Ваши реакции Да Нет
  На вечере вас вдруг попросили сказать присутствующим несколько слов Сердцебиение Нервозность Веселость Спокойствие Смущение Покраснение лица б б а а б б а а б б а а
  Вы спешите на встречу. По дороге вы встречаетесь со знакомым, который начинает расспрашивать вас о каких-то важных для него делах Дружелюбие Агрессивность Дрожание рук Спокойствие Нетерпение Потливость а б б а б б б а а б а а
  Вас пригласили к 8 часам утра в вышестоящее учреждение. Вы приходите в приемную к назначенному времени, но вам приходится ждать вызова целый час Недружелюбие Злость Самоконтроль Сердцебиение Веселость Потливость б б а б а б а а б а б а
  За праздничным столом вы разлили почти целую бутылку вина Веселость Смущение Безразличие Невнятное бормотание Естественный смех Покраснение лица а б а б а б б а б а б а
  Вас задержали за проезд в автобусе без билета Покраснение лица Спокойствие Дрожание рук Веселость Чувство стыда Естественный смех б а б а б а а б а б а б
  Вы провели вечер в ресторане. Когда собрались оплатить счет, то обнаружили, что кошелек с деньгами оставили дома Покраснение лица Спокойствие Сердцебиение Веселость Смущение Потливость б а б а б б а б а б а а
  На ходу у вашей машины лопнула шина. С большими усилиями вы справились с управлением Спокойствие Злость Потливость Самоконтроль Растерянность Сердцебиение а б б а б б б а а б а а
  Вы возвращаетесь домой, открываете дверь и видите, что весь пол квартиры залит водой Спокойствие Бездействие Дрожание рук Самоконтроль Злость Веселость а б б а б а б а а б а б
  Вы сдаете экзамен. Вас просят подойти к экзаменатору. Вы слышите его неприятный и недружелюбный голос Бледность Дрожание рук Спокойствие Уверенность Потливость Тревога б б а а б б а а б б а а
  Вы поднимаетесь в лифте. Вдруг лифт останавливается между этажами Веселость Спокойствие Злость Сердцебиение Неприятное ощущение Невозмутимость а а б б б а б б а а а б
  Вы несете найденный в поезде чемодан. Вам говорят, что в чемодане может быть взрывное устройство Спокойствие Волнение Уверенность Страх Сердцебиение Дрожание рук а б а б б б б а б а а а
  При обсуждении одного вопроса после высказывания вами своей точки зрения, все присутствующие начали над вами посмеиваться Покраснение лица Веселость Спокойствие Злость Самоконтроль Смущение б а а б а б а б б а б а
  Вы повздорили со своим дру­гом. В конце концов ваш друг сказал: «Я не хочу больше знать тебя» Агрессивность Спокойствие Веселость Волнение Сердцебиение Самоконтроль б а а б б а а б б а а б
  Вы написали заявление о посту­плении на работу. Вас вызвали в отдел кадров. Когда вы вошли, инспектор по кадрам сказал: «Садитесь. Ваше заявление да­леко не безупречно» Волнение Спокойствие Невнятное бормотание Покраснение лица Хладнокровие Смущение б а б б а б а б а а б а
  Вы танцуете. Ваша партнерша говорит: «Нельзя сказать, что Вы хороший танцор» Веселость Смущение Злость Покраснение лица Хладнокровие Естественный смех а б б б а а б а а а б б
  При обсуждении какого-то во­проса один из присутствующих сказал вам: «Вам нужно бы иметь собственное мнение» Агрессивность Самоконтроль Смущение Потливость Хладнокровие Невнятное бормотание б а б б а б а б а а б а
  В разговоре вы случайно выска­зали свои истинные намерения. Собеседники поняли, что рас­сказывая вымыслы, вы хотели создать себе авторитет Смущение Покраснение лица Невнятное бормотание Хладнокровие Веселость Дрожание рук б б б а а б а а а б б а
  Ваш начальник недоволен ва­шей работой. Он критически анализирует ваши действия Спокойствие Покраснение лица Самоконтроль Волнение Невнятное бормотание Улыбка смущения а б а б б б б а б а а а

 

Сверьте результаты ответов с ключом теста.

Ключ: для оценки своей способности выносить стрессовые нагрузки под­считайте количество выбранных ответов с отметкой «а» из всех 18 ситуа­ций. Определите способность по совпадению баллов с оценкой в таблице:

Количество всех ответов «а» Способность переносить стрессовые ситуации
88-108 Высокая
60-87 Средняя
0-59 Низкая

Задание 2. Прочитайте ситуацию «Система оценки персонала в компании «Экотехнологии» и ответьте на вопросы.

Менеджер любой компании знает, что основной капитал компа­нии - ее сотрудники. В сфере же высоких технологий персонал играет определяющую роль. Создать эффективную систему работы с персона­лом достаточно сложно. Это не компьютерная программа, которую можно купить и установить. Ее нужно создавать самим компаниям. Причем для каждой фирмы она будет уникальна. Рассмотрим опыт ве­дущей компании «Экотехнологии», которая работает на рынке пять лет. В ней работают 650 человек.

Каждый сотрудник должен максимально соответствовать занимае­мой должности. На должностные обязанности у каждого сотрудника разные, и на каждой позиции требуются различные качества. Так, мар­кетологу совсем не обязательно быть лидером, в то время как руководи­тель проекта должен обладать хорошо выраженными лидерскими каче­ствами. Чтобы понять, какие качества сотрудников для компании являются наиболее важными, необходимо начать с анализа ее миссии, из ко­торой вытекают цели и задачи сотрудников.

Компания «Экотехнологии» определила для себя следующие ос­новные факторы:

· знания;

· опыт;

· личные характеристики (творчество, лидерство, умение работать в команде, организованность);

· выполнение поставленных задач (степень и качество).

На основании этих параметров проводится аттестация сотрудников, и на ее основе каждому присваивается квалификация, или же так назы­ваемый грейд, определяющий ценность его для компании. Чем выше оценка, тем выше грейд. Уровень заработной платы и размер социаль­ных льгот зависят от уровня квалификации работника.

Аттестация проходит по принципу «сверху вниз», и сотрудник оценивается не специальной комиссией, а линейным руководителем. Сначала директор оценивает своих заместителей, затем заместители – своих подчиненных и т. д. Каждый начальник заполняет на сотрудника аттестационный лист и оценивает его профессиональные и личные ка­чества по 10-балльной шкале. В компании разработано специальное ме­тодическое пособие, в котором подробно для каждого вида деятельно­сти проводятся критерии оценки.

Всего в компании было разработано 10 грейдов. На первом уровне находятся стажеры, на втором и третьем - молодые специалисты, чет­вертый и пятый занимают более опытные специалисты. На шестом, седьмом и восьмом - квалифицированные специалисты. Девятый уро­вень относится к руководителям высшего уровня управления, а послед­ний, десятый, - для генерального директора. Должность президента компании не включается в систему градации.

Однако внедрить данную систему оказалось достаточно сложно как с организационной, так и с финансовой точки зрения. На практике вре­менные и денежные затраты внедрения системы оказались намного вы­ше, чем предполагалось.

Аттестация в компании проводится два раза в год, и на ее проведе­ние уходит более месяца.

Первые две аттестации оказались недостаточно эффективны. На­чальники не понимали, как проводить процедуру оценки. Одни ставили в основном семерки и восьмерки, другие – двойки и тройки. Сотрудни­ки, в свою очередь, восприняли нововведение как повод для увольне­ний. После каждой аттестации методика оценки дорабатывалась, но зарплата не привязывалась к грейду. Однако когда аттестация была проведена в третий раз, то зарплата у сотрудников одного грейда стала практически одинаковой. После последней аттестации компанию поки­нули шесть человек.

Такая система оценки позволяет регулировать интересы сотрудни­ка и компании. По мнению руководителей данной компании, основным ее преимуществом является то, что она позволяет рационально управ­лять политикой карьерного роста. Ведь не всегда хороший программист может быть талантливым руководителем и наоборот. Новая система по­зволяет специалистам повышать квалификацию именно в своей облас­ти. Она также дает возможность эффективно решать вопросы формиро­вания кадрового резерва. Если сотруднику ясно, какие качества ему не­обходимо развивать. Если сотрудник улучшает свои показатели, то у него повышается грейд и соответственно размер материального возна­граждения.

Вопросы:

1. Выделите преимущества и недостатки данной системы оценки по принципу грейдов.

2. В каких компаниях и в каких случаях имеет смысл вводить систему оценки по принципу грейдов?

3. Как вы считаете, насколько объективна данная система оценки? Можно ли преодолеть субъективизм в данном случае? Каким обра­зом?

4. Какими методами мотивации, на ваш взгляд, может быть дополне­на данная система оценки? В каких случаях она будет эффективно работать?

Задание 3. Ознакомьтесь с ситуацией «На завод пришел новичок» и выполните задание.

Леонид Ковшов, выпускник ГОУ НПО, пришел на завод «Стройдеталь» за полчаса до сме­ны. Накануне в отделе кадров ему дали те­лефон мастера арматурного цеха, на участке которого ему предстояло работать. Минут десять он пытался дозвониться до проход­ной, пока, наконец, не застал мастера на месте. «Направили ко мне?» - спросил тот. «Через 10 минут планерка - подходи к этому времени», – и повесил трубку. Завод был большой, незнакомый. Только через 15 минут Ковшов разыскал свой цех и участок. Все ра­бочие уже успели получить задания, и он услышал лишь, как мастер «настраивал» всех на выполнение срочного задания, то уговаривая, то угрожая. Когда все ушли, мастер заметил новичка: «А, это ты? Пойдем к станку».

Они долго пробирались по цеху между станками, пока не подо­шли к станку, который стоял несколько в стороне. Стружка вокруг него была не убрана, инструменты разбросаны, но станок (это было видно) - новый.

- Что, приходилось работать на таком?

- Нет...

- Новенький, только три месяца, как получили. Видишь, сразу тебе
доверяем. Вот только не повезло тому, что до тебя здесь работал.

Позавчера пошел на обед, а оттуда - в больницу. Пока побудь на его месте, а вернется - посмотрим. Ты прибери пока здесь, подго­товь станок, а я минут на двадцать к начальнику цеха сбегаю, после потолкуем, что к чему.

Новичок с готовностью принялся за уборку, собрал стружку, раз­ложил инструмент. Но когда подметал пол, его заставил вздрогнуть резкий свист: на него чуть не наехал электрокар. Электрокарщик увидел испуганное лицо, прокричал новичку: «Не зевай, салага!». После этого Ковшов все время оглядывался с опаской. Он уже заме­тил, что надо остерегаться не только электрокара, но и крана, кото­рый часто сновал над головой. Мастер вернулся через полчаса.

- Так, говоришь, на таком станке работать не доводилось? Тогда
слушай. И он стал рассказывать, какая это хорошая машина, на каком принципе основано ее действие, каковы параметры и характе­ристики, как нужно ухаживать за станком. Все время через несколь­ко предложений он переспрашивал: «Ясно? Понятно?» - и Ковшов поддакивал. Удовлетворенный такой обстоятельной и доходчивой, по его мнению, беседой, мастер еще раз переспросил: «Понятно?». Получил снова все тот же робкий ответ, ободряюще похлопал но­вичка по плечу: «Ну вот и начинай. Заготовок тебе хватит, а насчет инструмента спросишь у Терентьича, нашего "старшины"». Новичок хотел спросить, кто такой Терентьич и где его найти, но не осмелил­ся, да и мастер уже его не услышал бы.

Работа шла нормально, но с непривычки он все-таки порезал па­лец. Было не особенно больно, но кровь шла сильно. Поднял голову, хотел спросить, где можно сделать перевязку, но снова не отважил­ся: все сосредоточены - задание срочное, не до него. Кое-как пере­тянул палец носовым платком и снова принялся за дело.

Оторвался от станка неожиданно - заметил, что стало меньше шума. Судя по времени, начался обед, и все без него ушли. Пока он искал, где 15-й цех, в котором находилась столовая, опоздал - смена уже отобедала. Пожалели его в столовой, покормили, чем могли.

После обеда все шло, в общем, благополучно. В четыре часа Ков­шов собрался было сдавать работу (ему, как подростку, рабочий день положен на час меньше), но мастера не было видно. Мастер подошел к нему лишь в конце рабочего дня, осмотрел, что сделано, похвалил: «Продолжай в том же духе!». И тут же заспешил, ссыла­ясь на заботы: «Твоя смена кончилась, а у меня, брат, день ненор­мированный. У Ковшова было к нему много вопросов: хотелось знать, сколько заработал, какая работа будет завтра, но докучать этими мелкими делами, отрывать от более важных он не решился, тем более что мастер уже был далеко, а все рабочие разошлись. Ни­чего не оставалось больше, как отправиться со своими вопросами домой - до утра. А что будет завтра?

Задание.

1. Проанализируйте поведение и действия мастера по отноше­нию к молодому рабочему.

2. Дайте психологическую оценку первого рабочего дня новичка.

3. Определите целесообразное поведение и действия мастера в данной ситуации.

Литература:

1. Беликова В.А. Управление персоналом. Практикум. – Оренбург: ОГИМ, 2009. – 106 с.

2. Криницына З.В. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011 – 96 с.

3. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и д оп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365 с.

4. Талтынов С.М. Управление персоналом. Выпуск 7. – Воронеж: Издательско-топографический центр Воронежского государственного университета, 2008 – 66 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Планирование численности организации. Корпоративные праздники мероприятие продолжительность Количество участников Стоимость в странах СНГ Аристократический бал | Контроль доступа к данным
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.