Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика и гомилетика

 

Гомилетика — учение о христианском проповедничестве.

Если для языческой эллинистической цивилизации риторика была главенствующей наукой и искусством, то в наступившей новой эре – христианской – наступает полная переоценка всех ценностей, определяющих речевое поведение.

Христос принёс Благую весть в мир, где цивилизация с её городской развращённой культурой жила по бесчеловечным законам, сформулированным в известной латинской поговорке «Homo homini lupus est» (Человек человеку волк). Учение Христа кратко формулируется так: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин, 13, 34) представлялось безумием для ожесточившегося «просвещённого» человечества. Заповедь представлялась (да и сейчас для многих тоже) несовместимой со здравым смыслом, с привычкой к систематическому насилию и непримиримости. Проповедь нового учения никак не продолжала традиций предыдущих цивилизаций, а наоборот – во всём была им противоположна. Воистину пришло новое Слово. И новая христианская культура возросла на руинах античной цивилизации, отталкиваясь от неё особенно ортодоксально на первых порах, как это и подобает только что набирающему силу развивающемуся организму.

Основатель гомилетики – Иисус Христос. Его проповедь нового учения – и суть, и жанровая форма, в которую оно отливалась – записаны в Евангелиях многочисленными свидетелями известных событий.

Что следует отметить в проповедничестве Христа?

1. Он предстаёт прежде всего как целитель тела и души – врач и учитель одновременно. Но лекарство Его – одно, Его слово – исцеляющее и просвещающее.

2. Он говорит со всеми – и с толпой, и с Апостолами, и с фарисеями, книжниками, находя нужные слова в соответствии с уровнем собеседника. Характерно, что с толпой Он говорит притчами (толпа в принципе не может понимать сложные вещи), но разъясняет смысл сказанного своим ученикам наедине. С фарисеями и книжниками – языком Писания, то есть ведёт учёные беседы и споры, например: «Не мнити, яко приидох разорити закон или пророки, а исполнити» (Мф. 5:17).

3. Главное в Его речи – любовь к собеседнику: «Благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое, а злой человек от злого сокровища сердца своего износит злое: от избытка сердца глаголят уста его» (Лк. 6:45) То есть речь – не плод холодного рассудка, а излучение сердца.

В Евангелиях постоянно идёт полемика с античным растленным миром, с риторическим софистическим мышлением, философией релятивизма. Господь утверждает незыблемость истины, в существовании которой по-гречески образованные люди того времени изверились. Своим Апостолам он заповедует: «Да будет слово ваше «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37)

Известно наставление Апостолам, которых Он посылает на проповедь, изложенное в главе 10 от Матфея:

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:

25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;

30 у вас же и волосы на голове все сочтены;

31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку - домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Это замечательное место, очень точно передающее практические воззрения на христианское проповедничество. Отметим следующие моменты:

Во-первых, Апостолам Христос даёт особые полномочия – лечить и учить. Единственное средство для выполнения этой миссии – слово Истины. Сам он был для своих учеников примером в этом – величайший целитель и проповедник.

Во-вторых, что следует отметить в интересующем нас плане, - требование полного бескорыстия как важнейшего фактора успеха. Жить на подаяние.

В-третьих – никакого насилия над слушателями: тот, кто не приемлет нового учения сам несёт ответственность за его неприятие.

В-четвёртых: «карьерные перспективы», если говорить нынешним языком, которые открываются для Апостолов, самые невесёлые: предстоят судебные тяжбы и побои. И хотя их не избежать, но всё же следует быть очень осторожными: мудрыми (изворотливыми, скрытными) как змеи, и простыми (кроткими, безобидными), как голуби.

Пятое обстоятельство, на которое следует обратить внимание: это «полемическая подготовка». Христос ободряет учеников тем, что в трудную минуту, когда нужно будет в судилище постоять за себя, у них откроются сверхъестественные способности в ведении споров, произнесении речей в свою защиту. (Это обстоятельство – красноречивость обвиняемого – хорошо подмечено многими. Действительно, в вопросах, касающихся жизни и смерти, самый косноязычный человек становится пламенным оратором[28]).

Последствия проповеди ужасны: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21-22). Это пророчество исполнилось буквально, когда сторонников новой религии стали преследовать и убивать, как это было в первые века в Римской империи, давшей целый сонм святых мучеников. От такой перспективы содрогнётся сердце и восстанет разум, если только нет веры в Божественную предопределённость истории, которая направило человечество на рельсы новой жизни.

Апостолы направились на проповедь, но, как следует из тестов Евангелия, у них не всё получалось. И, видимо, не должно было получиться, так как земная миссия Христа ещё не была к тому времени выполнена: мир ещё не видел крестных страданий Господа и чуда Его Воскресения. Поэтому по-настоящему проповедниками христианства они становятся только после того, стали участниками и свидетелями этих величайших Евангельских событий, когда им по обещанию Учителя был послан Дух Святой в день Пятидесятницы – вот тогда произошло перерождение обыкновенных учеников в Апостолов новой веры.

Стать по собственному желанию проповедником Христа, очевидно, не возможно. Для Апостолов нужно было пройти через немыслимые испытания, через духовное падение, через иудино предательство отречение от своего учителя (что было с Апостолом Петром), через неверие в его Воскресение (как у Апостола Фомы), через уныние и страх, которые их, оставшихся на Земле без Учителя после Его Вознесения, лишили всякой воли к действию. Апостолы были простыми смертными. Только факт божественного вдохновения ознаменует их окончательное превращение в пламенных поборников веры и подвигает на проповедь по всему миру.

Факт этого перерождения мы читаем в Деяниях:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян.2:1-4)

Далее рассказывается, что первая реакция на проповедь была неоднозначна, некоторым показалось, что эти люди, охваченные возбуждением от только что пережитого чуда, пьяны. И это вполне естественно – всё новое во все времена и у всех народов вызывает подозрения и недоверие. Мало ли оригиналов и лжепророков? Только время показало всю силу христианства.

Три дара христианского проповедника.

У настоящего проповедника Христа, какими были первые Апостолы, было три дара:

1. Глоссолалия (дар экстатический) - способность изъясняться на всех языках и быть понятным для любого человека вне зависимости от национальной и языковой принадлежности: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 1:4). Это свойство можно объяснить тем, что христианство – религия в высшей степени понятная для всех народов и может быть объяснена без особых сложных философских конструкций (хотя есть иные объяснения);

2. Профития (дар энтузиастический) – способность пророчествовать; качество, которым отмечены многие из глубоко верующих христиан (наиболее известное из пророчеств – Откровение Иоанна Богослова о конце времён);

3. Дидаскалия (дар рационалистический), дар учительства, умение усвоив христианскую доктрину, излагать её[29].

Особенность гомилетики от самого момента рождения в том, что первые проповедники нового учения, не имели в своём распоряжении никакой записанной идеологии. Первобытная христианская проповедь в отличие от риторики основывалась на сердечном, живом общении собеседников. Само слово «гомилетика» происходит от греческого «homileo», что значит «общаться», «беседовать с кем-либо», «собеседовать», что предполагало диалогическую форму общения. Христос не оставил собственноручно написанных текстов. Он утверждал другую истину, которую нельзя зафиксировать в мёртвой букве.

Первые Апостолы распространяли учение Христа, рассказывая то, чему сами были свидетелями и участниками. Но спустя многие годы этих свидетелей становилось всё меньше – вот тогда и появилась неизбежная потребность в записанной истории – были созданы многочисленные Евангелия, четыре из которых (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна - канонические) стали общепринятыми до наших дней.

Главный вопрос, которым прежде всего занимается гомилетика как наука о христианской церковной проповеди — это вопрос о существе, или природе проповеди. Одно ли и то же, по своей природе, проповедь церковная и ораторское искусство вообще? Составляет ли церковная проповедь лишь вид ораторства вообще? Некоторые склоняются к тому, что гомилетика – лишь вид риторики[30]. Но может ли быть так, если учитывать прямую и во всём противоположность гомилетики и риторики?

Вот сравнение этих двух явлений речевой деятельности.

 

Параметры сравнения Риторика Гомилетика
Определение Риторика – грамотная речь, то есть предварительно написанная и обдуманная.   Гомилетика – живая речь «от избытка сердца», непосредственная, искренняя.
Причины возникновения «Риторика родилась из распрей» как средство борьбы Гомилетика родилась из любви к ближнему
Способ достижения успеха Обучение – главная причина успеха оратора Вдохновение – главная причина успеха проповедника.
Отношение к слову Слово – послушный инструмент для достижения личных целей. Слово – Бог (Божественный Логос). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1)  
Отношение к имуществу Ритор получает гонорар («Прекрасно и ценно уметь выступить с хорошей красивой речью в суде, совете или перед иными властями, … убедить слушателей и удалиться с наградой» - Софист Гиппий (Платон. Гиппий Больший) Проповедник получает милостыню («Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14)
Отношение к себе Отстаивание своей личной точки зрения Проповедник выступает лишь посредником между Богом и людьми (Ин 7:16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение–не Мое, но ПославшегоМеня)  
Отношение к истине Отрицание истины как реальности Утверждение единой Истины – Христа.

 

До половины III века в Церкви существовало убеждение, что проповедь церковного учителя — исключительно дело вдохновения от Св. Духа, то есть церковный оратор является не более, чем посланцем, через которого вещает Святой Дух. Ни о какой риторике речи быть не могло. В первые века древняя христианская церковь отказывалась принимать в свою среду риторов и даже к крещению допускала их не иначе, как после формального торжественного отречения их от ораторства[31].

Но последующее становление церкви привело к примирению с риторикой и даже к тому, что она была взята отцами церкви на вооружение. Сыграло свою роль появление христианской письменности. С 3 века н.э. было был наложен запрет на проповедование всем, кроме священников. Дело в том, что широкое распространение христианство, произвольное толкование евангельских текстов привело к вульгаризации и ересям. И потому роль строгих письменных источников в проповеди возрастала: не только дух, но и букву надо было сохранять. Это уже момент, который можно назвать началом риторизации христианской проповеди – опора на письменный источник, а не на вдохновение.

Второй шаг навстречу риторике был сделан, когда выдающийся Христианский богослов Ориген[32] открыто признал необходимость речевой подготовки проповедников. Затем этот взгляд на языческую риторику поддержали и другие видные мыслители церкви. Например Блаженный Августин в своём сочинении “De doctrina Christiana” (О христианской науке) указывает, что риторика — предмет общего образования, и не бесполезна для проповедника, хотя отнюдь не необходима; проповеднику достаточно изучить св. Писание и произведения литературы церковной. Как для оратора вообще, так и для проповедника нужна мудрость (sapientia); к проповедническому служению более способен тот, кто может рассуждать “мудро”, хотя бы и не мог говорить красноречиво. Тем не менее, Августин находит возможным преподать проповеднику свое учение о трёх видах стиля и об изложении. Так появляется «христианская риторика» (понятие, как мы видели, заключающее в себе внутреннее противоречие).

Тезис (риторика) – антитезис (гомилетика) – синтез (христианская риторика). Так можно описать схему, по которой разрешается конфликт языческой риторики и христианской гомилетики. Дальнейшее развитие даёт нам образцы великих творений, созданных в союзе риторики и христианской гомилетики.

Самое известное здесь, пожалуй, - творчество святителя Иоанна Златоустого (344-407), архиепископа Константинопольского. Златоустом он был прозван именно за своё красноречие, умение доходчиво разъяснять сложные вещи[33]. Ученик известного ритора Либания, адвокат по профессии, он обратился в христианство и привнёс в служебный обиход и в христианскую литературу многие достижения риторической мысли. Вершина его творчества – это создание последования (сценария) Божественной литургии. За основу он взял тот вариант, который до него был написан другим отцом церкви - Василием Великим (330-379), тоже бывшим учеником ритора Либания.

Но полного примирения между риторикой и гомилетикой не произошло, эти два предмета изучаются раздельно в духовных учебных заведениях. Риторика преподаётся традиционно, по античному канону[34], а гомилетика как наука о составлении и произнесении церковной проповеди[35].


[1] В некоторых источниках – Драконт. По-гречески δρακον – баснословный змей, или змея вообще. Возможно, имя судебного реформатора Афин, было иным, а Драконом его могли прозвать за невероятную жестокость введённых им законов.

[2] В основе этих трёх жанров лежат повествование, описание и диалог – три способа словесного воссоздания действительности.

[3] Вот примеры античных софизмов.

Софизм "рогатый".

То, чего ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов. Следовательно, ты имеешь рога.

Софизм "куча".

Будет ли куча песку, из которой мы взяли одну песчинку, считаться кучей? Да, будет. А если взять ещё одну песчинку? Будет. Так как при последовательном отнятии по одной песчинке куча не перестаёт быть кучей, то одна песчинка должна называться кучей.

Софизм Эватла.

Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: "Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора". На это Эватл отвечал: "Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда".

(Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет.)

[4] См. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.208.

[5] См. Платон. Теэтет, 161 d.

[6] Антология мировой философии. Т.1., ч.1. – М.: Мысль, 1970. С.318. Будучи человеком рассудительным, Протагор считал, что выгоднее верить в богов, чем не верить.

[7] Горгий выразил здесь общемужской взгляд на женскую природу.

[8] Псевдо-Плутарх. См.: Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать.- М.1998. – С.43.

[9] См. например, Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство

[10] См. Платон «Софист», 231 d-e.

[11] См. Платон. «Горгий», 59 С. В этом диалоге Горгий выставлен несколько в карикатурном свете. Это надо учитывать, помня, что Платон был лютым врагом софистов.

[12] Там же.

[13] Там же, 502 е – 503 с.

[14] Там же, 526 d.

[15] Относится к младшим софистам. Но, возможно, вымышленное лицо, введенное Платоном в диалог «Горгий».

[16] Там же, (526 e)

[17] Подлинного искусства речи… нельзя достичь без познания истины, да и никогда это не станет возможным. – см. Платон «Федр», 260, e/

[18] См. Там же, 263 b-e, 264 a-b, c.

[19] (от греч. σιλλογισμος – сосчитывание) – дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим третьим термином, получается третье суждение, называемое выводом, при этом средний термин в заключение не входит. Например: Люди смертны (большая посылка). Сократ – человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение).

 

[20] (от лат. inductio – наведение), когда выводится какое-то общее правило на основании рассмотрения многих частных случаев, обобщение фактов или суждений. Аристотель выявил два вида индукции: индукцию через простое перечисление и неполную индукцию.

[21] См. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в 4 т.т. М. Мысль, 1978. - Т. 2.

[22] Этот раздел основан на работе М.Л.Гаспарова Цицерон и античная риторика // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: 1972.

 

[23] См. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: 1972.

[24] См. Там же.

[25] См. там же.

[26] Там же.

[27] Канон десяти аттических ораторов (5-3 в.в.): Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Динарх, Гиперид, Ликург.

[28] См., напр., Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

[29] См.: Барсов Н. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1883.

[30] См., напр.: Волков А.А. Курс русской риторики. М.: изд-во храма св. мученицы Татианы. 2001.

[31] См. Барсов Н. Там же.

[32] Ориген (185 - 253), христианский теолог. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из которой вышел также Плотин), возглавлял христианскую школу.. Св.Писание с его времени стало исходным пунктом проповеди и главным источником ее содержания.

[33] См. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие. – М.: изд-во УРАО, 1988.

[34] См., напр.: Волков А.А. Указ. соч.

[35] См., например: Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Квинтилиан и итоги античной риторики | Мышление как биологический процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.